Двое историков нашли азербайджанские корни у великого русского художника?

Василий Васильевич Верещагин вошел в историю русского и мирового искусства, как художник-баталист и литератор. Как человек, который изменил взгляд художника (читай - общества) на войну и военные действия.

Профессиональным протестом стала его работа "Апофеоз войны". И, когда работа была впервые представлена на суд зрителей, на раме было написано: "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим".

Зрелище было несколько ошеломляющим, потому что до него войну традиционно  восхваляли. Как подвиг, как борьбу за Отечество. Верещагин первым заявил о том, что война - это всегда: истребление жизни, кровь, боль, страх, уничтожение самого человека и человеческого в человеке. И груда человеческих черепов на картине с названием "Апофеоз войны" весьма недвусмысленно говорила о том, что мир катится в пропасть, прославляя и возвеличивая (именно так и переводится на русский слово апофеоз!) войну, как акт человеческого самоистребления...

Верещагин никогда не боялся проявлять интерес к тому, к чему проявлять его было не принято. Характером обладал независимым, но проявлял себя, как мягкий, добрый, интеллигентный человек. Родился он 14 октября 1842 года в семье богатых помещиков из города Череповца (Новгородская губерния). И вся его жизнь от рождения и до смерти была выражением протеста: сначала против закостенелых канонических форм в изобразительном искусстве, потом - против общепринятых взглядов на положение дел в обществе.

Но, собственно говоря, речь не об этом. Все, что касается личности художника Василия Васильевича Верещагина, вы можете найти в многочисленных трудах исследователей его творчества, да и его самого (В.В.Верещагин "Путешествие по Закавказью"). Нам хотелось бы обратить внимание читателей на тот незаметный факт его биографии, на который никто и никогда внимания не обращал, хотя Интернет пестрел разного рода предположениями, вычислениями и догадками. А именно - на тот факт, что бабушка художника была по национальности азербайджанкой...

Первыми с лекционной кафедры заявили об этом два наших историка: Фуад Агаев - младший научный сотрудник Музея истории Азербайджана и Намик Рустамов - преподаватель истории, завуч школы ЮНИСЕФ.

Н.Р.: Изучая материалы, связанные с творчеством великого русского художника Василия Васильевича Верещагина, мой коллега, Фуад Агаев обратил внимание на изречение самого художника, которое в качестве цитаты использует исследователь творчества художника Стасов.

Ф.А. Обратите внимание на эту цитату. Она звучит так: "Я - на три четверти русский и на одну четверть татарин".

- Да, но можем ли мы полагать, что речь идет именно об азербайджанской национальности? Мне кажется, что татарами называли всех, кто жил на Южном Кавказе и был не христианской веры.

Н.Р. Вы ошибаетесь. В дореволюционное время татарами называли азербайджанцев.

Ф.А. Да. Именно так.

Удалось ли найти дополнительные подтверждающие факты? Может быть, какие-то архивные данные?

Н.Р. Пока нет. Но мы в процессе поисков.

Ф.А. Мы рассказали о нашей гипотезе студентам и ученикам старших классов. Возможно, это для кого-то из них станет не только подтверждением давних и прочных связей двух народов - азербайджанского и русского, но и темой научной работы. К тому же период пребывания Василия Верещагина в Шуше нашел отражение в его книге "Путешествие по Закавказью".

Н.Р. Очень много воспоминаний о Верещагине не только у Стасова, но и у Ивана Жуковского, Аркадия Кудри, старшего брата Верещагина - Александра. Описывается не только внешность мальчика, похожего чертами на восточного человека, но и его характер, которым он очень был похож на свою мать.

Из воспоминаний старшего брата Верещагина - Александра: "Характера она была открытого: горе ли, радость, все равно не могла скрыть, должна была непременно с кем-то поделиться. Хозяйством она стала заниматься под старость, в молодости же ограничивалась тем, что заказывала повару кушанье. Зная отлично французский язык, почитывала иногда повести и романы; была хорошая рукодельница и часто вышивала шерстью по канве, но больше всего она любила принимать гостей и угощать их".

Из статьи В.В.Стасова в "Вестнике изящных искусств", 1883 г.:

"Со стороны характера, Василий Васильевич Верещагин являлся живым повторением своей матери: кто их знал обоих, всегда сказал бы, что мать, вместе с добротою, передала своему сыну все свое вечное беспокойство, ажитацию и нервную возбужденность, все свое метание и подвижность воображения, всю свою непоседливость и потребность поминутного передвижения. /.../ По рассказу матери Верещагина, её бабка была татарка, родом с Кавказа, женщина необыкновенной красоты. Прадед Верещагина, с материнской стороны, Жеребцов, богатый помещик в трёх губерниях, вологодской, новгородской и тверской, владелец более чем 1000 душ, человек умный и хороший, пользовавшийся в своём кругу большим уважением, влюбился в эту татарку, где-то случайно увидев её. За нею дали в приданое (как рассказывала мать Верещагина) много верблюдов и всякого имущества. Женившись на ней, Жеребцов держал её у себя в деревне всегда взаперти и никому не показывал. От неё-то получила в наследство потомок её, мать Верещагина, а через неё и её дети, восточные черты лица и многие черты восточного характера".

Day.Az:. Вы полагаете, что голос крови "звал" его на азербайджанские земли? 

Ф. А. Почему бы и нет?

Н.Р. Не надо исключать и такой вариант.

Мне чрезвычайно понравилась идея этих двух историков, неравнодушно относящихся к предмету своего творческого исследования: истории взаимосвязи культур двух народов. А еще - их желание пробудить интерес и любовь к интеллектуальным поискам, к творческим открытиям, историческим, аналитическим  и архивным исследованиям. А это, безусловно, требует работы сердца и ума. И я, в очередной раз подумала о том, что в наш прагматичный век есть люди, которые, как Данко, способны нести свет людям.

Вот и меня, вопрос о "татарском" происхождении Василия Васильевича Верещагина не оставил равнодушной. И я отправилась в великое хранилище информации под названием Интернет. Есть в этой сети "Генеалогический форум ВГД". С пиарной заявкой: ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем! Ну, что касается прошлого и настоящего - это я понимаю. А вот искать кого-то в будущем... эта заявка мне кажется слишком авантюрной, чтобы отнестись к ней всерьёз. Если только, конечно, не иметь в виду конкретно завтрашний день. Однако, как бы там ни было, я почерпнула из этого форума любопытную информацию. Привожу текст, без изменений:

александр8

13.03.2009, 21:28

Художник-баталист Василий Верещагин был на четверть азербайджанцем. Про свою бабушку он писал - "татарка с Кавказа". По некоторым сведениям, она была из Газаха. Вышла замуж за поручика Белозерского полка Николая Петровича Жеребцова. В приданое ей давали скакунов. Первый ребенок родился в 1804 году. Одна из дочерей - Анна Николаевна - мать художника. Напишите - вдруг кто знает о происхождении Газахской бабушки художника.

Dismiss

14.03.2009, 03:08

Информация о том, что мать была татаркой, подтверждается. Но не написано, откуда она родом.

александр8

14.03.2009, 06:21

Сам Верещагин пишет в своих мемуарах, что она была татаркой с Кавказа (как мы знаем, в царской России так называли азербайджанцев) и вообще всех мусульман называли татарами. На одном форуме я видел сообщение, что бакинский журналист Исмаил Умудлу (он родом из Газаха) вроде имеет какие-то доказательства о ее происхождения из Газаха. Мне кажется, это вполне правдоподобно, так как, по моим подсчетам, Николай Петрович Жеребцов познакомился со своей будущей женой - бабушкой Верещагина - в период до января 1804 года (когда был зачат их первый ребенок). В 1801 году Газах в составе Восточной Грузии был присоединен к России. В это время Жеребцов и мог познакомиться с ней.

Dismiss

14.03.2009, 12:43

Александр, вам есть чем гордиться: Тетя Верещагина (сестра его матери Анны Николаевны) - Прасковья Николаевна Жеребцова - моя прапрапрабабушка. Поэтому я живо интересуюсь этим вопросом. Я стал заниматься генеалогией 2 года назад и постоянно удивляюсь разным фактам и переплетению судеб. По моим представлением, Николай Петрович Жеребцов познакомился со своей будущей женой - бабушкой Верещагина (моей прапрапрапрабабушкой) в период 1801-1804 год. В 1801 Газах в составе Восточной Грузии был присоединен к России (в состав Грузии он попал с подачи Надир шаха - насколько мне известно, вместе с  Борчалы и Шамсетдином). Верещагин пишет, что вроде бы Жеребцов увидел ее в церкви и влюбился, так как она была безумно красива. У Верещагина в разных записях написано - то, что она крещеная, то, что она некрещеная (мусульманка) - и, кроме того, он сам не знал, из какого рода она происходила, так как он стал этим интересоваться уже после смерти матери. Вроде род должен быть знатным - так как Верещагин пишет, что в приданое давали кобылиц и даже верблюдов - но опять-таки, это могут быть просто семейные легенды.

..."Увидел её в церкви"? Теперь настал мой черед задавать вопросы историкам. Каким образом в самом начале 19-го века могла оказаться эта девушка в церкви, а не в мечети, скажем? Если их встреча произошла не в Тифлисе? В Баку первый православный храм был построен в 1815 году и только потом - в Гяндже и Шамахы. Но, может быть, где-то еще на территории Азербайджана были построены церкви? В Газахе?

Обратимся к истории. Итак, 1863 год. Верещагин отправляется в поездку по Южному Кавказу. Кавказская война. Тифлис. Путешественнику на тот момент неполных 22 года. В августовском номере газеты "Кавказ" сообщение о вооруженном восстании лезгин против русского гарнизона в Загатале. Возглавил мятеж находившийся на русской службе штабс-капитан Хаджи Муртуз ага. В газете о нем написали, что он фанатик "в высшей степени, презиравший христиан, человек нрава сурового, молчаливый, угрюмый, не признающий опасности". Мятеж был подавлен, штабс-капитан арестован. В Тифлисской тюрьме художник встретился с этим человеком и написал его портрет. Но от чего возник этот мятеж?

Ищем дальше и находим информацию о том, что причиной этого мятежа стало строительство церкви в селении Белоканы. Строительство велось по просьбе нескольких жителей, принявших христианство. Это - вторая половина 19-го века. Получается, что не везде можно было с легкостью возводить христианские церкви, где бравые сыновья дворян высматривали бы себе невест. Но мать будущего художника познакомилась с его отцом в самом начале века! В церкви! В каком же поселении они тогда встретились? Где-то, где уже была построена церковь? И каким образом "татарка" вдруг стала крещенной? Может быть, это обстоятельство поясняет, почему она носила не азербайджанское, а славянское имя?

Однако, о чем бы не шла речь на форумах, оппоненты в одном единодушны: Василий Васильевич Верещагин чертами лица и характера действительно был похож на восточного человека. Скорее всего - на азербайджанца...

А теперь вернемся к нашему 22-летнему путешественнику. 1864 год. Из Тифлиса он отправляется в  Шушу. Это - административный центр Карабахской провинции. Он очень торопился, боясь опоздать на религиозную церемонию, которая проходила там в мае. Это был религиозный праздник мусульман-шиитов, который был ритуалом скорби в память о страданиях и мученической смерти имамов, почитаемых шиитами. Поклонение имаму Хусейну Верещагин не только запечатлел на картине, но и описал подробно в своем дорожном дневнике. Благодаря этому мы имеем историческое подтверждение тому, что Шушу на этот момент населяли мусульмане-шииты. Кроме этих фактов, Верещагин оставил и другие. По поводу молокан и духоборов, оседло живущих в Азербайджане.

Короткая справка:

Молокане - это религиозная секта. Её члены отрицают церковную иерархию, посты, иконы и богослужебные обряды православия. Под руководством старцев-пресвитеров поют библейские тексты. Название по одной версии связано с тем, что они пьют молоко в постные дни, а по другой - от библейской метафоры о "духовном молоке".

Духоборы - пацифистская, религиозная секта. В основе учения - отказ от подчинения мирским и церковным властям. Вера в равенство всех людей и неотделимость от Бога. Отрицание крещения и венчания. Подвергались гонениям со стороны российского престола. Отказ от воинской повинности вызвал в 1887 г. новую волну гонений и духоборов стали переселять в Грузию и Азербайджан.

Верещагин в своих очерках "Путешествие по Закавказью" описал жизнь духоборов, к которым ездил в деревню Славянка под городом Гянджа, и жизнь молокан, которых разыскал в деревне Новая Саратовка. Он посещает их молельные дома, записывает псалмы, зарисовывает в альбом наиболее характерные типажи.

Не знаю, будет ли подтверждена гипотеза о происхождении Василия Васильевича или нет, но благодаря его интересу к азербайджанской земле, благодаря его творчеству, мы имеем документальные подтверждения тем историческим фактам из жизни нашей страны, которые пытаются оспаривать сегодня наши противники. В том числе и принадлежность карабахских земель азербайджанцам.

Скажу вам честно - мне нравится думать, что в генетическом коде художника Василия  Васильевича Верещагина есть и азербайджанская кровь. Почему? Не знаю. Возможно, потому, что он для меня отныне является личностью, генетически соединившей культуру Востока и Запада. И может быть, бакинский журналист  Исмаил Умудлу, который родом из Газаха, поможет нашим историкам докопаться до истины? А заодно и всем нам? Очень хочется получить дополнительную информацию об умопомрачительной красавице "татарке", которая так пленила русского парня Жеребцова, что тот умудрился: получить согласие на брак от её родителей, вывезти её в свою российскую вотчину, а заодно еще и увезти туда всё её приданое в виде каких-то дорогих вещей и верблюдов!..

Интересно, что он делал с этими верблюдами в России? И как на самом деле звали нашу "татарку"? Не сохранилось ли где-либо хоть какое-то описание её внешности?

Много вопросов. Надеюсь, ответ на них будет получен.

Валентина Резникова