От Лукашенко в карабахском вопросе можно ожидать самых невероятных шагов

На днях президент Беларуси Александр Лукашенко в беседе с российскими журналистами сделал ряд сенсационных заявлений. В частности, относительно процесса урегулирования карабахского конфликта.

По информации БЕЛТА, Лукашенко отметил, что этот вопрос обсуждался еще в Ереване на одном из саммитов ОДКБ в то время, когда президентом Армении был Серж Саргсян.

"...мы с Путиным заняли консолидированную позицию (это было в Ереване на ОДКБ): Серж, отдай эти 5 районов. Какая причина не вернуть их, они же пустуют. Он говорит: если я возвращаю, они там дорогу перережут, оккупируют Карабах и прочее", - сказал белорусский лидер, добавив, что на озвученное предложение Саргсян снова повторил - нет, мы на это не пойдем, мы этого не хотим.

Александр Лукашенко рассказал, что для него это было удивлением: "Почему не хотят? Пустуют 5 районов. Это первый шаг. И тогда бы и Азербайджан, и Армения были бы и в ОДКБ, и ЕврАзЭС. Это было условие, при котором Азербайджан может вступить в эти организации. Почему вы отказались?" - отметил президент Беларуси.

Откровения белорусского лидера породили ряд вопросов, на которые Day.Az попросил ответить известного российского историка и политического аналитика Олега Кузнецова.

- Почему президент Беларуси раскрыл подробности обсуждений по карабахскому урегулированию с Сержем Саргсяном именно сейчас?

- Президент Беларуси Александр Лукашенко - из тех политиков, которые говорят исключительно по делу. Все эти мои слова в полной мере относятся и к его, если так можно сказать, "откровениям" для прессы, которые таковыми в реальности не являются, поскольку содержащаяся в них информация абсолютно не нова. Поэтому ваш вопрос о том, почему он заговорил об Армении только сейчас, своевременен и справедлив.

На мой взгляд, это обусловлено тем, что с начала января 2019 года Беларусь получает пост генерального секретаря ОДКБ, освободившийся летом этого года после того, как занимавшему его в то время представителю Армении генералу Юрию Хачатурову были предъявлены обвинения в совершении государственных преступлений, а сам он сначала был взят под стражу, а потом помещен под домашний арест.

Практически полгода в ОДКБ шла дискуссия, сохранять ли этот пост за Арменией или в порядке ротации, в полном соответствии с уставом этой организации, досрочно передать его представителю Беларуси. В верхах было решено остановиться именно на этом варианте, что с юридической и технической точки зрения будет оформлено уже 6 января на внеочередной встрече глав государств ОДКБ, если ничего за это время существенно не изменится. Проще говоря, на ближайшие два года Минск получает площадку для инициативной реализации своих интересов и амбиций, а поэтому президент Лукашенко просто был обязан озвучить позицию своей страны по теме ОДКБ и взаимосвязанным с ней вопросам.

Карабах в обмен на будущее Армении - что Лукашенко пытался вдолбить Еревану

Карабах в обмен на будущее Армении - что Лукашенко пытался вдолбить Еревану

Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха - одна из самых главных головных болей на протяжении многих лет, если не сказать десятилетий, поэтому нет ничего удивительного в том, что когда Лукашенко озвучивал для прессы программные политические заявления в связи с грядущим председательством Беларуси в ОДКБ, то затронул и проблему нагорно-карабахского урегулирования. В моем понимании все логично.

- Какие сигналы Еревану в этих откровениях можно прочитать, по-вашему?

- Мне очень часто и много в процессе своей жизни приходилось сталкиваться с белорусами - и на официальном уровне, и на бытовом. В конце 1990-х я в общей сложности больше года провел в служебных командировках в Могилевской области Беларуси, и один из моих близких друзей еще со студенческой скамьи - белорус. Кстати, я советовался с ним перед тем, как отвечать на ваши вопросы. Поэтому смею утверждать, что знаю этот народ достаточно хорошо, не только снаружи, но и изнутри. Белорусы - это не те люди, которые будут лукавить и говорить в глаза одно, а за глаза другое. Они либо молчат, если чего-то недопонимают, либо открыто говорят то, что думают.  Все это многословное предисловие я сказал только для того, чтобы пояснить, что такое действие, как "посылать сигналы Еревану", белорусскому президенту не свойственно в силу его национальной ментальности.

- Хорошо, давайте перефразируем. Какие выводы Еревану следует сделать из услышанного от Александра Лукашенко?

- Вот что касается Еревана, то нынешние его власти должны сделать из содержания пресс-конференции президента Лукашенко два главных вывода. Первый вывод - Беларусь во время своего председательства в ОДКБ или пока ее представитель будет генеральным секретарем этой организации, не станет закрывать глаза на факт существования нагорно-карабахского конфликта и будет прилагать все усилия к началу его практического разрешения. Для имиджа Беларуси и лично Лукашенко на международной арене результат в этом вопросе очень важен, хотя бы первичный или промежуточный.

Второй вывод - Еревану в ближайшие годы придется выполнить все резолюции Совета безопасности ООН 1993 года об освобождении ранее захваченных азербайджанских территорий. Этот итог председательства Беларуси в ОДКБ принципиально важен лично для Лукашенко, поскольку именно он войдет в историю как главный миротворец на Южном Кавказе. 

- Есть мнение, что если бы Никол Пашинян не боялся реакции внутри Армении, он пошел бы на компромиссы в переговорном процессе. Вы с этим согласны?

"Полонез", лишивший сна Никола Пашиняна  - что продает Беларусь Азербайджану

"Полонез", лишивший сна Никола Пашиняна - что продает Беларусь Азербайджану

- Лично я думаю, что внутри самой Армении отношение к карабахской проблеме не настолько агрессивно и бескомпромиссно. Давайте возьмем, к примеру, недавнее заявление Пашиняна о готовности официального Еревана восстановить дипломатические отношения в Турцией. Какая при этом была реакция армянского общества? Совершенно толерантная, громких криков протеста лично я не услышал.

Не надо сейчас переубеждать меня в том, что Пашинян сопроводил эту инициативу невыполнимыми для Турции условиями, поскольку эта его инициатива, как и многие другие, была рассчитана на внутреннюю, а не на внешнюю аудиторию. Вспомним - "карабахский клан" в полном соответствии с официальной идеологией цехакрона - "ни дня без борьбы против турка" - не мог даже допустить такой мысли, а Пашинян не только допустил и озвучил, но и получил на нее обратную реакцию общества вполне положительную или, как минимум, нейтрально-положительную.

По моему убеждению, армянское общество подсознательно готово уйти из Карабаха, но боится сказать это вслух, так как еще не вполне уверено в стабильности новой власти.

Есть еще один аспект, на который я хотел бы обратить ваше внимание: сегодня Армения - не президентская, а парламентская республика, где все зависит не лично от Пашиняна, а от избранного под него парламента. Пашинян теперь не несет персональной ответственности за страну, она теперь коллективная, что очень удобно для принятия непопулярных решений. Если мне не изменяет память, то первое официальное заседание нового парламента Армении должно состояться 7 января 2019 года, а днем ранее, 6 января, Пашинян должен участвовать во встрече глав государств ОДКБ. Я думаю, что именно на этой встрече ему будет выставлен ультиматум, с которым он приедет на открытие первой сессии нового парламента Армении, причем озвучивать ультиматум будет не Путин, а Лукашенко.

Так что Пашинян, точнее, не он сам, а возглавляемый им парламент, будет вынужден пойти на компромисс с Баку, благо что внутри армянского общества я не вижу существенных предпосылок к массовым протестам против мира с Азербайджаном и Турцией.

Беседовала Лейла Таривердиева