Баку-Пекин: прагматизм отношений и большое будущее на Великом Шелковом пути

Центральноазиатский регион на сегодняшний день считается одним из стратегически важных и находится в зоне интересов многих ведущих государств Востока и Запада. Но в первую очередь он находится в зоне особого внимания у самих стран региона, расположенных на историческом Шелковом пути. Интенсификация связей между странами Южной и Центральной Азии и их взаимодействие с внешними региональными державами, в частности с Азербайджаном представляет особую значимость, так как есть понимание того, что углубление связей с нашей страной сулит обоюдную выгоду с долгосрочной перспективой. Не сомневаться в этом позволяет многовекторная внешняя политика, проводимая Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Исторические связи тюркских народов Центральной Азии и Азербайджана имеют глубокие корни, а после того, как страны бывшего Союза обрели независимость, эти связи продолжились в формате региональных структур.

Точки соприкосновения

На сегодняшний день между Азербайджаном и странами Азии установлен адекватный политический диалог. С позиции выхода на мировые рынки как логичный итог успешного сотрудничества, Азербайджан стал надежным мостом между Центральной Азией и Европой. В этом ключевую роль сыграл проект Великого Шелкового пути, соединяющего Восток и Запад. Роль Азербайджана значительна еще тем, что страна является одним из основных гарантов транспортно-коммуникационного проекта TRAСEKA по возрождению Великого Шелкового пути. Уместно напомнить, что Азербайджан и страны Центральной Азии участвуют в антитеррористических операциях, являются двумя большими регионами глобальной антитеррористической операции, двумя важными маршрутами транзита в связи с процессами в Афганистане. Одним словом, с момента обретения независимости наша страна проводит эффективную энергетическую политику, привлекая новые энергомаршруты, поэтому участие центральноазиатских стран в проектах, предполагающих открытие новых маршрутов в Китай и Южную Азию, представляют особую важность. В этом смысле большую ценность представляет проект Транспортного коридора Китай-Центральная Азия-Кавказ-Турция-Европа, объединяющий в себе энергетическую и транспортную инфраструктуру.

Баку за "Один пояс - один путь"

Китайско-азербайджанские связи находятся в стадии динамичного развития, и подтверждением тому стал меморандум о взаимопонимании в рамках проекта SOCAR GPC, подписанный на днях в Пекине. Там же был подписан договор по предварительному детальному проектированию газоперерабатывающего завода и полиэтиленового нефтехимического комплекса в рамках проекта SOCAR GPC, по которому планируется создание в 15 километрах от Баку газоперерабатывающего и нефтехимического комплекса, мощность которого составит около 10 миллиардов кубометров газа в год. Стоимость проекта, по первоначальным оценкам, составляет приблизительно 4 миллиарда долларов. Азербайджан является важным государством вдоль Великого Шелкового Пути, а регион Каспийского моря - узлом и важным торговым коридором между Европой и Азией.

В то же время Азербайджан является участником проекта нового Шелкового пути, и недавно представительная  делегация от нашей страны приняла участие в пекинском форуме "Один пояс - один путь", посвященном амбициозным планам китайского правительства по строительству нового Шелкового пути.

Новая стратегия экономического развития Китая "Один пояс - один путь", объявленная в 2013 году, направлена на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей между странами Евразии, и за четыре года проект Шелкового пути присоединил к себе около 100 государств. Стратегия включает два ключевых направления развития: Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.

К слову, Азербайджан - единственная страна в проекте экономического пояса Шелкового пути, которая не заняла у Китая денег на постройку необходимой инфраструктуры. Азербайджан начал строительство железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс еще в 2007 году, задолго до того, как началась активность вокруг китайской инициативы Шелкового пути. Как показало время, меморандум о взаимопонимании по совместному поощрению создания Экономического пояса Шелкового пути, подписанный в рамках государственного визита Президента Ильхама Алиева в Китай в декабре 2015 года, еще сильнее укрепил отношения между двумя странами.

Здесь же уместно отметить, что Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил на открытии форума "Один пояс - один путь" в Пекине, что в течение нескольких месяцев будет сдана в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, являющаяся важной составляющей центрального коридора Шелкового пути.

"Турция, расположенная на стыке Азии и Европы, является одной из ведущих стран проекта Шелкового пути, а центральный коридор Шелкового пути соединит Европу со Средней Азией через Анатолию и будет доведен до Китая", - отметил Президент Турции.

Напомним, что "Центральный коридор" проходит через территорию Грузии, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Афганистана и Пакистана. Железная дорога БТК строится на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения с максимальным объемом прогнозируемых грузоперевозок на уровне 17 миллионов тонн грузов в год.

Об уникальности китайской внешней политики

После распада СССР среди мировых игроков, интересы которых были обращены в сторону южнокавказского региона, в частности  Азербайджана, был и Китай. Как показал опыт двустороннего взаимодействия, сотрудничество Баку и Пекина оказалось взаимовыгодным, благодаря тому, что политика обеих стран направлена на реализацию национальных интересов. С другой стороны, характерной особенностью китайской политики является то, что она не представляет угрозу безопасности для более слабых стран, как, например, это демонстрируют другие мировые державы. Более того, этот принцип распространяется и на те государства, где априори присутствует сильный китайский элемент. Столь гибкая стратегия государства, основанная на внешней политике невмешательства, порождает интерес к налаживанию более тесного диалога со вторыми и третьими странами.

Уникальность китайской внешней политики еще в том, что, обладая ядерным оружием, страна не закрепила за собой имидж агрессора, захватчика. По сути, это единственная страна, причем последняя в новейшей истории, которая приобрела мирным путем десятки тысяч квадратных километров, не пролив при этом ни единой капли крови. За последние десятилетия Китай обрел спорные с Россией территории на реке Амур и ряд других спорных земель в результате соглашений между правительством Китайской Народной Республики и Российской Федерации. Помимо этого, Китай приобрел  более полутора тысяч квадратных километров в Кыргызстане, территории были получены и в результате двухсторонних соглашений с Таджикистаном и Казахстаном. И что самое удивительное, при всем этом Китай не испортил отношений ни с одной из этих стран, присоединив к себе земли на основании принятых норм международного права.

В чем прагматизм отношений?

Отношения между Азербайджаном и Китаем основаны на прагматизме, поскольку в основе их лежит главным образом экономический интерес с привязками к конкретным проектам. Азербайджан, как одно из платежеспособных государств, где проживает свыше 9 миллионов человек и имеется самый большой рынок на Южном Кавказе, безусловно, интересует Китай.

Конечно, имеет место интерес к нашим углеводородам, в Азербайджане активно действуют китайские компании. Новым импульсом в отношениях между Баку и Пекином стал проект железной дороги Баку-Карс, который соединит Китай с восточноевропейскими рынками. Стороны сотрудничают в военной, культурной сферах, и самым перспективным в плане сотрудничества является пояс Шелкового пути, который соединит Восточную, Центральную и Западную Азию с Европой.

Запуск контейнерных перевозок в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута обеспечил Азербайджану роль международного коридора между Европой и Азией. Китай сегодня представляет собой вторую экономику мира. На сегодняшний день объем инвестиций КНР в экономику Азербайджана достиг 300 миллионов долларов. В достаточно большом объеме задействованы на сегодня и такие сферы сотрудничества, как энергетика, в особенности альтернативные источники энергии, туризм, Потенциал для развития экономических связей Азербайджана и Китая имеется даже в таких сферах сельского хозяйства, как хлопководство, животноводство, шелководство.

Позиция Пекина по Карабаху

Китай выражает поддержку в вопросах территориальной целостности Азербайджана и в частности по карабахскому вопросу. Пекин постоянно подчеркивает, что является сторонником урегулирования карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана, и это очень важный момент в плане политической поддержки со стороны Китая. К слову, в свое время Китай не поддержал Косово, показав миру, что не поддерживает сепаратизм. Для нас поддержка Китая важна, особенно учитывая, что страна является членом совета ООН. Будучи противником сепаратизма, Китай не является приверженцем армянского насилия и деспотизма, что вносит большой позитив в дальнейшее развитие азербайджано-китайских отношений. 

Чем ШОС привлекательна для Баку?

В контексте отношений с Азией рассмотрим связи Азербайджана с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), действующей  региональной международной организацией, основанной (в 2001 году) лидерами Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Общеизвестно, что в отношениях внутри Организации государства-члены ШОС исходят из идеи "шанхайского духа", они придерживаются принципов консенсуса, взаимного доверия, взаимовыгоды и равенства. Во внешних сношениях ШОС исходит из принципов открытости, непринадлежности к блокам, не направленности против третьих стран. В 2015 году Азербайджан завершил процесс присоединения к Шанхайской организации сотрудничества в качестве партнера по диалогу, ратифицировав соответствующий меморандум, который был подписан весной минувшего года. Президент Ильхам Алиев расценил получение данного статуса "как первый шаг на пути к полной интеграции".

В принципе, сотрудничество с ШОС выгодно Азербайджану, так как в рамках этой организации и вокруг нее формируется достаточно перспективный пояс, включающий страны с динамично развивающейся экономикой. Баку весьма осторожен в вопросе участия в каких-либо политических и военных альянсах, и речь не идет о вступлении в эту организацию, однако ШОС привлекательна тем, что в основе ее концепции не лежит принцип "дружить против другого", есть право выбора, и члены этой структуры могут сотрудничать одновременно и со странами Запада. Этот существенный фактор отмечают даже крупные государства - Китай и Индия.

Для Азербайджана сотрудничество с ШОС могло бы быть важно, в основном, для реализации транснациональных транспортных проектов, в частности "Нового Шелкового пути", так как он обещает хорошие перспективы для раскрытия транзитного потенциала страны, использования ее территории для перевозки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу. При таком раскладе Баку может без проблем примерить на себя роль главного транспортно-транзитного хаба в регионе. И не случайно Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял о необходимости мобилизовать усилия с тем, чтобы увеличилось количество грузоперевозок через территорию Азербайджана, так как это принесет большую прибыль и в то же время не будет противоречить политическим интересам страны. В Баку рассчитывают, что маршрут через Азербайджан может стать кратчайшим путем для транспортировки китайских товаров в Европу. По мнению экономистов, участие в ШОС даст Азербайджану шансы подключиться к поставкам газа в Китай, спрос на который в этой стране, по прогнозам, к 2020 году возрастет до 280 млрд. кубометров.

Взгляд их Пекина

Оценку азербайджано-китайским отношениям, а также участию Азербайджана в проекте Экономического пояса Шелкового пути высказал в комментарии Day.Az научный сотрудник Китайской академии современных международных отношений (CICIR) Чэнь Юй.

"Отношения между Пекином и Баку обретают все большую значимость, так как Китай продвигает проект "Один пояс - один путь", а Азербайджан, как перекрестный коридор Евразии, является важной страной в этой инициативе. Учитывая, что Азербайджан имеет богатые запасы нефти и газа, экономики Китая и Азербайджана дополняют друг друга, и этот фактор задает хорошие перспективы сотрудничества. Китай не вкладывает в инициативу "Один пояс - один путь" какой-то политический смысл, наше сотрудничество основано на прагматизме и взаимной выгоде. Наша цель - содействие совместному развитию и безопасности всего континента и строительству человеческого сообщества. Я думаю, что этот принцип соответствует экономической и социальной политике Азербайджана, учитывая независимую внешнюю политику которую проводит Баку.

В основе китайско-азербайджанских отношений нет противоречий, именно поэтому я считаю, что в будущем наши страны достигнут еще большего прогресса в двустороннем сотрудничестве. Китай заинтересован в восстановлении Великого Шелкового пути, а также в расширении сотрудничества с Азербайджаном в промышленном производстве, нефтегазовом секторе, машиностроении, в области высоких технологий, инфраструктуры, образования, культуры, туризма и в других сферах. Надеюсь, что сотрудничество между Китаем и Азербайджаном в рамках Экономического пояса Шелкового пути с течением времени еще более углубится. Считаю, что Азербайджан с уникальным географическим положением и богатыми ресурсами будет важным звеном в реализации данного проекта, инициированного Председателем КНР Си Цзиньпином еще в 2013 году.

Учитывая, что Азербайджан находится в центре Евразии и связывает другие регионы континента - Россию, Иран, Грузию и Турцию, для подключения Китая к Европе через Евразийский континент в рамках Экономического пояса Шелкового пути ваша страна является безальтернативным вариантом для реализации этого проекта.

Действительно, для всех очевидно, что после обретения независимости Азербайджан развивается быстрыми темпами и, как результат, наработал большой потенциал, стал важным узлом для подключения инфраструктуры Евразии. Именно поэтому, по мнению международных экспертов, его роль как энергетического игрока будет возрастать и в будущем.

Что касается участия Азербайджана в проекте Экономический пояс Шелкового пути, то это открытый проект, в рамках которого ваша страна будет играть важную роль в качестве центра региональной инфраструктуры. Полагаю, что это в свою очередь увеличит потенциал международных проектов, таких как БТК, TANAP, TAP, TASIM. Это грандиозный проект и охватывает 40 стран с 3 млрд. населением. В него включены открытые дороги с востока на запад и с юга на север, многие порты и обширный регион. Подключаясь к Экономическому поясу, проекты Азербайджана получат разностороннее развитие и будут вплетены в транспортную паутину. Таким образом, Азербайджан станет мостом, соединяющим Восток и Запад. Полагаю, что Экономический пояс Шелкового пути обеспечит Азербайджану широкую платформу для международного практического сотрудничества".

Матанат Насибова