Ереван сделал выбор - религия против образования - РЕПЛИКА
Когда родина просит от человека жертв, ее с честью отдают, но когда жертву от имени родины требуют правящие страной олигархи, знайте, что рано или поздно эту жертву без чести забирают. Притом, в массовом порядке.

В Армении, в этом плане, сезон "урожая" в самом разгаре. Власти требуют жертвовать благосостоянием, желудком, а порой и жизнью. Апогеем можно назвать случай в Ширакской области, произошедший не так давно, когда жертвой экономического и социального положения стал, как не прискорбно, новорожденный. Родная мать, не желая ребенку своих страданий и нищенской жизни, пошла на самое жестокое преступление, задушив собственного сына...


Подобные трагедии для Армении - не редкость. Там вообще за последний год стали больше добровольно расставаться с жизнью. И не из-за несчастной любви, а из-за социальных проблем, осложненных беспросветным будущим.


Несколько дней назад все армянские СМИ буквально за считанные минуты торжественно распространили информацию о том, во 2-м квартале произошел рост экономической активности в стране, в сравнении с прошлым годом. Хотя, согласно данным опроса реального сектора, во II квартале 2015 года индекс деловой активности упал на 5,3 пункта ниже, чем в аналогичном квартале прошлого года.

Премьер-министр Овик Абрамян и министр экономики Карен Чшмаритян по поводу экономической активности тоже имеют "особое" мнение. По всей вероятности, это субъективное мнение должно было поддерживать теорию безупречности прогноза на 2015 год, в котором экономический рост заложен на уровне 4%. Однако, этот прогнозный показатель в среднесрочной программе на 2016-2018 годы, для 2015-го года почему-то сократился до 1%.

Тем временем, в среднесрочной программе на 2016-2018 годы вызывают интерес и другие факты. Выросли расходы на культуру, информацию, спорт и религию. Если в госбюджете планировалось предоставить этим сферам 22 млрд. драмов, то в среднесрочной программе эта сумма выросла до 26,8 млрд. драмов. Весьма похвально, если не учитывать, что эти расходы поднимаются за счет сферы образования (сокращают более чем на 2 млрд. драмов), социального обеспечения (сокращают на 10 млрд. драмов!) и сферы здравоохранения (сокращают на 330 млн. драмов).

В подобных обстоятельствах, у любого здравомыслящего человека может появиться вопрос: почему при отсутствии денег подняли расходы на второстепенные бюджетные статьи - культуру, спорт и религию, а сократили при этом расходы на образование, социальную сферу и здравоохранение? Ответ прост: для властьимущих инструменты воздействия на народ ценнее, чем он сам.


А тем временем нищету предвещают практически все экономические показатели этой страны.
 

Начнем с самого простого. Одним из самых главных критериев оценки экономического состояния является показатель внешней торговли, который в этой маленькой стране падает огромными темпами. Это подтверждает последний полугодовой отчет, опубликованный Национальной статистической службой. Внешнеторговый оборот Армении в первом полугодии текущего года сократился на 29,8%. По сравнению с началом года, это снижение увеличилось на 4,7%. Причем, в первом квартале этого года показатели были чуть лучше (- 28,5%).

Экспорт по сравнению с прошлым годом обвалился на 21,3%. Иными словами, "вирус" все еще находится на стадии развития. Удешевление национальной валюты отнюдь не стало для Армении плюсом в вопросе увеличения экспорта. Причина тому - отсутствие рынков сбыта.

Висящий на волоске драм - один жирный минус, опустошающий запасы Цетробанка и стимулирующий инфляцию. Напомним, что в течение прошлого года международные резервы Армении сократились на 700 млн. долларов. А в июне международные резервы Армении после двух месяцев разгрузки сократились еще на 52 млн. 800 тыс. долларов.

Сколько бы энтузиазма не было перед началом года, итоги полугодия показали, что план с ЕАЭС и с его "открывшимся" для Еревана 170-миллионным рынком, как и прогнозировалось с самого рождения идеи, провалился. Кризис углубляется с каждым пройденным кварталом, а Ереван находит свои, оригинальные пути "спасения". Первый - нагружать население расходами для пломбирования денежных дыр, что было продемонстрировано ростом цен на электричество. Второй - брать в долг у всех возможных сторон.

Говоря о долгах, хотелось бы отметить, что около недели назад в СМИ проскользнула информация, о том, что Евразийский фонд стабилизации и развития выдаст Армении льготный кредит на 300 млн. долларов. Переход 50-процентного от ВВП барьера долга является значимым риском, грозящим замедлением экономического роста, но очевидно, внешний долг Армении, переваливающий уже эту черту, совсем никого не беспокоит. А зря. Ведь, зная психологию армянской политики и после истории с "долговой ямой" Греции, что-то подсказывает, что кредитодателям следовало бы быть побдительнее.

Это мнение, кстати, разделяет и The Guardian. В статье под названием "Новая долговая ловушка", опубликованной в середине июля, издание предоставило список стран с перетягивающим долговым мешком на спине. В результате исследований организации Jubilee Debt Campaign, были выявлены 22 государства, уже погрязших в долговом кризисе. Не удивительно, что Армения оказалась в этом "почетном" списке.

Jubilee Debt Campaign определяют страну как имеющую высокий риск правительственного долгового кризиса, если ее чистая задолженность превышает 30% ВВП, дефицит текущего баланса превышает 5% ВВП, а сумма будущего погашения задолженностей - более 10% поступлений в госбюджет.

Нет сомнений, что в Ереване прекрасно понимают весь ужас сложившегося положения. Но стараются делать вид, что этого не понимает народ.

И потому в заключение очень к месту был бы монолог Альфреда Бордена из фильма "Престиж":

"Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется "наживка". Фокусник показывает вам самый обычный предмет - колоду карт, птицу, или человека. Он демонстрирует предмет, возможно, даже просит проверить, убедиться, что он - реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это, скорее всего, не так. Второе действие называется "превращение". Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите ее знать. Вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть, - это еще не все, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная часть, которую мы называем "престиж"".