Над пропастью лжи: Совет Европы "угрожает" Баку

Меняется мир, меняется мироустройство, происходят широкомасштабные изменения в геополитике и стратегии государств. Целые пласты политического ландшафта, доселе казавшиеся незыблемыми, содрогаются от ударов новых времен, принесших с собой иные требования, вызовы и угрозы.

Агитки неоконсерваторов по поводу передела мира и неизбежности усиления влияния "светоча демократии" в лице одной, хоть и очень могущественной страны; бесконечные повторы о бремени "демократического общества" в деле распространения принципов прав человека, открытого общества, гендерного равенства, прав, компактно проживающих в определенной местности людей якобы на самоопределение, безграничное сексуальное раскрепощение и легализацию однополых браков, уже устарели. Они потеряли былой лоск, смысл и превратились в обветшалые, выцветшие плакаты, хлопающие рваными краями на песочном ветру.

США, они же, выражаясь лексикой французских леваков 60-х годов прошлого столетия, мировой гегемон и глобальный жандарм с дубинкой и пряником, уже стали обрюзгшим стариком - хоть и все еще могущественным, сильнейшим и богатейшим, но растерявшим былое величие государством.

Соединенные Штаты с превеликим опозданием, но поняли, что демократия не может быть подарком, требованием или давлением.

До Капитолийского холма дошло, что неприкрытое, наглое давление даже на маленькое по территории и численности населения государство, ничего хорошего не даст: наоборот, высокомерное отношение к странам, проводящим нормальную, далекую от агрессии и шовинистической истерии политику в отношении соседей, стремящуюся к равноправным и обоюдовыгодным отношениям со всеми государствами, сулит самое меньшее - коллизии в отдельно взятом регионе. А самое большее - трагикомическую пародию на защиту демократии.

Президент США Дональд Трамп именно поэтому во всеуслышание объявил об отказе от политики мирового гегемона, подчеркнув, что отныне усилия и энергия американцев должны быть направлены на реабилитацию имиджа страны, на восстановление позиций в мировой экономике и т.д.

Кроме того, Вашингтон отказался от грубого прессинга на страны Восточной Европы, когда американские генералы и политики пугали европейцев угрозой с Востока, ордами немытых русских, давящих на газ ржавых танков, а в перерывах от криков и угроз, забавляющих себя скачками на медведях.

Наконец, США перестали воспринимать НАТО, Евронест, Европейский Союз и Совет Европы как неприятные, но неизбежные атавистические придатки реалий европейского политического бытия.

Но, увы, бытие есть, а уровень сознания и реакции осознанности во вполне определенных европейских организациях, оставляют желать лучшего.

Например, в том же Совете Европы...

Прения о двух пальцах

Вчера Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) начал разбирательство в отношении Азербайджана за неисполнение решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 2014 года по делу лидера движения "Республиканская альтернатива" (РеАл).

А 25 октября КМСА официально уведомил Азербайджан о своем намерении начать юридические действия, связанные с необходимостью обеспечения исполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу находящегося под арестом Ильгара Мамедова. "B сегодняшней временной резолюции комитет предоставил Азербайджану до 29 ноября возможность представить свое мнение в письменной форме. Если не будет принято решение, очередная временная резолюция, передающая дело в Европейский суд по правам человека, будет обсуждаться Комитетом министров 5 декабря", - говорилось в давешнем заявлении Комитета министров СЕ.

Ввиду того, что в постановлении ЕСПЧ не содержится требование о незамедлительном освобождении Ильгара Мамедова, правительство Азербайджана вправе выбрать способы исполнения судебного решения. Кроме того, правительство примет надлежащие меры в соответствии с решением суда по делу Ильгара Мамедова и официальный Баку выполнил все направленные ему предписания по данному делу.

Глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов назвал решение Совета Европы о запуске специальной процедуры реализацией политики двойных стандартов в отношении Азербайджана. Кстати, совершенно справедливо и точно.

Таким образом, Совет Европы грозит Азербайджану применением пресловутой "статьи 46". Причем, впервые в истории Совета Европы, впопыхах и казуистически, глупо и как бы тривиально не звучало, несправедливо и не по делу. Ведь в 68-летней практике Совета Европы "статья 46" еще ни разу не применялась.

Суть применения "статьи 46" заключается в том, что Комитет министров передает вопрос о неисполнении решения ЕСПЧ самому суду. Если последний приходит к выводу, что неисполнение имеет место, и оно лишено правовых оснований, то вопрос вновь выносится на рассмотрение Комитета министров для принятия соответствующих мер в связи с несоблюдением страной обязательств перед организацией. Эти меры могут иметь характер санкций. Статья 46.4 Европейской Конвенции предусматривает исключение из СЕ стран, не выполняющих решений Европейского суда по правам человека.

То есть, если "специальная процедура", а точнее, процесс дистанционной, показательной экзекуции не удовлетворит ее инициаторов, то Совет Европы может принять более жесткие шаги в отношении Азербайджана - как ограничение деятельности страны в Совете Европы, так и полное исключение Азербайджана из этой организации.

Напомним, Ильгар Мамедов арестован 4 февраля 2013 года в связи с событиями в городе Исмаиллы 23-24 января. 17 марта 2014 года он приговорен к семи годам лишения свободы. ЕСПЧ же объявил арест Ильгара Мамедова "политически мотивированным" и принял решение о его освобождении.

Кто же они, заключенные политически?

На Netflix есть американский сериал "Очень странные дела", оммаж на поп-культуры 1980-х годов. В нем обыгрывается концепция "изнанки" - параллельного измерения, другого, странного, загадочного и страшного мира.

Да, там та же природа, ландшафт, строения, улицы, деревья. Только небо муторно-черное, вместо людей - алчущие крови и "свежего мясца" чудовища, а когда из параллельного измерения вырывается буря, то завывающий ветер привносит огромный силуэт Теневого Монстра. Он ненавидит все живое в нашем мире, стремится все "упорядочить" по своему разумению, и люди в этой схеме всего лишь излишний материал, не более.

Уподобившись тому Монстру, возненавидев логику и самый обыденный порядок вещей, Совет Европы утверждает, что якобы И.Мамедов является "политическим заключенным".

Так ли это?

В соответствии с критериями ПАСЕ, специальные посланники ПАСЕ в странах вправе давать рекомендации, кого следует официально признать политическим заключенным. Как правило, для этого международные организации, такие как Международный красный крест, ООН или Евросоюз, доверяют рекомендациям местных правозащитных организаций.

Некоторые международные правозащитные организации, однако, используют другие критерии.

Неправительственная организация Amnesty International называет политическими заключенными любых заключенных, в чьих делах имеется политический элемент - либо в мотивах действия заключенных, самом действии, либо в мотивах ответного действия властей.

Следует отметить, что в отношении "политических заключенных" Amnesty International ограничивается требованием "справедливого и быстрого" судебного разбирательства, тогда как для более узкой категории "узников совести" проводятся кампании за их "немедленное освобождение".

Некоторые организации вообще предпочитают не употреблять термин "политические заключенные" как недостаточно объективный. К примеру, международная правозащитная организация Human Rights Watch в своих кампаниях использует альтернативный термин "правозащитник".

Как поясняет та же Amnesty International, узниками совести являются те политические заключенные, кто попал в тюрьму за свои политические или религиозные взгляды, этническое происхождение, пол, расу, язык, экономический статус, сексуальную ориентацию или иной статус.

И самое главное, с чем вынуждены соглашаться сами глашатаи "борьбы за освобождение": ну не могут быть узниками совести те, кто использовал насилие или призывал к использованию насилия, даже для защиты своих взглядов. Не могут и все, баста.

Как видим, витиеватые определения статусов "политического заключенного" и (или) "узника совести" полны схизматического, сюрреального пароксизма.

Над пропастью лжи

Совет Европы обсуждает и осуждает Азербайджан, требуя от Баку "немедленного" (какое дипломатическое обращение!) освобождения И.Мамедова и "беспрекословного выполнения" всех условий и требований. Такое ощущение, что ПАСЕ и иже с ними пекутся о самых обычных и не очень гражданах не только Азербайджана, но и всего цивилизованного мира: ну, чего стоили заявление Совета Европы по поводу прав мигрантов или же осуждение притеснений сексуальных меньшинств в Чечне.

Господа, вы это серьезно? То есть, вы хотите сказать, что в старой, доброй Европе нет никаких проблем с соблюдением прав человека или США, благодетель всех гонимых и надежда всех обреченных, Башня Справедливости и Крепость Добра?

Странно, но ни в одном докладе международных правозащитных групп, а также в заявлениях Совета Европы ничего не сообщается о взятии под стражу оппозиционеров, активистов в Штатах. Неужели их там просто нет?

Просмотрев множество сайтов американских правозащитных организаций, удалось наткнуться на интересные данные. Общее количество политических заключенных в США - где-то около 100 (без Гуантанамо). На других сайтах цифры чуть меньше: согласно данным правозащитной группы "National Jericho Movement", сейчас в заключении находятся минимум 56 американцев, преимущественно - гражданские активисты этнических меньшинств. Другая правозащитная организация, занимающаяся правами афроамериканцев, насчитывает 83 политических заключенных. "Alliance for Global Justice" сообщает, что в США, по меньшей мере, 66 человек заключены под стражу по политическим мотивам. И все эти цифры не включают в себя тех, кто находится в Гуантанамо без предъявления обвинений.

Совет Европы, "Amnesty International" и "Human Rights Watch", эти ручные конторки больших сил, помнят хотя бы о тюрьме на Кубе и более 120 узниках, которых спустя десятилетия до сих пор не осудили власти? Можно ли считать их политзаключенными? Вероятно, да. Нет в США уголовной статьи, по которым можно осудить эти 120 человек. Значит, причина - политика. Итого, насчиталось в демократической Америке около двухсот узников (плюс-минус). И это наверняка далеко не все.

Европейский Центр журналистских расследований сообщает, что в Украине более 3000 (!) политических заключенных. Фракция GUE / NGL (European United Left / Nordic Green Left) Европейского парламента обратились к президенту Украины Петру Порошенко с призывом гарантировать выполнение своих обязательств уважать демократию и права человека в Украине. Евродепутаты подчеркнули в своем письме, что в 14-м докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека УВКПЧ (Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека) говорится о том, что ситуация в Украине вызывает тревожные вопросы.

Но канцлер Меркель и президент Макрон никогда не поднимали вопрос о нарушении прав человека в Украине. И не поднимут, ведь Украина - "друг Совета Европы и Европейского Союза" - де-юре и де-факто, как бы.

Суммарное число арестованных по политических мотивам испанцев - более 780 человек. Совет Европы упорно не желает слушать и видеть их, хотя мэр Барселоны Ада Кола неоднократно заявляла, что в стране "очень много" политических заключенных и их следует немедленно освободить.

В Британии, согласно отчетам и докладам местных правозащитников, в застенках томятся более 897 политических заключенных: естественно, Совет Европы ничего не желает слышать.

Даже Эстония, самая что ни на есть тишайшая страна в Прибалтике, и то обвинена в "репрессиях": согласно спискам писарей Совета Европы, Энн Тарто, Март Никлус, Калью Мятлик и другие - никто иной, как "политические заключенные".

Эстония является членом Европейского Союза и, естественно, Совет Европы никак не может обвинять Таллинн в удушении свобод, в незаконных арестах или других неблагих для государства деяниях.

Тертый Совет или пацаны Страсбургского "раена"

Так мы в чем "провинились" перед Советом Европы, столь безапелляционно, нагло, в далеких от всех писаных и неписаных правил дипломатии выражениях грозящей чуть ли "небесными карами" нам организацией, давно и безвозвратно превратившейся в анахронизм европейской политики, когда Евронест и Европейский Союз вкупе с НАТО доминируют во всех сферах континентальных взаимоотношений?

Может, дело в менее капиталистической экономике и в политической культуре, имеющей, как ни парадоксально для Совета Европы, большую социал-демократическую направленность, чем политические культуры большинства западноевропейских стран. Или, может быть, причина заключается в независимой внешней политике Азербайджана, в нежелании властей страны услужливо внимать каждому вздоху и писку страсбургских мудрецов?

А может все дело в том, от нас требуется сделать однозначный, скорый и бесповоротный политический выбор между Россией и ЕС, хотя не верится, чтобы в кулуарах и мозговых центрах европолитики не понимали, что резкий выбор в пользу Брюсселя и Страсбурга всегда приводил к геополитическим и экономическим проблемам в предпринявших такой шаг государствах.

Тезис о том, что прикрепление геополитических флажков на карте региона не повлияет на особые отношения стран с Москвой, изначально в лучшем случае звучал наивно.

Два сделавших проевропейский выбор государства - Молдова и Украина - сейчас находятся в глубочайших экономической и политической ямах, выход из которых может продлиться много лет, да и то, с массой оговорок.

Как тут не упомянуть брюссельский саммит Восточного партнерства Европейского Союза, в заключительной декларации которого шести государствам бывшего СССР - Украине, Грузии, Молдове, Армении, Азербайджану и Беларуси - предложили возможность сближения с ЕС в зависимости от успехов реформ, а заодно, подчеркнули, что в обозримом будущем у этих стран нет шансов присоединиться к альянсу.

Так вот, понимает ли Совет Европы, что в такой ситуации у него просто нет другого выхода, как вместо прессинга и третирования, неадекватных требований и попыток грубого давления, предложить нормальное, обоюдовыгодное партнерство?

Азербайджан - не квазигосударство, торгующее принципами суверенитета, готовое идти на значительные уступки во внешней и глубинные корреляции во внутренней политике, жаждущее взамен облагодетельствования полностью подчиниться боссам извне и действовать согласно инструкциям и указаниям.

С Баку нельзя говорить на языке угроз, не стоит грозить и, напыжившись, заявлять о неотвратимости наказания "в случае невыполнения требований".

Тем паче, что Совет Европы не предлагает постсоветским странам ничего нового, точнее, даже меньше, чем ничего.

Совет Европы ничего не делает для обеспечения безопасности своих членов, не вознаграждает за хорошие реформы, не предлагает ни доступа к рынку, ни финансовой поддержки, ни малейшей перспективы членства в ЕС.

Но есть ли на Южном Кавказе для ЕС страна важнее Азербайджана?

Думается, нет.

Потому и не стоит шепелявыми заявлениями грозить Азербайджану.

Пора бы понять, господа.

Эльчин Алыоглу
Заместитель главного редактора Milli.Az
специально для Day.Az