Европа в ожидании транскаспийского чуда - АНАЛИТИКА

Несмотря на то, что сейчас у всех на устах вопрос выхода Ирана на газовый рынок Европы, свою актуальность не теряют и возможности поставок на европейский рынок "голубого топлива" из Туркменистана. Вообще, Европейский Союз связывает большие надежды с поставками газа из Каспийского региона и Ближнего Востока. Все это может стать реальностью благодаря инфраструктурным проектам, реализуемым в рамках создания Южного газового коридора (ЮГК), по которому в первую очередь пойдет топливо из Азербайджана. Именно успешное развитие ЮГК дало ЕС возможность для активизации переговоров по строительству Транскаспийского газопровода, который может связать газотранспортные системы Азербайджана и Туркменистана.

В последнее время стремление Европейского Союза к выходу к новым и альтернативным источникам энергоресурсов приобрело более четкие очертания. С азербайджанским газом все давно решено и четко определено, но ЕС хочет идти дальше на Восток - на освоение газовых ресурсов Туркменистана, что может стать возможным благодаря строительству Транскаспийского газопровода. Проект прокладки 300-километрового газопровода по дну Каспия к берегам Азербайджана считается оптимальным для доставки туркменских энергоресурсов на европейский рынок. Далее туркменский газ может попасть в Турцию, которая граничит с европейскими странами.
 

Транскаспийский проект может быть реализован в рамках лоббируемого ЕС проекта Южного газового коридора, составными частями которого являются действующий Южнокавказский газопровод (расширяется), а также Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) газопроводы (первый строится, а прокладка второго начнется в 2016 году). Именно благодаря этой инфраструктуре туркменский газ (в случае строительства Транскаспийского трубопровода) из Азербайджана сможет поставляться в Европу.
 

Проектная мощность Транскаспийского трубопровода увязана со спросом на туркменский газ в Европе. Наиболее заинтересованными сторонами в этом проекте являются Европейский Союз и Туркменистан. Интерес Европейского Союза в реализации Транскаспийского проекта очевиден на фоне его желания диверсифицировать источники и маршруты поставок газа на свой рынок. Сейчас, в условиях достаточно сложных отношений между Украиной (страна-транзитер российского газа на европейский рынок) и Россией, ЕС как никогда заинтересован в снижении зависимости от российского "голубого топлива". Если с запуском Южного газового коридора с начала 2020 года на европейский рынок на начальном этапе будет ежегодно поставляться 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа с месторождения "Шах Дениз" (но по ЮГК может пойти и газ с других морских структур Азербайджана), то с подключением к коридору Туркменистана эти объемы могут быть гораздо больше.
 

Туркменистан, который обладает одними из крупных запасов газа в мире, имеет достаточно диверсифицированную схему его экспорта. Но несмотря на то, что туркменский газ сейчас экспортируется в Россию, Китай и Иран, со строительством Транскаспийского участка ЮГК Туркменистан получит доступ к газовому рынку Европы и тем самым сможет задействовать свой большой газовый потенциал. В частности, страна (которая готова продавать газ на собственной границе) рассматривает возможности поставок на европейский рынок от 10 до 30 миллиардов кубометров газа в год.
 

Азербайджан в вопросе строительства трубопровода по дну Каспия исходит из позиции, что в первую очередь к согласию и определенным договоренностям должны прийти наиболее заинтересованные стороны - ЕС и Туркменистан. В свою очередь, республика готова предоставить свою газотранспортную инфраструктуру, которая и позволит обеспечить доступ туркменскому газу к ЮГК. Нельзя отрицать и тот факт, что транзит туркменского газа принесет Азербайджану дополнительные доходы.
 

Однако, позиции прикаспийских стран, относительно прокладки Транскаспийской трубы, разнятся. Баку и Ашхабад считают, что реализация этого проекта - суверенное право двух стран, потому что трубопровод проляжет по их территориальным водам. Однако, Россия и Иран придерживаются позиции, что этот вопрос может быть рассмотрен только после определения правового статуса Каспийского моря, поднимая вопрос об экологической безопасности его прокладки.
 

По словам представителя МИД России Александра Лукашевича, Москва считает, что односторонние действия по строительству Транскаспийского газопровода приведут к подрыву доверия между странами региона. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства добавил, что проблему сооружения магистральных трубопроводов в Каспийском море нужно рассматривать, прежде всего, с учетом экологического аспекта. "Об экономике проекта, его эффективности и финансовой окупаемости пусть судят те, кто планируют в него вкладываться. А вот экологическая сторона вопроса касается в первую очередь стран, берега которых выходят на Каспий, причем всех без исключения. И здесь все пять каспийских государств имеют право голоса", - говорил Лукашевич.
 

По его словам, по техническим регламентам перекачка топлива по магистральным трубопроводам осуществляется под значительно большим давлением, чем при добыче из скважины в прибрежной зоне. Причиной серьезной аварии может стать как природный катаклизм - землетрясения и извержения подводных вулканов в срединной части моря не редкость, - так и человеческий фактор. "Убеждены, экологическая безопасность на Каспии должна быть безусловным приоритетом", - отметил российский дипломат.
 

В любом случае, организация разработки и добычи на море - процесс очень сложный и всегда несет определенные риски. Соответственно, все это требует проведения больших работ по обеспечению и соблюдению всевозможных норм безопасности. Это объективный процесс, которому следуют при реализации крупных как добывающих, так и инфраструктурных морских проектов. При этом, российские компании сами занимаются разработкой месторождений на Каспии, поставляют газ в Европу по трубопроводу "Северный поток", который идет из России в Германию по дну Балтийского моря, а также собираются строить "Турецкий поток" через Черное море. Экологический вопрос - это лишь повод.
 

Как сказал Trend глава азербайджанского Национального центра экологического прогнозирования Тельман Зейналов, при соблюдении всех необходимых технических процедур прокладка Транскаспийского газопровода является абсолютно безопасной. Если при строительстве газопровода будут соблюдены все нормативные процедуры, прописанные в соответствующей документации, то ни о какой опасности не может быть и речи.
 

Эксперт отметил, что, инвестируя огромные средства в строительство такого важного газопровода, Азербайджан и Туркменистан наверняка смогут выполнить все необходимые процедуры.
 

"Наверняка контроль со стороны Баку и Ашхабада будет жестким", - сказал Зейналов.
 

Самое главное, что при реализации таких важных проектов нужна политическая воля и поддержка, которой до сих пор и не хватало проекту Транскаспийского газопровода. Но как ранее говорил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, проект будет главным приоритетом ЕС, и Брюссель готов предложить любую политическую поддержку. То есть, ЕС приложит политические усилия для того, чтобы все работы по проекту завершились к концу 2019 года.
 

Кроме этого, по словам Шефчовича, Европа намерена найти техническую и правовую базу для поставок туркменского газа через Азербайджан. При этом, проблемой в реализации поставок газа из Туркменистана является позиция РФ относительно прокладки газопровода по дну Каспия (позиция России - для этого необходимо согласие соседних стран).
 

Более уверенная позиция Евросоюза в отношении транскаспийского проекта связана с активными работами по формированию Южного газового коридора, который позволит Европе получить азербайджанский уже совсем скоро.
 

На самом деле, в последнее время Европа достаточно активизировала свои действия относительно реализации Транскаспийсокго газопровода. Это и визиты в Туркменистан, и обсуждения в четырехстороннем формате (ЕС, Азербайджана, Туркменистан и Турция), а также подготовка Брюсселем европейских компаний к переговорам с туркменской стороной. Рассматривается даже возможность создания компании "Caspian Development Corporation". То есть, работа проводится достаточно серьезная и активная, но что будет дальше, покажет время.
 

Однако, реализации проекта Транскаспия может позволить расширить зону охвата ЮГК, выйти Туркменистану на европейский рынок, Азербайджану, Грузии, Турции еще более задействовать свой транзитный потенциал, а Европейскому Союзу - укрепить собственную энергетическую безопасность и добиться стратегической цели - значительно снизить российское газовое давление.