Россия и ОПЕК против США - чего ждать Азербайджану от нового союза - ЕСТЬ МНЕНИЕ ОПЕК ориентируется на цену $70-80 за баррель. При этом картель призывает к "равному диалогу" с лидерами нефтедобычи. В ценовые войны на мировом рынке неожиданно подключилась Россия, которая готова к этому диалогу с ОПЕК, однако сокращать производство не намерена. Полугодовая статистика свидетельствует, что Россия наряду с Саудовской Аравией и США добычу даже наращивает. Эксперты считают, что нужно не сокращать производство нефти, а ждать банкротства сланцевых проектов США. Как будет развиваться ситуация, и чего ждать Азербайджану?

Справедливая цена нефти - $70-80 за баррель, заявил в среду иранский министр нефти Биджан Намдар Зангане. По его словам, такой уровень устраивает большинство стран ОПЕК. В конце прошлого года Иран в альянсе с Венесуэлой заявлял о необходимости довести цены до $100. Причем тогда цена барреля была почти вдвое выше, чем сейчас, пишет Gazeta.ru.

В последнее время цены на нефть демонстрируют высокую волатильность. Если еще во вторник баррель стоил $52,12, то в среду цена опустилась ниже $49. А в прошлый понедельник, уже названный "черным", цена достигла самого низкого значения с 2009 года - $42,23. При этом ранее эксперты рынка прогнозировали, что волатильность сохранится надолго и цены на нефть могут демонстрировать провалы вплоть до $20 за баррель.

Что касается азербайджанской нефти, то на прошедшей неделе средняя цена на нефть сорта AZERI LT составила 46,05 доллара за баррель, что на 2,44 доллара за баррель меньше аналогичного показателя прошлой недели. При этом цены на азербайджанскую нефть тоже колебались очень сильно.

Максимальная цена на AZERI LT на прошедшей неделе составила 50,54 доллара за баррель, минимальная - 44 доллара за баррель. Мировой рынок лихорадит и это ощущают абсолютно все игроки. Все чаще стали раздаваться слухи о чрезвычайном саммите ОПЕК, необходимости наконец договориться и вести диалог. 

В связи со сложившейся конъюнктурой на нефтяном рынке Россия готова начать консультации со странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. Более того, по его словам, эти консультации длятся уже несколько месяцев.

На днях ОПЕК заявила, что готова "к равному диалогу" с другими производителями нефти, но при этом будет соблюдать свои интересы. Россия, по словам Дворковича, со своей стороны принимать какие-то искусственные меры для снижения добычи не будет.

Чиновник указал, что российские технологии нефтедобычи отличаются от тех, что применяются в основных странах ОПЕК. "У нас месторождения такого типа, что их заморозить, а потом легко разморозить - невозможно, это огромные издержки, - пояснил вице-премьер. - Поэтому у нас процесс может развиваться только естественным образом, каких-то искусственных решений быть не может".

Однако, учитывая текущие мировые цены и сокращение инвестиций, объемы добычи нефти в России не будут и расти, отметил Дворкович.

Глава российского Минэнерго Александр Новак еще в конце апреля говорил, что инвестиции в российскую нефтяную отрасль в 2015 году могут сократиться на 20-30%. Причем тогда баррель североморской нефти марки Brent, к которой привязана стоимость российской Urals, стоил $63-66.

Основным рыночным фактором, влияющим на нефтяные котировки, является переизбыток предложения на мировом рынке, составляющий, по оценкам Международного энергетического агентства, около 3 млн баррелей в сутки. Тем не менее крупнейшие в мире производители нефти сокращать добычу не торопятся. В США суточное производство в первом полугодии выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,8%, составив 9,4 млн баррелей. Россия нарастила добычу на 1,1%, до 263,8 млн т, что составляет приблизительно 10,85 млн баррелей в день. Только "Роснефть" увеличила добычу на 2%, до 5,15 млн баррелей. ОПЕК не выдерживает собственные квоты, добывая более 31,5 млн баррелей в сутки при декларированных 30 млн. Лидер картеля - Саудовская Аравия - вообще ставит исторические рекорды: в июне добыча составила 10,564 млн баррелей в день. Кстати, при этом саудиты обсуждают сокращение бюджета в связи с низкими ценами. А Иран, который после снятия санкций Запада готовится выпустить на рынок дополнительно не менее 1 млн баррелей нефти в день, говорит о сокращении инвестиций в нефтяной сектор.

Такие противоречивые заявления и действия вызваны тем, что большинство нефтепроизводителей из-за сокращения добычи не хотят терять долю рынка.

У сырьевых стран становится все больше проблем со сводимостью бюджета при длительном периоде низких цен на нефть. Они начинают испытывать давление, нужно все больше денег на поддержку устойчивого развития.

Сложности с сокращением добычи нефти связаны не только с технологическими вопросами, но и с отсутствием каких-либо гарантий.

Сланцевые проекты в США технологически более гибкие,чем традиционная добыча, их можно быстро свернуть и так же быстро развернуть, хотя это и весьма затратно. А саудиты никуда не торопятся просто потому, что там себестоимость добычи - одна из самых низких в мире. Больше того, никто из крупных экспортеров нефти не понимает, почему сокращать добычу должен именно он. Говорят, что есть какие-то предложения по регулированию нефтяных цен, но нет ни условий, ни каких-либо гарантий, что партнеры будут придерживаться той же политики и что даже согласованные действия вообще повлияют на цены. Как такового регулирования нефтяного рынка и цен сейчас нет.

Как только кто-то из производителей снизит объемы добычи, они будут замещены ростом производства в США либо Иране (разумеется, после полного снятия санкций). И на цены это не повлияет, зато доля рынка будет утеряна. Для того чтобы цены выросли, рынок, будет, видимо, ждать, пока котировки упадут до такой степени, что сланцевой революции в США придет конец.