Вся правда об обязательствах Азербайджана по Карабаху, которую скрывает Ереван
Бывают лгуны, которые лгут с таким невинным и трогательным выражением лица, что хочется дать им монетку за усердие. Именно с такой святой невинностью в глазах обычно врет главный дипломат Армении Эдвард Налбандян. Его профессиональный подход к делу явно заслуживает монетки, и не одной.
Выступая сегодня на брифинге с российским коллегой Сергеем Лавровым, глава МИД Армении озвучил несколько любопытных мыслей, точнее мыслишек, мимо которых просто невозможно пройти.
Отвечая на вопрос российского издания "Азербайджан заявляет, что намерен как можно скорее решить карабахский конфликт, тогда в чем же проблема?", Налбандян все с тем же невинным выражением лица заявил, что проблема заключается в том, что слова должны совпадать с делами. То бишь Азербайджан все время дает добро, а потом сам же от своих обещаний отказывается, пожаловался Налбандян. Вот, например, в Вене и Санкт-Петербурге было такое, после апрельских боев, в которых оккупационная армия потерпела поражение, потеряв ряд территорий и важных высот.
Послушаем Налбандяна, как цитирует его "Аравот": "Договоренности были достигнуты и в Вене, и в Санкт-Петербурге - увеличение числа наблюдателей, внедрение механизмов доверия, однако Азербайджан вновь отступился, сказав, что он не соглашался ни по одному вопросу. Азербайджан на высоком уровне объявил, что готов финансировать увеличение числа наблюдателей на линии соприкосновения, однако совершил еще одно отступление. Ясно, что такое происходило не раз".
Вопрос о механизмах доверия закрываем сразу. Хотя в Вене вопрос механизмов обсуждался, на встрече в Санкт-Петербурге он был отложен, так как Азербайджан ни при каких условиях не мог допустить превращения линии соприкосновения войск в некую "границу" с закреплением за оккупантами определенных прав. То есть до вывода с оккупированных территорий оккупационных войск Армении, ни о каких механизмах расследования речи не будет.
Президенты России, Азербайджана и Армении Владимир Путин, Ильхам Алиев и Серж Саргсян выразили приверженность нормализации обстановки на линии прикосновения в Нагорном Карабахе и согласились увеличить число наблюдателей ОБСЕ, сообщил журналистам глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи в Санкт-Петербурге, передает РИА Новости.
"Помимо того, что мы наметили конкретные шаги по активизации переговорного процесса, президенты согласовали трехстороннее заявление, в котором подтверждается их приверженность нормализации обстановки на линии соприкосновения, содержится их согласие на увеличение наблюдателей ОБСЕ, которые работают в зоне конфликта, и выражается приверженность созданию условий для того, чтобы был устойчивый прогресс в переговорах по политическому урегулированию конфликта", - сказал глава МИД РФ.
Как видим, никаких механизмов расследования. Не случайно, обвиняя Баку в отступлении от обещаний, в Ереване вспоминают только Вену, скромно не упоминая о Санкт-Петербурге.
А вот что касается расширения миссии наблюдателей, то тут ситуация интересная. Ведь работы в этом направлении действительно были начаты, а затем прекратились. Почему? Дело в том, что Баку дал согласие на расширение офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, но никак не мандата наблюдателей. Однако армянская сторона попыталась этим воспользоваться в собственных целях и, как говорится, расправить перышки после апрельского поражения.
В июне прошлого года, так сказать по горячим следам, сообщалось, что работы по расширению полномочий команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ находятся на стадии уточнения. Об этом в беседе с Tert.am сказал личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Понимая тонкость вопроса, дипломат особо подчеркнул: "Хотелось бы конкретизировать, что не расширяются мои полномочия, расширяется моя команда, количество ее представителей. Офис расширяется".
Несколько месяцев работы в этом направлении не дали результатов. И в марте этого года постпредство Азербайджана при ОБСЕ выступило с обращением к Постоянному Совету ОБСЕ.
Как писал Sputnik-Азербайджан, в обращении говорится, что в прошлом году стороны пришли к соглашению о расширении офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. 20 июля 2016 года Азербайджан представил предложение расширить офис, если мандат изменен не будет. Таким образом, была продемонстрирована политическая воля и готовность к осуществлению достигнутых соглашений на высоком уровне.
"К сожалению, затем на линии соприкосновения войск мы столкнулись с неприемлемыми элементами в связи с размещением наблюдателей ОБСЕ. Это же означает изменение стиля работы личного представителя действующего председателя ОБСЕ, что не соответствует достигнутым на уровне президентов договоренностям", - говорится в обращении.
В документе отмечается, что размещение на линии соприкосновения войск наблюдателей ОБСЕ до вывода армянских вооруженных сил с оккупированных земель может привести к укреплению статус-кво и затягиванию конфликта. Азербайджан не может пойти на этот шаг, который в целом противоречит целям Минского процесса, подчеркивается в обращении.
В результате решение вопроса расширения офиса было приостановлено. Чем не преминул воспользоваться Ереван. По сей день, уклоняясь от начала предметных переговоров, армянская сторона объясняет свою позу якобы невыполнением Азербайджаном договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге.
Проталкивая подобные идеи и лоббируя их с участием своих сторонников в России и США, Армения преследует совершенно определенные цели - руками международных организаций закрепить результаты оккупации, чего ей не удавалось сделать более четверти века. Идеи же о механизмах и расширении миссии ОБСЕ, рожденные бог знает в каких кабинетах каких стран, играют на руку оккупантам, буквально на блюдечке преподнося решение этой сложной задачи. Ведь не может быть сомнений, что те же механизмы расследования, инициированные - что уж скрывать - симпатизирующим армянской позиции сторонами, постараются ограничить возможности Азербайджана по освобождению своих земель.
О том, какие именно "неприемлемые элементы" были выявлены в ходе процесса расширения миссии, в подробностях не сообщается. Но, думается, Налбандяну уж об этом известно. И потому досада армянской стороны понятна.
Отсюда и домыслы, и обиды за отказ Азербайджана "финансировать" расширение миссии. Трудно такое представить, но страна-оккупант намеревалась закреплять свои позиции на азербайджанские деньги...
Кто-то такой наглости удивлен? Мы - нет.
Лейла Таривердиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре