Проект без спроса: почему «Перекресток мира» не интересует Европу - АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой
Автор: Лейла Таривердиева
В Армении гадают, для чего Никол Пашинян ездил в Давос. Предположения о переговорах по мирному договору не оправдались. Тогда для чего? Ответ очевиден - для того, чтобы в очередной раз попытаться хоть чем-то заинтересовать Европу. Пашинян уже начал догадываться, что сама Европа в Армению со своими проектами не пойдет. Поэтому прихватил свой "Перекресток мира" и отправился в Швейцарию, едва успев к концу мероприятия.
В ходе панельной дискуссии Пашинян порадовал аудиторию, объявив, что нашел средство "для преодоления потрясений в цепочке поставок". Это - "Перекресток мира".
"Речь идет о повышении эффективности наших региональных транспортных коммуникаций, создании новых транспортных коммуникаций не только с Азербайджаном, но и с Турцией, а также об углублении нашего сотрудничества с Ираном и Грузией. Это и о ЕС, поскольку если эта программа станет реальностью, у нас появятся новые цепные маршруты для Евросоюза - через Армению. Это не просто вопрос экономики. Это также очень важный фактор безопасности... Но, конечно, этот проект заработает лишь в том случае, если мы сможем установить стабильный мир с Азербайджаном, чего, к сожалению, сейчас нет", - заявил Пашинян.
Ереван усиленно старается убедить Европу в важности и незаменимости транзитной роли Армении. Будто не существует налаженного и эффективного транзита из Азии в Европу, который как раз решает вопрос "потрясений в цепочке поставок". Будто нет в помине железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и Среднего коридора. Будто все надежды Запада и Востока, Севера и Юга пересекаются только на Армении. Почему Европа, Иран, Грузия или кто-то еще должны заботиться о гипотетическом "Перекрестке мира", когда вопросы логистики в регионе давно решены? По тональности выступления Пашиняна ощущается, что он не столько рекламирует свой бесполезный проект, сколько пытается убедить Европу в необходимости давления на Азербайджан, чтобы застать Баку открыть границу и разрешить Турции сделать то же самое. Он предлагает европейцам продукт, который не способен произвести самостоятельно. Пресловутый перекресток связан со множеством "если", они всем видны и Пашиняну тоже приходится их озвучивать.
Чтобы стать перекрестком, коим является сегодня Азербайджан, Армении необходимо развивать инфраструктур во всех направлениях. В направлении Восток-Запад она полностью зависит от воли и решений Азербайджана. Некоторые возможности для развития имеет коридор Север-Юг, хотя и тут все не так просто. Незаменимость в нем Армении - это тоже пыль в глаза партнерам. Но в данном случае Ереван хотя бы имеет поле для маневра в виде открытых ей границ с Грузией и Ираном.
О строительстве своего участка Север-Юг в Армении говорят уже лет двадцать. Когда-то Ереван замахнулся и на железную дорогу, но в этой задумке он остался один на один со своей беспомощностью. Даже Россия, форпостом которой являлась Армения, не стала впрягаться в проект, указав армянской стороне на его бессмысленность и тупиковость. Сложный рельеф страны делает строительство железных дорог очень затратным и сложным делом. Внешние интересанты пошли бы на это только в том случае, если бы Армения имела бы какую-то стратегическую значимость и была бы незаменима. А это не так.
Интересно наблюдать, как Ереван пытается вычленить из проекта МТК Север-Юг Россию, точнее, старается делать вид перед своими кредиторами, что ее там нет. С той целью делается упор на важности коридора для транзита иранских грузов к Черному морю. В Армении сегодня рассматривают строительство армянского участка МТК только с точки зрения развития гипотетического коридора Персидский залив - Черное море. Армения делает большую ставку на своих индийских союзников в расчете, что они выберут этот маршрут для транспортировки грузов в Европу. С тех пор, как Никол Пашинян увидел карту региона, он не только выучил правильные названия районов Азербайджана, но и разглядел возможность встроиться в Север-Юг, оставив побоку Россию. К коридору Запад-Восток Армению не подпустили. Прежняя администрация Белого дома, помнится, делала попытки втиснуть ее в Средний коридор, но ничего не вышло. Когда-то от Азербайджана ждали подключения Армении к маршруту нефтепровода БТД, затем Запад отказался инвестировать в железную дорогу БТК, если она объедет Армению, теперь кому-то понадобилось внедрить эту страну в Срединный коридор. Она необходима как некий чип, позволяющий управлять процессами.
В конце минувшего года Пашинян объявил, что Армения отправила Азербайджану предложение о возобновлении железнодорожного сообщения между двумя странами. Одновременно Армения обсуждает возможность возобновления железнодорожного сообщения с Турцией. Если железнодорожная линия между тремя странами будет восстановлена, она станет альтернативной веткой Транскаспийского маршрута - более короткой по сравнению с путем через Грузию, объявил Пашинян.
"По нашей оценке, мы нашли решение, как возобновить железнодорожное сообщение, которое было бы полностью приемлемо и для Армении, и для Азербайджана. Предложение этого решения в письменном виде мы отправили Азербайджану и ждем его положительной реакции. Когда эта реакция будет получена, необходимо будет быстро подписать договор и приступить к строительству железной дороги", - рассказал Никол Пашинян, поделившись мечтой построить железную дорогу Баку-Гюмри-Карс, которая заткнет за пояс БТК.
Все понятно, кроме того, почему он решил, что Азербайджан будет помогать Армении в создании альтернативы Транскаспийскому международному транспортному маршруту и БТК. Кроме того, видно, что с географией у армянского премьера все же пока плохо. Если Армения будет вести себя хорошо, подпишет мир и построит Зангезурский коридор, ветка через армянскую территорию станет частью ТМТМ, но никак не конкурентом ему.
Никол Пашинян раз за разом повторяет, что нашел невероятное решение, приемлемое для обеих сторон. Почему все это приемлемо для Армении, понятно. А кто сказал, что идеи Еревана приемлемы для нас? Азербайджан никогда не откажется от безопасного и налаженного транзита через Грузию в пользу маршрута через Армению, где азербайджанские транспортные средства, грузы и пассажиры всегда будут находиться в опасности. Единственный маршрут, на котором более или менее возможно обеспечить безопасность, это дорога через Зангезур. Потому что маршрут короткий. Пашинян говорит о безопасности, но он плохо представляет себе, что значит гарантировать безопасность сотен километров железнодорожных путей, когда твое общество живет и дышит ненавистью.
Ранее, рекламируя свой "Перекресток мира", Пашинян избегал упоминать дорогу через Зангезур, делая акцент на других вариантах того, как Азербайджану попасть в Нахчыван. Помнится, на конференции в Тбилиси по теме Шелкового пути Пашинян демонстрировал на карте те точки, которые предлагает Азербайджану взамен Зангезурского коридора. Армянская сторона представила три точки на границе для контрольно-пропускных пунктов, откуда можно будет осуществлять транзит в НАР. Но дело в том, что с географической точки зрения это самые сложные и труднодоступные варианты маршрута, непригодные для масштабного международного транзита. Предложенные Пашиняном маршруты проходят через горную местность, где местами высота перевалов достигает 3 тысяч метров над уровнем моря.
Оставшиеся с советских времен и заблокированные с началом конфликта трансграничные дороги либо разрушены, либо требуют реконструкции. Как часть международного логистического маршрута они однозначно не годятся, так как для этого должны быть полностью модернизированы. Даже Азербайджану с его современной транспортно-логистической инфраструктурой, в связи с новой геополитической ситуацией, повлекшей резкий рост грузоперевозок, приходится осуществлять модернизацию. Армении же придется начинать все с нуля.
В предложениях Пашиняна виден интерес исключительно Армении. Армения может делать любые расчеты, это ее право, но говорить за Азербайджан ей не стоит. "Перекресток мира" не представляет для нашей страны абсолютно никакого интереса. Скажем больше - он не представляет никакого интереса и для Европы. Там понимают, что за все придется платить европейцам. А для чего это делать, когда уже есть пути на Восток и на Юг через Азербайджан и Турцию? Транзит через Армению, может быть, и короче, но он сопряжен со столькими трудностями, что теряет всяческий смысл.
С логистикой в Армении вообще большие проблемы. Возьмем, например, ситуацию вокруг новой автодороги Татев-Авгани, построенной в качестве альтернативы построенной в советское время дороге Герус-Гафан. Небольшой участок последней проходит по территории Губадлинского района и после войны вернулся в Азербайджан. После всех истерик, к которым подключилась и иранская сторона, армяне построили новую дорогу, не желая проезжать через азербайджанский погранпункт. Черед год альтернативная дорога обрушилась. Утверждалось, что из-за оползня, но дорога и до обрушения никуда не годилась. По ней должны были ездить фуры из Ирана, которым тоже не хотелось договариваться по-доброму с Азербайджаном. Грузовики застревали на новой "альтернативной" трассе, портились, и ее долгожданное обрушение решило эту проблему.
Кому-то может показаться, что мы злорадствуем, но это не так. Мы просто констатируем факты и хотим породить у наших соседей ощущение, что они снова делают что-то не то.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре