Рашида Дати: "Азербайджан является примером для всего мусульманского мира"
Интервью Day.Az с депутатом Европарламента, мэром 7-го района Парижа Рашидой Дати. 

- По мнению некоторых, ислам и демократия - понятия несовместимые. Что вы думаете о будущем Азербайджана как страны, принявшей светскую модель развития?

- Азербайджан является примером для всего мусульманского мира. 94% азербайджанцев являются мусульманами и исповедуют свою религию в открытой и свободной форме, с уважением к правам женщин.

Мы часто слышим озабоченность по поводу "исламизации" некоторых стран, но в то же время все мы слишком часто забываем поддерживать такие государства, как Азербайджан, в котором ислам исповедуется мирным путем. Помимо известной толерантности азербайджанского народа, модель Азербайджана является результатом подлинной политической воли. Я знаю, что Президент Ильхам Алиев и Первая леди Мехрибан Алиева преисполнены решимости содействовать межрелигиозному и межкультурному диалогу. Мне выпала большая честь выступать по этому вопросу в Баку в октябре 2012 года.

- Азербайджан принял европейскую интеграцию как один из приоритетов своей внешней политики. В то же время есть некоторые силы в Европе, которые пытаются представить ЕС в качестве "христианского клуба", что можно наблюдать на примере Турции. Как бы вы прокомментировали это мнение и может ли Азербайджан столкнуться с той же проблемой?

- Европа не может быть сведена к "христианскому клубу". Помимо культурных связей, которые объединяют европейцев сегодня, Европа, прежде всего, является политическим проектом, основанным на общих ценностях и стремлениях, которые мы разделяем с некоторыми из наших соседей и союзников, такими, как Азербайджан.

Азербайджан является страной, с которой Европейский союз строит тесные отношения, в частности отношения, которые мы называем "Восточное партнерство". Я хотела бы отметить решимость Президента Ильхама Алиева в укреплении наших отношений.

- В Европе все еще имеется дефицит информации об Азербайджане. Многие либо не знают о нашей стране вообще, либо только о ее нефтегазовых запасах. В ряде случаев играет негативную роль и информационная война против Азербайджана. Что нужно сделать, чтобы расширить представление об Азербайджане?

- Я считаю, что ситуация меняется. Все больше и больше людей в Европе узнают Азербайджан и имеют позитивное восприятие вашей страны. К сожалению, вы правы, говоря, что есть еще слишком много дезинформации, слишком много искаженного представления о вашей стране.

Но информированность растет. Очень часто я говорю людям, которых встречаю: Азербайджан нельзя сводить к одной "трубе"! Это страна с великой культурой, богатой своим разнообразием, с открытым и толерантным обществом, чьи лидеры хотят мирного и честного диалога с международными партнерами.

Я хотела бы воздать должное важной работе, проделанной г-жой Мехрибан Алиевой и всем Фондом Гейдара Алиева в развитии вашей страны и вашей культуры за рубежом. Я очень горда участием в открытии несколько месяцев назад в районе Парижа, где я являюсь мэром, Азербайджанского культурного центра Президентом Ильхамом Алиевым и Первой леди Мехрибан Алиевой. Мы должны развивать такого рода важные инициативы, активизировать диалог между Азербайджаном и Францией, а также Азербайджаном и Европой.

- Кстати, хотелось бы услышать ваше мнение относительно будущего отношений между нашими странами.

- Отношения между двумя нашими странами всегда были очень хорошими, и они должны такими оставаться. Франция стала второй страной, признавшей независимость Азербайджана в 1991 году. Париж был также первой столицей, в которую Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил свой первый зарубежный визит в качестве главы государства. Товарооборот между нашими странами растет в течение последних нескольких лет, и культурный обмен идет по тому же пути. Выставка "Plaisirs de France", организованная в Баку прошлой весной, имела большой успех. Азербайджан является одним из главных покровителей нового раздела парижского музея Лувр, посвященного исламскому культурному наследию. Укрепление сотрудничества между Францией и Азербайджаном является как необходимостью, так и долгом.

- ЕС и, в частности, Францию довольно часто критикуют за недостаточную активную роль в карабахском урегулировании. Существуют ли какие-либо различия в позиции ЕС и Франции по этому вопросу, и какую роль могут играть европейцы в мирном процессе?

- Франция имеет стратегическую позицию в отношении нагорно-карабахского конфликта. В качестве одного из трех членов Минской группы ОБСЕ Франция несет особую ответственность. Но Европа не может оставаться в бездействии. С тех пор, как Лиссабонский договор три года назад вступил в силу, у Европы появились необходимые инструменты, позволяющие ей говорить в один голос. Я сожалею, что Кэтрин Эштон, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, не была более четкой в вопросе Нагорного Карабаха. Я знаю о больших страданиях, которые приносит эта ситуация всему азербайджанскому народу. Европа не может больше оставаться неопределенной. Назрела актуальность того, чтобы Европа приняла участие в этом процессе четко и эффективно.