Государственность Армении под вопросом

Земельные претензии Армении к Азербайджану и история вооруженной вражды между двумя странами восходят к началу прошлого века. В связи с изменяющейся геополитической ситуацией в разные периоды государство Армения, которое эксплуатировалось различными международными акторами в рамках своих интересов, стало жертвой той же политики.

С 1989 года, то есть с началом процесса распада СССР, сепаратистские действия против официального Баку на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области вылились в кровопролитную войну. Долгое время предпринятые Азербайджаном шаги по освобождению Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов от оккупации и установлению мира в регионе долгое время отвергались армянским государством, армянской диаспорой и церковью. Что было причиной этого? Почему Армения не приняла высказанные предложения по установлению прочного мира? Причина одна - мечты о Великой Армении, которые Армянская церковь на протяжении многих веков внушала в мозги. Именно в начале прошлого века массовые убийства, устроенные армянскими вооруженными формированиями на востоке Турции и Азербайджана, были деятельностью с целью объединения земель "Исторической" Армении в одно государство. Эту идею, которая на протяжении многих лет передается церковью из поколения в поколение, также активно поддерживают армяне, поселившиеся в разных странах мира.

Карта "Великая Армения" на станции метро "Площадь Республики" в Ереване.

С точки зрения экономической, политической и морально-психологической точки зрения армянская диаспора имеет большое влияние на страну с момента обретения Арменией независимости. Следует отметить, что не только в Армении, но и на оккупированных территориях Азербайджана на протяжении многих лет диаспорой реализуются программы на сумму в несколько миллионов долларов с целью переселения этнических армян из различных регионов и укрепления материального и социальные условия проживания населения.

В настоящее время процесс подготовки мирного соглашения, считающийся важной составляющей постконфликтного периода, решительно отвергается Армянской Апостольской церковью и армянской диаспорой, которая является основным сторонником ее идей. По сути, недавние столкновения на границе двух стран являются доказательством того, насколько психологически эффективен институт церкви и диаспоры в процессе принятия стратегических решений в Армении. По поводу продолжающихся столкновений вождь всех армян II Гарегин в своем обращении к гражданам сказал: "Мы не должны допустить, чтобы раскол и социальная поляризация привели нас к новым поражениям, а установившийся мир - к новым уступкам".

Глава действующей в Ливане армянской церкви II Арам пошел ещё дальше по этому вопросу. В своем обращении к армянам он сказал: "Азербайджан должен знать, что, согласно старой поговорке нашего народа, кто не понимает словами, тот понимает только палкой".

Как видно, оба религиозных лидера уступают место идеям, укрепляющим реваншистские мысли, вместо того, чтобы призывать людей к миру и примирению.

С другой стороны, новые геополитические реалии, меняющиеся в мире, создают раскол внутри армянской диаспоры и приводят к возникновению различных векторов. Таким образом, диаспора, сформированная в странах Запада (в основном, США и Франции), и ее лидеры хотят, чтобы официальный Ереван был ориентирован на Запад во внешней политике в связи с событиями последних лет, а лидеры диаспоры, действующие в Российской Федерации, на наоборот, хотят, чтобы Армения оставалась стратегическим союзником России.

Если первая группа желает, чтобы внешняя политика Армении была многовекторной, то вторая группа считает жизненно важным укрепление отношений с Россией, которые ослабли в последнее время. В результате того, что интересы и взгляды диаспоры возобладали над национальными интересами Армении, сегодня Армянскому государству трудно выступать в качестве субъекта системы международных отношений. Тот факт, что церковь и диаспора имеют большое влияние на общественное сознание армянского общества, приводит к пережитку реваншистских мыслей и отсутствию сотрудничества с соседями на основе взаимного уважения. В результате правительство Армении не признает территориальную целостность Азербайджана, не позволяет восстановить транспортное сообщение между основной частью страны и Нахчываном, затягивает процесс делимитации и демаркации границы, отказывается начинать переговоры о мирный договор.

Если общественность и правительство Армении не смогут принимать самостоятельные решения и останутся в плену у церкви и диаспоры, то независимость, суверенитет и национальные интересы Армении как субъекта будут и впредь подвергаться сомнению.