Скорая? Лекарства? Больница или домашнее лечение?

Мир продолжает с переменным успехом бороться с коронавирусной пандемией: количество зараженных перевалило за 10 миллионов человек, при этом порядка половины из них уже выздоровели. В Азербайджане был применен ряд чрезвычайных мер по борьбе с распространением коронавируса, в некоторых городах и районах страны до сих пор действует специальный карантинный режим.

В некоторых СМИ и соцсетях граждане задаются множеством вопросов о том, как именно регулируются те или иные моменты в борьбе с пандемией, как организована работа медиков и врачей в этот период. Day.Az предлагает ответы на самые часто задаваемые вопросы о борьбе с коронавирусом в Азербайджане.

"Мы вызвали "скорую", но она приезжает с опозданием - или не приезжает вообще"

Задержки в работе бригад скорой помощи - это показатель высочайшей нагрузки на врачей, которая связана с ростом динамики заражений коронавирусом. Азербайджан в кратчайшие сроки перевел систему здравоохранения на борьбу с COVID-19 - почти в полном объеме. Были выделены больницы, дополнительные койки, построены модульные госпитали. Оперативно закупались и закупаются медикаменты, тесты и другое необходиое оборудование, было организовано производство средств защиты.

В то же время - динамика заражений растет, и это увеличивает нагрузку на медиков и больницы. Во-первых, в госпиталях все меньше свободных мест, возникает даже их нехватка. Во-вторых, количество медиков также небесконечно, и чем больше пациентов, тем труднее оказать оперативную помощь всем. На пике пандемии даже в странах с, казалось бы, образцовой системой здравоохранения - таких как Франция, Испания или печально известная Италия - наблюдалась острейшая нехватка мест в больницах и медиков. Даже тяжелобольные коронавирусом пациенты были вынуждены получать лечение на дому.

"В больницах на больных не обращают внимания, лечат абы как"

Рост числа зараженных очевидно не мог не сказаться на нагрузке на врачей. Да, можно в короткие сроки увеличить количество мест в больницах, завезти все необходимое оборудование, но мобилизовать дополнительно сотни человек медицинского персонала за несколько месяцев просто невозможно.

Нехватка рук - один из важнейших рисков в борьбе с коронавирусом, и именно о нем предупреждали все в период, когда пандемия только набирала обороты. Сегодня буквально каждая страна мира испытывает нехватку профессиональных медиков. А те врачи, что есть сейчас, месяцами не покидают больниц, не видят своих семей и близких, работают на износ, в условиях постоянного стресса. Естественно, это сказывается на эффективности их работы.

Нельзя не учитывать и то, что из-за постоянного контакта с зараженными риск заболеть COVID-19 для медиков в разы выше. Каждый заразившийся врач или медсестра на несколько недель выпадают из обоймы, а пациенты, за которыми они наблюдали, переходят к другим врачам. Именно врачи и их самоотверженный труд привел тысячи пациентов к полному выздоровлению, именно медикам, фельдшерам, медсестрам и другим работникам здравоохранения эти люди обязаны своим спасением.

Конечно, никто не идеален, и очевидно, что субъективные ожидания пациентов могут отличаться от того, что происходит в реальности. Безусловно, есть факты, когда пациенты столкнулись с определенными проблемами. Но не стоит обобщать и переносить отдельные случаи на всю систему здравоохранения, работающую изо всех сил.

"Почему в больницах размещают не всех заразившихся?"

Недавно в Азербайджане был утвержден протокол лечения отдельных больных COVID-19 на дому. Необходимость в таком протоколе возникла именно из-за новой динамики заражений. В текущей ситуации госпитализируются только тяжелобольные пациенты. Те заболевшие, кто переносит коронавирус бессимптомно, или в легкой/средней форме, лечатся дома под надзором врачей.

Такой подход необходим для того, чтобы иметь максимум возможностей для оказания помощи тем, кто острее всего в ней нуждается. Для того, чтобы спасти жизнь самым тяжелым пациентам. Протокол домашнего лечения "легких больных" был утвержден после того, как был подтвержден успешный опыт такого подхода в других странах мира.

"Кто и как контролирует состояние больных, находящихся на домашнем лечении?"

Бессимптомным больным, лечащимся на дому, запрещено контактировать с окружающими. Им назначается лечение, ход которого контролируют врачи районных поликлиник. Состояние больных регулярно мониторится, они сдают тесты.

"А если они все-таки выходят из дома?"

Участковые врачи наблюдают за соблюдением карантина теми, кто лечится в домашних условиях. Кроме того, система СМС-разрешений автоматически отказывает людям с подтвержденным COVID-19 в разрешении на покидание жилища.

Следует отметить, что каждый гражданин, его семья и близкие несут определенную ответственность перед обществом - в том числе предусмотренную законом.

"Невозможно найти лекарства!"

Лечение больных коронавирусом осуществляется полностью за государственный счет - для этого был сформирован необходимый запас лекарств и медикаментов. Наряду с этим, некоторые граждане предпочитают заниматься самолечением, ориентируясь при этом на советы тех или иных людей, медиков, интернет-ресурсов - забывая о том, к каким тяжелым последствиям это чаще всего приводит. Это происходит, несмотря на неоднократные предупреждения TƏBİB о том, что самолечение недопустимо.

Сторонники самолечения выкупают в аптеках те или иные лекарственные препараты, полагая, что они помогут справиться с коронавирусом. В Турции, например, массово скупали препарат Hydroxychloroquine - закончилось тем, что он был изъят из всех аптек и стал централизованно поставляться только в больницы и непосредственно зараженным гражданам.

Нужно понимать, что лечение COVID-19 проводится по определенному протоколу и применяемые при этом препараты разнятся в зависимости от особенностей течения болезни, состояния пациентов, его текущего состояния и сопутствующих заболеваний. Препараты назначают профессиональные врачи - самолечение же может привести к самым тяжелым последствиям для больного. 

Э. Ибрагимов