"Тихая" агрессия

Культура должна рассматриваться как важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период, поскольку ее потеря равносильна гибели и полному разрушению. Фундаментальным началом, стержнем всякой культуры являются культурные ценности, значение которых поистине жизненно важно.

Задача защиты культурных ценностей Грузии на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом. Культурное богатство нашей страны является стратегическим ресурсом, которое необходимо сохранить.

Фундаментом всякой культуры являются культурные ценности, под которыми понимаются не только материальные предметы, но и духовная культура, производственные процессы, ритуалы, обычаи и т.д.

Культурное богатство Грузии, объединяющее как материальные, так и нематериальные ценности является колоссальным ресурсом  грузинского народа. Среди главных угроз  духовной культуре Грузии в современный период называются противоправные посягательства на объекты духовной  культуры, что позволяет сделать вывод: речь идет и о преступных  посягательствах на культурные ценности тоже. 

Однако против этих посягательств со стороны соседнего армянского государства  в  Грузии не только не борятся, но и находятся  люди, которые им помогают  в этом.

Дело в том, что в центре Тбилиси  грузинскую  православную  церковь  передали армянам. Правда, непонятно, почему и на каком основании  это было допущено.  Грузинская общественность - как будто ничего не  случилось - не  отреагировала на  это зловещее преступление.

При этом, армянский ученный Самвел  Карапетян в своем интервью  заявил, что: "Грузия проводит государственную политику  уничтожения армянского наследия". По его словам, в Грузии якобы уничтожают фрески армянских церквей в Тбилиси. "В результате этого мы потеряли значительную часть нашего культурного наследия. И я решил издать книгу, содержащую свидетельства очевидцев, чтобы грузинская сторона поняла, что ее преступления не прошли незаметно", - подчеркнул Карапетян. Против этой государственной политики, продолжил он, необходима ответная государственная политика, которая, де, на данный момент не проводится  Арменией.

Примечательно, что на письмо Самвела Карапетяна об уничтожаемых в Грузии памятниках в Министерстве иностранных дел Армении ответили, что "придают большую важность его работе". 

О  каких  "армянских  церквях" и о каком "армянском наследии в  Грузии" говорит С.Карапетян, непонятно, однако понятно, что  Армения на государственном  уровне проводит политику присвоения грузинских культурных ценностей, и в тоже время заявляет о  трагической участи "армянских храмов в Грузии". Такая политика в отношении Грузии не приведет к  хорошим последствиям.

Дошло до того, что армяне в завуалированной форме начали  требовать изъятия из учебников истории работы Ильи Чавчавадзе, считая работу грузинского классика "примером армянофобского воспитания  учеников  средных  школ".

Следует отметить, что Илья Чавчавадзе в свое время был возмущен  наглостью армян, которые и тогда вели работу в направлении присвоения всего грузинского, что вынудило его написать: "Нынче приезжий армянин больше грабит нас, наши дома. В былые времена мы хотя бы с мечом и щитом оборонялись от врага, а что делать с армянином, с которым ты не  воюешь?"

Дело в том, что армяне, не имея своей государственности, Грузию  считали своей второй родиной, так как им, как беженцам, предоставлялось все. Однако они вскоре забывали об этом, начинали  присваивать грузинские церкви, монастыри, целые грузинские  области объявлялись уже чисто армянскими. Поэтому Илья Чавчавадзе  писал: "Нынче  приезжий армянин больше грабит нас, наши дома...".

В другом месте своего труда Чавчавадзе говорит, что мы, грузины, когда враг наступал на грузинскую землю, защищались мечом и щитом, так как знали врага на поле брани, а тут, что поделать с  армянами? Они живут среди нас, с которыми мы не воюем, но они грабят нас.

Так это было в прошлом, так это происходит и сегодня, на наших глазах. Однако, что примечательно, как-то мы, грузины, привыкли все прощать нашим уже соседям, и они, сами армяне, очень удивляются, когда им в чем-то возразишь. Поэтому полагаем, что этот стереотип нужно ломать в корне и чем скорее, тем лучше.

Безусловно, в Грузии нет ничего "армянского", сама Армения создана на части исторической территории Грузии, однако нас в данном случае  интересует, почему у армянских историков, идеологов вообще возникает потребность в присвоении  грузинского наследия?

Наши исследования в этом направлении дали следующие результаты.

Дело в том, что на рубеже XIX-XX веков в среде, скажем так, очень усталого армянского народа обнаружено этническое возрождение, которое детерминировано глобальными кризисными ситуациями,  массовыми миграциями, сопровождающимися чувством фрустрации, растерянностью, дискомфортом, утратой интегрирующей идентификации, потерей жизненной перспективы, отсутствием смысла жизни. Возрастание значимости именно этнических факторов в современной социальной действительности связано с тем, что этнокультурные особенности укоренены в архетипических пластах этнического сознания, а значит, менее подвержены изменениям. Этнос посредством своей культуры ориентирует этнофоров в окружающем мире, обладая системой ценностей, передает ее своим членам и делает их жизнь аксеологически более определенной, защищает  такой  политикой  своих членов как физически, так и психологически.

То положение, что грузины являются аборигенами Кавказа, а армяне - пришлым народом, в значительной степени усугубляет их этнопсихологическое состояние, и именно это  положение  заставляет  армянские умы красть древнее грузинское наследие, которое помогло бы им утвердиться на чужих землях в надежде сбросить с себя ярлык пришлого народа.

Поведение человека в обществе регулируется различными социальными нормами, из которых наиболее важными являются мораль и право. Являясь системами нормативной регуляции, обеспечивающими стабильное существование и развитие социума, они могут проявляться в разных формах. Одной из форм регуляции выступает обвинение, т.е. как раз то, что делают армянские  историки в отношении Грузии. Армянские историки не имеют морального  права  обвинять Грузию в уничтожении "армянского культурного  наследия", это, в первую очередь проявление неблагодарности в отношении  грузинского народа. Имейте в виду, что существование сегодняшней  Армении - это добрая воля в том числе и грузинского государства. Но  все может измениться по их же, армян вине.

Гурам Мархулия,

доктор исторических наук, профессор