Роскошная «Аида» на сцене Театра оперы и балета - ФОТО

После нынешней постановки оперы "Аида" стало окончательно ясно, что на сцене нашего Театра оперы и балета появились и ярко зажглись две истинные звезды отечественной оперной сцены - Илаха Эфендиева и Нина Макарова. Их дебютное выступление в столь сложных по всем параметрам партиях двух соперниц - дочерей эфиопского вождя Аиды и египетского фараона Амнерис - стало подлинным украшением спектакля. Да и по внешним параметрам молодые вокалистки - настоящие красавицы, которые страстно бились за любовь такого обаятельного джентльмена и по совместительству египетского военачальника - Теймураза Гугушвили, за которого стоит побороться. Мало того, что две вокалистки талантливы и красивы, но еще и очень ответственны и трудолюбивы. Добросовестное отношение к работе и практически безупречное освоение своих партий было оценено и белорусско-российским дирижером Вячеславом Воличем, который буквально лишь по мелочам отмечал тот или иной нюанс в их исполнении на генеральной репетиции.
В целом, вся постановка была настолько роскошной, что прошла "на одном дыхании" и на протяжении всего спектакля от сцен нельзя было "оторвать" не только глаз, но и ушей. И партнеры наших талантливых молодых красавиц - грузинские исполнители Теймураз Гугушвили в партии Радамеса, Сулхан Гвелесиани в партии Амонасро и отечественный бас Али Аскеров в партии правителя Египта стали достойным обрамлением этих вокальных очаровательных бриллиантов. Ну, а появление интеллигентного, деликатного и обаятельнейшего любимца бакинской публики - маэстро Вячеслава Волича за дирижерским пультом - просто гарантировало успех спектаклю.
Теперь поподробнее...
Об опере "Аиде" было столько написано, что любое из высказываний неизбежно становится повторением. Напомним лишь "ключевые" моменты. Опера была написана по заказу Каирского театра в связи с торжественным открытием Суэцкого канала - отсюда обилие массовых сцен и вставных дивертисментных номеров. И, видимо, 150 тысяч франков (баснословный по тем временам гонорар), перечисленные вице-королем Египта Исмаил-пашой в парижский банк Ротшильда, сыграли не последнюю роль в помпезности и продолжительности (более трех часов) разворачивающегося сценического действия. Дж.Верди ради такого гонорара постарался на славу, написав оперу в стиле colossal - с монументальностью и помпезностью, создающей иллюзию с древнеегипетскими грандиозными строениями и фресковостью, с лирическим пейзажем-картиной на берегу Нила и волшебно-истаивающей финальной сценой у "lа fatal pietra" (рокового камня).
Сюжет оперы был разработан двумя французами - О.Мариеттом и К. дю Локлем - отсюда чисто французская напряженность линии любовной драматургии (про жизнь, слезы и жертвенную любовь дочери царя эфиопов Аиды и египетского полководца Радамеса с соответствующим печальным финалом). Что же касается "вердиевской интонации", то она проявляется в излюбленных ансамблях - в типичных как любовных, так и в драматических треугольниках, которые по ходу сценического действия то разбиваются в дуэты, то в монологи, чтобы в конце вновь соединиться в непримиримый многоугольник. И все это на фоне прекрасной музыки Верди: опера словно "напоена" чувственной прелестью и красотой итальянского мелоса - горячего, выразительного и пластичного не без "вкрапления" характерных ладовых особенностей ориентальной музыки.
В отличие от Нины Макаровой, которая буквально "ворвалась" на сцену театра, ярко исполнив партию инфернальной Азучены ("Трубадур"), Илаха Эфендиева шла к своей роли постепенно и заодно расширяя свой репертуар, исполнив партии Нигяр ("Кероглы"), Виолетту Валери ("Травиата"), Тоску из одноименной оперы. Голос И.Эфендиевой - довольно пластичный, с очень хорошими верхами, а в этот вечер она просто была "в ударе" (а ведь это дебют!). А как роскошно она спела монолог нечастной Аиды, разрывающейся между любовью к вражескому полководцу и к своему народу! Монолог - довольно длинный, и, с позиции зрителя, довольно нудный, но только не в исполнении И.Эфендиевой. Автор этих строк столько раз слышала этот монолог и ничего особенного не ждала, а тут впервые увлеклась, и в исполнении отечественной драмсопрано стало действительно искренне, чисто по-человечески, жаль титульную героиню. И тогда приходит осознание, что такое исполнение - не просто очередной "выход на сцену" ради "галочки" и пополнения своего репертуара, а настоящее Искусство.
Похвальная политика руководства Театра оперы и балета на "раскрутку" молодых и очень одаренных исполнителей уже приносит свои плоды. И, как пример, появление на сцене Нины Макаровой, которая выглядела просто роскошно в партии властной и ревнивой Амнерис. Меццо Н.Макаровой - сильный и объемный, который магнетизировал с первой до последней ноты. А царственная стать, властный жест лишь дополняли образ ее царственной героини. И, самое главное - в голосе явно чувствуется еще нереализованный потенциал. Еще пара постановок и, думается, голос Н.Макаровой, как бутон, в полной мере до конца раскроется, и отечественный зритель будет ходить на спектакли только для того, чтобы услышать Нину Макарову.
Теймураз Гугушвили, как всегда, был великолепен - было и страстное чистое голосоведение в "коронной" арии "Милая Аида", было отчаяние и боль в сцене предательства, был достойный ответ Амнерис - даже на пороге смерти он выбрал любовь (ради такой красавицы, как И.Эфендиева можно и пострадать), была и нежность в дуэте "Прощай земля, где много мы страдали". Его партнеры по сцене - Сулхан Гвелесиани и Али Аскеров составили не менее замечательный ансамблевый состав именитому тенору.
Когда за дирижерским пультом появляется маэстро Вячеслав Волич, то о качественной составляющей музыкального материала можно не беспокоиться. Добиться успеха у капризного бакинского зрителя непросто. Но тот факт, что маэстро перед выходом каждого акта встречали аплодисментами не только зрители, но и сами оркестранты, ударяя смычками о пюпитр, - свидетельство того, что В.Волич стал для бакинского театра не просто приглашенным дирижером, а уже практически своим. И казалось, что и сам маэстро в этот вечер показал максимум: и исключительную выразительность струнной группы, и слаженность звучания духовых и, прежде всего, великолепный чуткий аккомпанемент.
В целом, в этом спектакле эмоциональное, равно как и музыкальное, напряжение просто "зашкаливало" и стало искренне жаль тех, кто не сумел попасть и увидеть это подлинное чудо на сцене отечественного Театра оперы и балета. Ну, а в зале было очень много туристов из России, которые в праздничные дни приехали в Баку и в "пунктике" достопримечательностей было посещение нашего лучшего на сегодняшний день театра. Судя по восторженным откликам, выходили из театра очень довольными. В памяти гостей столицы остаются не только посещение исторических памятников, музеев, но и соприкосновение с высоким уровнем исполнительской культуры, и, в этом смысле, приятно отметить, что Театр оперы и балета вносит достойную лепту в повышение культурного имиджа страны.
Улькяр Алиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре