Французский «миксер» – кто на самом деле боится чужой идентичности – АКТУАЛЬНО от Лейлы Таривердиевой

Автор: Лейла Таривердиева
В Баку продолжает работу заседание министров Координационного бюро Движения неприсоединения. На открытии заседания накануне выступил Президент Азербайджана Ильхам Алиев. И, как всегда, взбудоражил своей речью и Ереван, и сепаратистское армянское болото, и страдающие фобиями в отношении нашей страны стороны. Говорил глава государства обо всем в контексте интересов стран-участниц Движения неприсоединения, но каждый, кому были адресованы прозвучавшие месседжи, их получили.
И тема неоколониализма, и вопрос территориальной целостности, и проблема мин - все это имеет самое прямое отношение к странам-членам Движения. Несмотря на то, что человечество вроде бы отказалось от колониализма еще в прошлом веке, в ряде случаев изменилась только форма отношения сюзерена к своим вассалам, но не содержание. Об этом можно судить по тому, насколько была нивелирована в последние десятилетия роль Движения неприсоединения - второй по численности участников мировой организации. Столь крупное объединение стран не должно было оставаться на задворках мировой политики и за бортом принятия решений. Как сказал Президент Азербайджана, теперь более заметное присутствие Движения в мировых делах жизненно необходимо. Настало время ДН, "являющегося истинным защитником принципа мультилатерализма и вторым по величине международным институтом после ООН, найти свое место в новом перестраивающемся мировом порядке. И громко заявлять о случаях нарушения суверенитета и территориальной целостности и вмешательства во внутренние дела государств", подчеркнул азербайджанский лидер.
Движение неприсоединения действительно может действовать эффективно. Председательство Азербайджана показало, что при наличии лидера и правильном, скажем так, менеджменте, возможно и привлечь внимание мира к проблемам, и защитить интересы своих членов. Тут стоит напомнить и выбивание по инициативе Президента Ильхама Алиева помощи странам ДН во время пандемии, и неоценимую поддержку, оказанную членами организации Азербайджану в ООН в дни Второй карабахской войны. Не ошибемся, если скажем, что за последние три года, то есть за время председательства Азербайджана в ДН, организация начала чувствовать себя единым организмом и реальной силой. В условиях, когда неоколониальные нотки реально появляются в политике отдельных стран, это единство может сыграть очень важную роль. И, несомненно, сыграет.
Большое место в своем выступлении Президент Ильхам Алиев уделил Франции. По мнению азербайджанского лидера, Франция - одна из тех стран, что в современную эпоху пытаются вернуть себе статус мировых держав, который имели, владея чужими территориями и народами. И поспорить с этим трудно. Армянские демагоги напрасно видят в упоминании Франции какую-то обиду Баку. У нас, конечно, есть немало серьезных вопросов к Парижу, но в данном случае они вписываются в контекст и являются частью не только нашей, но и общемировой проблемы. Донести это до членов второй по численности мировой структуры - вот такая стоит задача.
Президент Азербайджана не оговорился, заявляя о неоколониальных тенденциях в мире. В наше время колонизация не может выглядеть так, как триста лет назад, сегодня у этого процесса свои пути. Обратим, например, внимание на то, как Франция пытается взять в руки Южный Кавказ. Поведение Парижа вписывается в безумную неоколониальную стратегию очень гармонично. Азербайджан никогда не входил в число подвластных французам территорий, как и Южный Кавказ вообще. Однако в современных реалиях наш регион приобрел особую ценность, стал лакомым куском, и тот, кто утвердит здесь свое влияние, окажется в выигрыше. С ослаблением позиций и возможностей российской стороны Франции стало казаться, что настал ее звездный час. Макрон решил идти путем России и европейских миссионеров начала ХIX века, используя для осуществления экспансии на Кавказе армян. Рот господина Макрона в буквальном смысле слова не закрывается - так много накопилось в душе французского лидера. Выпады против территориальной целостности и национальных интересов нашей страны, вмешательство в ее внутренние дела не утихают. В то время, как происходящее в его собственной стране диктует необходимость срочного решения серьезных внутренних проблем, Президент Франции занят совсем другими делами - он решает проблемы Армении и армянства. Французские города охвачены беспорядками и огнем, он же встречается с армянской диаспорой и чуть ли не обещает ей азербайджанские земли или, на крайний случай, особые гарантии и права для армян.
Президент Франции страшно обеспокоен правами армянского меньшинства в Азербайджане? А вот мы обеспокоены правами и состоянием этнических меньшинств во Франции. В этой стране, как сказал Президент Ильхам Алиев, "все чаще звучит устойчивый и широко распространенный, особенно в СМИ и в Интернете, расистский и дискриминационный дискурс в отношении некоторых этнических меньшинств, расистские ненавистнические высказывания со стороны чиновников и членов двух палат французского парламента". Азербайджанский лидер указал на лицемерие французской стороны, которая, запрещая корсиканский язык и НЕ ПРИНИМАЯ КОНЦЕПЦИЮ НАЦМЕНЬШИНСТВ, берет на себя роль защитника армянского меньшинства в Азербайджане.
Это действительно очень любопытный момент: Франция, не признающая концепцию национальных меньшинств и принципиально не присоединяющаяся к соответствующим международным документам, требует от Баку каких-то особых прав для этнических армян. Как-то это нелогично. Если французские власти являются сторонниками особых прав для этнических групп, пусть начнут со своей собственной страны. От концепции национальных меньшинств Франция отказалась с самого начала создания республики. В этой стране запрещена этническая статистика, то есть никто не подсчитывает басков, немцев, итальянцев, алжирцев и др. Между тем, когда в Азербайджане говорят о понятии "азербайджанский народ" как едином для представителей всех народов страны, из той же Франции нас начинают обвинять в "ассимиляции", "покушении на идентичность" и так далее.
Несколько лет назад французский Высший совет по интеграции в одном из своих отчетов указал, что Франция "всегда отказывалась признать коллективные права отдельных групп или меньшинств. Она гарантирует полный набор прав каждому гражданину, позволяющий его индивидуальности занять свое место во французском обществе". Так ведь о том же самом говорят в Баку касательно армянского меньшинства Карабахского региона. Никаких специальных прав и гарантий для отдельной этнической группы не будет, а как граждане Азербайджана армяне могут пользоваться индивидуально, а не коллективно, всеми правами и гарантиями, которые предоставляют азербайджанское законодательство и Конституция всем гражданам, независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности. В отличие от Франции, в Азербайджане не боятся своей многонациональности и мультикультуральности и не скрывают численность этнических групп. Почему во Франции так боятся разнообразия, это их личное дело. Может быть, это происходит по той же причине, что и в Армении?
Невозможно удержаться от того, чтобы не привести цитату из трудов доктора социологических наук Ронана Ле Коадика (Университет Ренн, Франция), который, рассуждая об эффективности французской модели управления культурным многообразием, иронично отметил, что эта модель не вызывает ни малейших сомнений, "поскольку она достигла поставленной цели искоренения культурной отличительности национальных меньшинств на французской почве". Доктор Коадик изучает бретонцев и с горечью констатирует, что сегодня во Франции осталось не так уж много людей, владеющих бретонским языком.
Как можно узнать из исследований социологов, во Франции население принято делить на "урожденных французов" и граждан, имеющих иностранное происхождение. Однако никогда не уточняется, кто такие "урожденные французы" и почему среди них есть те, кто говорит не только на французском языке, но и на баскском, немецком, бретонском, нидерландском, фламандском, корсиканском. По мнению специалистов, понятие "француз" представляет собой сложную структуру, состоящую из различных идентичностей.
И снова возникает тот же вопрос: почему французы так этого боятся? Может быть, французское общество, несмотря на столетия искусственного смешивания в однородную массу, так и не стало единым и может развалиться, если сбавить скорость вращения лопастей этого "миксера"? Не случайно же на Корсике жестко, в судебном порядке запрещено использование корсиканского языка. При том, что Париж запрещает более 300 тысячам корсиканцев использовать свой язык, он же горой стоит за армянский язык в Азербайджане и за прочие особые права для армян. Где логика? Этнические меньшинства в нашей стране не запускают в "тестомешалку" до образования однородной массы. Потому что в разнообразии нет ничего страшного, наоборот, разнообразие ведет к развитию обществ. А тех, кто этого не понимает, постигает участь Армении.
Опять же - как называться и как вести этническую статистику, что разрешать и что запрещать, это личное дело французов, которое нас никак не касается. Но ведь и национальная политика Азербайджана - это тоже наше личное и внутреннее дело, которое ни Францию, ни кого-либо другого никак не задевает и не касается. Армянофилия и азербайджанофобия не могут быть аргументом или оправданием недипломатичных и политически безграмотных заявлений официального Парижа. Президент Макрон должен вспоминать о собственных грехах, когда отчитывается перед армянами в Марселе, заверяя, что "давит на Алиева" и что они "не должны сомневаться в его решимости" в вопросе Карабаха и Армении.
Как посоветовал, выступая на заседании ДН в Баку, Президент Ильхам Алиев, "вместо того, чтобы пытаться читать нотации другим, французские власти должны бороться с тревожными тенденциями в своей собственной стране".
Хорошие слова. Советуем прислушаться.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре