Визит Путина в Турцию: как он отразится на регионе

Известный военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Александр Перенджиев рассказал Day.Az о вторжении турецкого спецназа в Сирию для борьбы с курдами и "ИГ", о предстоящем визите президента Владимира Путина в Турцию, а также о том, смогут ли Россия, Иран и Турция совместными усилиями полностью ликвидировать все ячейки "ИГ" в Сирии.

Полагаю, что глубоко внутрь территории Сирии турецкие войска заходить не будут. Именно войсковые подразделения. А вот силы специального и разведывательного назначения уже давно действуют в глубине территории Сирии. Как утверждают сирийские власти, начавшаяся военная операция Турции происходит без согласия с официальным Дамаском, что позволяет последнему обвинять официальную Анкару в скрытой агрессии под видом борьбы с террористами.

Основные цели - уничтожение общего врага - "ИГ", "Джабхат-ан-Нусра" и других террористических организаций. К тому же, не должно быть допущено боевых столкновений турецких войск как с группами спецназначения САР, так и с отрядами самообороны курдов. Иначе Турция рискует вступить в открытый военный конфликт с сирийскими курдами и сирийским руководством, которые могут объединиться в антитурецкой борьбе. При этом, не исключена скрытая поддержка в этой борьбе курдов со стороны США.

Уверен, что в этом году и даже в течение следующего года полностью ликвидировать "ИГ" не удастся. Дело в том, что террористы в Сирии и Ираке получают многочисленную помощь от различного рода субъектов, заинтересованных в их существовании. Террористическая идеология пока также остается привлекательной не только на Ближнем Востоке, но в других государствах, где проживают этнические мусульмане, включая постсоветское пространство и страны Европы. Питательной средой для вербовки в "ИГ" являются незаконная миграция, социальная неустроенность и разруха в этих государствах. Однако не надо сбрасывать со счетов и бюрократически-коррупционный фактор - взяточничество, волокита и чванство чиновников всегда находит протест против действующей власти. Этим и пользуются вербовщики террористических организаций.

Кроме этого, "ИГ", "Джабхат-ан-Нусра" используют так называемые "облачные" военные технологии. Суть их в том, что боевики не ведут территориальную войну за удержание каких-либо объектов. Их сила в перемещении "сгустками", когда они могут оказываться на одном из флангов атакующих войск, в их тылу и даже внутри этих войск. При этом, как и все террористы, они объединены по сетевому принципу, могут действовать автономно или уходить быстро в "подполье". То есть, переходить от собственно военных действий к партизанско-диверсионным или городской герилье и обратно. Подобная вязкость, растворение среди мирных жителей создают очень тяжелые условия для борьбы с "ИГ".

Кстати они также успешно прикрываются политическими лозунгами, периодически выдавая себя за Свободную сирийскую армию и требуя защиты у западных партнеров от натиска ВКС РФ и сирийской армии.

Что касается предстоящего визита президента Владимира Путина в Турцию, на мой взгляд, самыми важными вопросами будут Сирия, курды и сотрудничество в сфере противодействия госпереворотам. Последний вопрос актуален и для России в преддверии проведения выборов в Государственную Думу РФ. Однако я уверен, что официальная риторика встречи будет направлена на то, чтобы эти темы смотрелись не как первостепенные. Поэтому обсуждаться будут вопросы экономического сотрудничества, прежде всего, по реанимации проекта "Турецкий поток". Будет также уделено внимание возможному сотрудничеству Турции с альянсом Москва-Баку-Тегеран по формуле "3+1", повышению статуса официальной Анкары в структуре Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) - от партнера по диалогу к статусу государства-наблюдателя.

Сеймур Мамедов