Земфира Мефтахетдинова: "Стреляла из этого оружия только я!" - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Day.Az с олимпийской чемпионкой, чемпионкой мира и Европы по стендовой стрельбе, членом Исполнительного комитета НОК и членом Оргкомитета по проведению в 2015 году в Баку первых Европейских игр Земфирой Мефтахетдиновой.

- Земфира ханум, в юности вы наверняка могли дать фору мальчишкам и выиграть любую игрушку в тире, сделав пару точных выстрелов...

- Честно говоря, в детстве я даже не думала о том, что буду заниматься стрельбой. Я была спортивным ребенком, любила бегать, прыгать, лазить по деревьям, крышам (смеется). Это сейчас дети пропадают весь день дома перед компьютером, а нас в свое время родители не могли загнать домой. Наше поколение было очень активным. Тяги к оружию как таковой у меня не было. Но когда наша семья переехала в 8-й микрорайон, где рядом было стрельбище (500 метров), я начала заниматься стрельбой, хотя до этого ходила на спортивную гимнастику, но так как секция находилась далеко от нового местожительства, то ее пришлось оставить по семейным обстоятельствам. Так и началось мое занятие стрельбой. Стрельбой в тире я особенно не увлекалась.

- Согласно стереотипам, оружие и женщина - понятия несовместимые. Что вы об этом думаете?

- Сегодня уже сложно и, я думаю, даже неправильно разделять виды спорта на женские и мужские. Сейчас все настолько переплелось и смешалось, что женщины занимаются не только художественной гимнастикой и фигурным катанием, но и боксом, борьбой, смешанными единоборствами. Если сравнивать стендовую стрельбу с вышеперечисленными видами спорта, то она настолько безобидна, что женщина ею вполне может заниматься. Поэтому назвать ее чисто мужской или неженской спортивной дисциплиной нельзя.

- А правду говорят, что у женщин-стрелков, в отличие от мужчин, никогда не трясутся руки?

- Еще как трясутся (смеется). Я не могу сказать, что женщина - это лучший стрелок, правда, везде есть исключения. Однако женщина в моральном плане оказывается сильнее и устойчивее. Потому что стрельба - это вид спорта, где необходима психологическая устойчивость и выдержка. Побеждает спортсмен, который не только силен технически, а у которого хорошее самообладание, самоконтроль эмоций и моральная устойчивость. И в моей практике были случаи, когда волнение порой оказывалось настолько сильным, что руки так тряслись, что я просто не могла зарядить оружие, вложить патрон. Но главная отличительная черта настоящего спортсмена - это способность совладать со своими чувствами, обуздать эмоции, льющиеся через край, и достичь успеха.

- Помните свое первое оружие?

- Конечно. Моя первая большая победа была, когда я выполнила норматив мастера спорта в 1979 году и получила ружье, которое было специально сделано для моего тренера. Моим тренером был рекордсмен СССР Хафиз Джафаров, которому после травмы, когда на охоте ему в глаз попала дробь, врачи запретили заниматься спортом. После этого он стал тренером и воспитал много талантливых и титулованных спортсменов. Так вот, Хафиз муаллим сказал: кто первый из его спортсменов выполнит нормативы, тот и получит именное оружие. К моему счастью, я стала первой. Ведь на тренировках на одну единицу оружия приходится как минимум два ребенка, поэтому мечта каждого стрелка - это иметь свой "инструмент". Естественно, это ружье было государственным, а не лично моим, но стреляла из него только я с 1979 до 2000-ый года.

- Спортсмены - довольно суеверный народ. Кто-то перед турниром не бреется, кто-то замечает каждую мелочь и старается оградить себя от всего. За собой такое не замечали?

- Я не очень суеверный человек. Можно сказать, комсомолка (смеется). Однако с возрастом порой начинаешь верить в какие-то приметы. В спорте у меня не было особых примет, хотя в других областях случалось. Когда я шла на экзамен в институт, одна наша соседка всегда давала мне пять копеек, с которыми я заходила на экзамен, получала пятерку, а потом эту монету, которую я держала в руке, не разжимая ладони, несла в парк рядом с метро "Сахиль" и бросала в тамошний бассейн. Соседка думала, что я получаю пятерки исключительно благодаря ее пяти копейкам (улыбается). Но однажды, когда я готовилась к экзамену по философии, она услышала мой разговор по телефону с подружкой, которой я объясняла какой-то вопрос, уже не помню. Тогда соседка сказала, что, оказывается, это помогают не только ее пять копеек, но и я сама тоже что-то знаю.

А в спорте больших суеверий я за собой не замечала. Однако во время соревнований, для меня было важным, чтобы мой тренер находился позади меня. Его импульсы всегда помогали и помогают мне выдерживать самые тяжелые нагрузки. Выходя на площадку, я всегда глазами находила Хафиз муаллима, и от начала до конца он не менял этого места. Я выходила и после каждого выстрела смотрела на него, ожидая увидеть одобрительный кивок головы. Зная, что он находится совсем рядом, я была уверена в себе на все сто процентов!

- Есть у вас свой талисман, с которым вы никогда не расстаетесь?

- У меня нет такого талисмана.

- А как вы настраиваетесь перед важным турниром и как предпочитаете проводить день накануне спортивного соревнования?

- Перед турнирами мы обычно занимались общефизической подготовкой, потому что наш спорт требует выносливости, ведь мы весь день проводим на ногах, особенно в ожиданиях, что забирает много сил. Поэтому мы много бегали, плавали и занимались другими физическими нагрузками. Однако, главное - это психологический настрой. В нашей команде никогда не было психологов. Мой психолог, мой врач и тренер - это все в одном лице. Меня никто не мог настроить на турнир лучше, чем Хафиз муаллим.

Например, на Олимпиаде в Сиднее, мой тренер понимал, какие нагрузки мне приходится выдерживать. Это было рискованным делом, но Хафиз муаллим, будучи отличным психологом, решил, что мне последняя тренировка перед стрельбой просто не нужна, в ней нет необходимости. Вместо этого мы с ним пошли по магазинам, чтобы полностью отвлечься от происходящего и занять свои мысли не стрельбой, а чем-то другим, одним словом, расслабиться.

- Какие случаи в вашей насыщенной спортивной биографии запомнились вам особенно ярко?

- Я часто вспоминаю Олимпиаду. Это было очень ярким событием в моей жизни. Сейчас мы вспоминаем это с улыбкой, хотя на тот момент это были сплошные нервы. Ситуация была следующая. Я шла лидером после основной программы с результатом 73 из 75. Это олимпийский рекорд. Людей, желающих поговорить со мной, было достаточно много. Что касается меня, то я не люблю, когда кричат, поддерживают, мне нужна тихая спокойная обстановка, поэтому шум мне только мешает. Зная мой характер, Хафиз муаллим отгородил меня от всех. На три часа он в буквальном смысле слова запер меня в комнате вместе с Людмилой Сергеевной, нашим врачом, приказав никого не впускать и никого не выпускать, прямо как в известном фильме. Разговаривайте о чем хотите и не отвлекайтесь. Это было его наставление. Так мы и просидели три часа, за это время заходил только мой тренер, проверяя обстановку, хотя желающих поговорить со мной, было хоть отбавляй.

Когда мы выходили на финальную серию, я увидела, что мне навстречу идет Асиф Аскеров, который был начальником отдела спорта в министерстве. Я окликнула его, а он, опустив голову и стараясь быстро пройти мимо незамеченным, говорит, не глядя на меня: "Не отвлекайся". Это было нужно, чтобы я никоим образом не потеряла своей концентрации. Выйдя на площадку, я глазами нашла его на трибуне, хотя он усердно "прятался". Началась стрельба. Я прошла чисто, дойдя до предпоследнего номера. Всего номеров 8, а я дошла до 7-го. Оставались всего три мишени, из которых мне достаточно было попасть хотя бы в одну, и количество набранных очков мне хватало бы для получения олимпийского золота.

Когда я поразила первую мишень, все поняли, что я уже олимпийская чемпионка, на табло загорелся результат. Чувства и эмоции моего тренера в этот момент, естественно, зашкаливали. И тут я слышу, как Асиф муаллим кричит с трибуны "Земочка, Земочка, победа!" (смеется). Я, конечно, не дала себе расслабиться и точно поразила две оставшиеся мишени. Для меня это был большой старт, который было необходимо довести до конца. В тот момент я даже не думала, что выступаю на олимпийских играх. Я завершила эту серию без промаха, красиво! Когда показывают наш олимпийский ролик, там всегда демонстрируется мой последний выстрел.

- Вы побывали в разных городах мира. Приходилось ли где-то чувствовать себя как дома?

- Где бы я ни была, я всегда стремилась домой. Азербайджан - это мой дом, моя Родина. Здесь у меня семья. Раньше, в советское время, самолеты часто задерживались, порой и на два дня, мой папа сидел в аэропорту и ждал меня целыми сутками. Выходя из самолета - раньше ведь не было специального терминала - мы спускались по трапу, и стоило только вдохнуть запах Каспийского моря, нефти, я сразу понимала, что я дома. Это действительно непередаваемое чувство. Для меня это было все. На первый взгляд, люди в разных странах похожи, пока не сталкиваешься с ними близко или не попадаешь в какую-то конкретную ситуацию. Но гостеприимства, радушия и доброжелательности, характерных для нашего народа, я никогда нигде не встречала. Наши люди, видя на улице иностранца, готовы вывернуться наизнанку, но объяснить, помочь, даже если не знают языка, то сделать это при помощи жестов. Человечности у наших людей не отнять. По моему мнению, это присуще только нашему народу.

В поездках я всегда скучаю Раньше. Пока у меня не было своей семьи, я скучала по папе с мамой. Когда появилась своя собственная семья, я стала скучать еще больше. Когда моей дочке Регине было всего четыре месяца, я оставила ее с родителями и уехала на Чемпионат Европы. Это было невероятно сложно. Наш тренер по сборной Союза хотел хоть как-то отвлечь меня, чтобы я смогла нормально тренироваться, потому что все мои мысли были о дочке и о семье, но никак не о тренировках. Если учесть, что наша поездка продолжалась целых 20 дней, то это был настоящий кошмар, я ужасно переживала эту разлуку. Тренер сборной попросил фотографию моей дочери и прикрепил ее себе на грудь. Стоило мне только сделать выстрел, я поворачивалась к нему, видела фотографию Регины и приходила в себя. В итоге наша команда одержала победу, и я стала второй. Вот такой находчивый оказался тренер сборной Союза.

- Вы в частных разъездах, на тренировках, вся в делах. А какие у вас отношения сложились с кухней? Любите готовить?

- Сказать, что я такой уж повар-кулинар, не могу. Несмотря на нехватку времени, для своих домочадцев нужно готовить. Я люблю готовить борщ, который у меня вкусно получается. Помимо этого, голубцы, которые, в отличие от ярпаг долмасы, готовятся намного быстрее. Я готовлю то, что можно сделать быстро. Из татарских блюд у меня хорошо получается перемяча. Все мои родственники говорят, что это очень вкусно. Одним словом, в этом деле я тоже мастер.

- Согласитесь, что воспитание детей, которых у вас двое, требует много сил и времени, а тут еще и тренироваться нужно. Раскройте нам секрет, как вам удается совмещать семейную жизнь и большой спорт?

- Конечно, без помощи это сделать трудно. Когда были живы мои родители и дочка была маленькой, они постоянно находились с ней, особенно, когда я уезжала на соревнования. Когда папы не стало, этим продолжила заниматься моя мама. Когда мамы не стало, моя дочь Регина оставалась и у наших семейных друзей, и у родственников, одним словом, вела спартанский образ жизни. Моему сыну Руслану уже почти восемь лет. Его я начала оставлять с родными с трех месяцев. Конечно, папа нам тоже всегда помогает, без него никуда. Но здесь уже не обошлось без няни. Однако ребенку нужна мама. Потому что никакая няня не сможет заменить малышу его родную мать, которая всегда должна быть рядом. Учитывая все эти обстоятельства и возраст, сегодня я стараюсь посвящать Руслану максимум своего времени, находиться с ним как можно больше.

- Слышал, ваша дочь Регина тоже занималась стендовой стрельбой...

- Регина очень талантливый ребенок. Но маме некогда было водить ее по всевозможным секциям. Ей очень нравилась художественная гимнастика, девочка пластичная, любит танцевать. Потом она хотела заниматься конным спортом, но я ей не позволила. Я все-таки видела ее в стендовой стрельбе. Возможно, она понимала, что когда-то будет стрелять, но всему свое время.

Она на сегодня мастер спорта по стендовой стрельбе. Однажды на чемпионате Азербайджана даже обыграла меня (смеется). Был период, когда долгое время Регина думала, стрелять или не стрелять. Сейчас она стреляет, но, увы, время уже немного упущено, потому подрастают соперники, растет конкуренция. Как говорится, есть, к чему стремиться, и есть стимул для самосовершенствования. Регина окончила вуз и сейчас работает в МВД. Но занятий стрельбой не прекращает.

- А ваш сын, будущий защитник отечества, проявляет интерес к оружию?

- Ему пока рано думать о стрельбе. Честно говоря, он более спокойный ребенок, чем я в детстве. Руслан не любит шум. Ему нравятся более спокойные занятия. Наверное, ему было достаточно того, что еще будучи в утробе матери он получил свою порцию адреналина, пока я стреляла и участвовала в соревнованиях (улыбается). Пока я вожу его на шахматы, он учит английский язык, а там будет видно.

- За свою долгую и успешную карьеру, вы достигли очень многого. Вам удалось реализовать все свои мечты, или еще что-то осталось?

- Честно говоря, в спорте нет такого звания, которого бы я не достигла. Я выиграла все, что только возможно. Я была неоднократной чемпионкой Европы и мира, олимпийской чемпионкой, рекордсменкой Олимпийских игр и мира, трижды обладательницей кубка СССР и трижды занимала третье место на чемпионате Союза, одержала победу на первенстве среди девушек. Все мыслимые спортивные награды и звания я завоевала. Я часто смеюсь, что у меня есть золото, бронза, но для полной копилки не хватает серебра, по крайней мере, на олимпиаде.

- В чем заключаются ваши обязанности в качестве члена ЕНОК?

- Я - наблюдатель и консультант во время подготовки к первым в истории Евроиграм, которые пройдут в Баку в 2015 году. В настоящее время идет в основном организационная подготовка, строятся олимпийские арены и объекты. Когда начнутся сами игры, мы, спортсмены, будем помогать каждый в своей области.

- Ваши ощущения от того, что участвуете в подготовке к Евроиграм 2015?

- Не буду скромничать, меня распирает от гордости! Тот факт, что в нашей небольшой стране пройдут масштабные, первые в истории Европейские игры, несомненно, почетно. Помимо этого, организация столь важного мероприятия - это огромная ответственность, возлагаемая не только на государство, соответствующие структуры, занятые подготовкой и организацией, но и на каждого гражданина Азербайджана.

Я полностью уверена, что Евроигры 2015 года пройдут на высшем уровне, как и все мегапроекты, которые успешно реализуются в нашей стране, благодаря поддержке Президента Ильхама Алиева и Первой леди Мехрибан Алиевой.

В настоящее время идет как реконструкция имеющихся объектов, так и строительство новых потрясающих спортивных арен. Особенно хочется посмотреть на наш стрелковый комплекс, который обещает быть невероятно красивым. Все спортивные сооружения будут отвечать международным требованиям и стандартам. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы провести это важное для Азербайджана мероприятие на высшем уровне.

- Можно ли с уверенность назвать сегодня Азербайджан спортивной державой?

- Да, конечно. Не можно, а нужно называть. Подтверждением этому являются медали, завоеванные нашими атлетами на ведущих мировых турнирах и первенствах, включая Олимпиаду. Сегодня в Азербайджане проводятся соревнования любого ранга, включая чемпионаты Европы и мира. Недавно в Габале прошел финал кубка мира по стендовой стрельбе. Когда в Баку будет сдан в эксплуатацию новый стрелковый комплекс, то подобные соревнования уже будут проходить и в столице. Азербайджан стал сильной спортивной державой, которую знают, уважают и боятся!