Азербайджанская формула европейского успеха - РЕПЛИКА
Падение цен на нефть тормозит новую сделку России и Китая о поставках газа. Рыночная стоимость газа сейчас не превышает $200 за 1 тыс. кубометров, но чтобы окупить строительство нового газопровода в Китай, она должна быть примерно вдвое выше, на что китайцы не согласятся. По словам экспертов, позиция КНР в переговорах выгоднее российской - Китай может позволить себе выждать, пишет Gazeta.ru.
Рухнувшая нефть осложнила переговоры России и Китая по поставкам газа, заявил глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии министерства коммерции КНР Лин Цзи. При этом еще во вторник "Газпром" сообщал, что переговоры "имеют хорошую динамику" и основные условия определены.
Речь идет о поставках по так называемому "Западному маршруту" (газопровод "Сила Сибири - 2", ранее "Алтай"). Согласно предварительным договоренностям, по этой трубе Китай будет получать 30 млрд кубометров российского газа в год на протяжении 30 лет. Переговоры ведутся уже не первый год, контракт по "Восточному маршруту" (газопровод "Сила Сибири") с Китаем уже заключен, но резко ушедшая вниз нефть не позволяет сторонам добиться консенсуса в вопросе цены на газ. Дело в том, что цены долгосрочных контрактов "Газпрома" привязаны к нефтяным котировкам.
Стоимость североморской нефти марки Brent, к которой привязана цена российской Urals, вплотную приблизилась к отметке $45 за баррель, но пока не перешагнула этот рубеж. В последний раз цена барреля была ниже $45 в кризисный период 2008-2009 годов.
Переговоры с Китаем еще по "Восточному маршруту" принесли немало трудностей российской стороне - именно из-за несогласия в вопросе ценообразования.
Что касается "Западного маршрута", по которому договор еще не заключен, то сейчас, по словам члена экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдара Касаева, рыночная цена российского трубопроводного газа (с учетом нефтяных котировок) составляет для Китая $180-200.
"Это может устроить КНР, которой существенно дороже обходится сжиженный природный газ из Катара и других государств, но никак не отвечает экономическим интересам России", - отмечает эксперт.
При этом Китай, по словам Касаева, может себе позволить не спешить в переговорах с "Газпромом" по поводу цены. Сейчас КНР пересматривает энергобаланс и пытается подсчитать примерные потребности страны в газе на долгосрочную перспективу.
"Первоначально планировалось довести ежегодный объем потребления газа в Китае до 360 млрд куб.м. к 2020 году, что в два раза выше показателя минувшего года, - рассказывает Касаев. - Однако в текущем году на фоне общего спада китайской экономики наблюдается резкое замедление темпов роста газопотребления на внутреннем рынке".
"Окупаемость проекта "Алтай" требует двукратного увеличения вышеуказанной рыночной цены, - подчеркивает Касаев. - В этой связи в ближайшей перспективе стороны вряд ли придут к консенсусу".
По оценкам Касаева, инвестиции в "Алтай" составят порядка $7,7 млрд. "Однако крупные инфраструктурные проекты в процессе реализации обычно дорожают", - предупреждает эксперт.
Действительно, Россия находится среди стран, которые наиболее пострадали от сильного падения цен на нефть и ухудшения международной экономической обстановки, сопровождаемых применением в ее отношении западных санкций. Об этом свидетельствуют все те сложности, которые сейчас "Газпром" испытывает с реализацией новых газовых проектов. И это касается не только вопроса поставок газа в Китай, но и европейского направления.
Российский газовый монополист "Газпром" также столкнулся с проблемами в реализации проекта нового газопровода "Турецкий поток". Трубопровод призван обеспечить поставку российского газа по газопроводу (планируется, что будет состоять из четырех ниток) общей мощностью в 63 миллиарда кубометров до границы Турции с Грецией, где планируется создание хаба.
В качестве одной из причин, по которым на данном этапе проект застопорился, называется отсутствие юридически оформленной договоренности по ценам на российский газ для турецкой стороны. Конечно же Турция решила выжать из проекта "Турецкий поток" максимальную выгоду, но все это сопровождается внутриполитической нестабильностью в самой Турции, которая так и не смогла сформировать коалиционное правительство после парламентских выборов. То есть, это также вносит свою лепту в затягивание переговоров по проекту.
Все это не соответствует планам "Газпрома" по развитию нового проекта, работы по строительству первой нитки (мощность почти 16 миллиардов кубометров) которого планировалось начать еще в июне этого года.
Кроме того, ложку дегтя в банку газпромовского меда вносит и отсутствие согласованности турецкой трубы с Европейским Союзом, который не был заранее уведомлен о планах по прекращению реализации проекта "Южный поток" и строительству газотранспортной инфраструктуры на территории Турции. Нужно сказать, что ЕС сейчас не очень то уж и расположен к диалогу по вопросу транспортировки газа по другому маршруту, его вполне устраивает транзит через Украину, да и зависимость от российского газа его очень уж смущает.
Сейчас Евросоюз сконцентрировал свое внимание на развитие газового сотрудничества с Азербайджаном и перспективах, которое это сотрудничество может открыть. Вопрос поставок азербайджанского газа в объеме 10 миллиардов кубометров с месторождения "Шах Дениз" уже давно согласован и находится на стадии активной реализации. Это станет возможным с завершением процесса формирования Южного газового коридора, который будет состоять из трех отдельных газопроводов - Южнокавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический. Именно эта инфраструктура позволит транспортировать азербайджанское "голубое топливо" через Грузию, Турцию, Греций и Албанию в Италию, а далее в Западную Европу.
Что же это дает Европейскому Союзу? Во-первых, стабильный и надежный энергетический коридор, который показал свою действенность за все время работы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Южнокавказского газопровода. Во-вторых, с учетом того, что коридор рассчитан на вырост, это позволит транспортировать по нему не только азербайджанский, но и туркменский и иранский газ, а также топливо из других стран Ближнего Востока. В-третьих, ЕС сможет снизить зависимость от поставок газа из России и обеспечить себе выход на альтернативные источники газа.
Действительно, ситуация на мировом рынке достаточно сложная, и каждый участник международных экономических отношений ищет пути выхода. Исключением не стала и Россия. Просто, газовые планы российского "Газпрома" совпали с достаточно сложным периодом, как для всего мира в целом, так и для российской стороны в частности. И чем все это обернется в конечном итоге, говорить пока рано.
Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер: @Emilsmail
Все материалы автора здесь
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре