Совет Европы показал «коррупционное лицо» Армении

Антикоррупционный орган Совета Европы - Группа государств по борьбе с коррупцией (GRECO) - опубликовал новый доклад в связи с выполнением выданных группой рекомендаций с целью предотвращения коррупции в Армении.
GRECO констатировала, что Армения весьма удовлетворительно выполнила 5 из 18 рекомендаций. Остальные 12 были применены частично, а одна и вовсе не была применена.
Очевидно, что чисто в плане статистических показателей Армения даже проявила нерадивость в плане реализации антикоррупционных шагов.
Как отмечают армянские эксперты, даже при поверхностном изучении доклада становится очевидно, что Армения в борьбе с коррупцией руководствовалась некой известной фразой Сержа Саргсяна - мол, "по бумагам у нас все в порядке".
Например, GRECO зафиксировала прогресс в вопросе обеспечения прозрачности законодательной деятельности в парламенте, и в то же время отметила, что необходимы новые усилия - нужно разработать новый регламент поведения для парламентариев, а также и закрепить те механизмы, которые проводят мониторинг соответствия поведения депутатов нормам и критериям этики.
Если на миг выйти из плоскости формальных формулировок доклада, то получается, что в Армении надлежащим образом был принят антикоррупционный законодательный пакет, однако он не имеет прикладного значения, или же закон действует с минимальной эффективностью.
GRECO предлагает принять новый регламент поведения для парламентариев. Очевидно, что сколько бы в Армении не считалось, что "по бумагам все в порядке", в Совете Европы, по сути, считают, что поведение депутатов парламента Армении нуждается в новых законодательных регулировках. Они намекают на те коррупционные риски, которые возникают вследствие многочисленных проявлений неподобающей статусу как депутата, так и армянских компаний деятельности. Например, как может парламент Армении установить эффективный контроль в процессе антикоррупционной борьбы, если действующий парламент был сформирован вследствие так сказать "десятитысячного" коррупционного консенсуса?
С другой стороны, армянский парламент сам порождает новые коррупционные риски, становясь зеркальным отражением сращивания власти и бизнеса.
По той же логике, GRECO поприветствовала те конституционные изменения, которые реформировали судебное самоуправление, основав Верховный судебный совет, но констатировала, что суды Армении еще весьма далеки от того, чтобы быть независимыми.
В целом доклад GRECO констатирует очевидный контраст между законодательством Армении и реальностью.
Кстати, как отмечают специалисты, в контексте борьбы с коррупцией кране важно, как именно государство и уполномоченные органы реагируют на конкретные сообщения. Европейский суд по правам человека начал рассмотрение иска бывшего сотрудника компании "Электрические сети Армении" Грачья Арутюняна: последний несколько лет назад отправил анонимное письмо на горячую линию собственника ЭСА - российской компании "Интер РАО", в котором сообщил о выявленной им организованной преступной цепи, вследствие чего компания понесла колоссальные финансовые убытки.
На Арутюняна, однако, подали в суд по обвинению в клевете. В суде первой инстанции Арутюнян сумел доказать, что отправив анонимное письмо, он ни на кого не клеветал, поскольку, согласно Гражданскому кодексу Армении, оскорбление или клевета могут быть проявлены только публично.
Апелляционный суд, однако, нашел основания клеветы и обязал Арутюняна выплатить 5 млн драмов и принести извинения.
Как отмечают эксперты, этот случай является индикатором и наилучшим образом демонстрирует, что в Армении в действительности идет борьба не с коррупцией, а теми, кто говорит о ней. Подобными прецедентами армянское общество получает месседж - смириться с логикой коррупционной пирамиды или даже расположится в ее так называемых нижних отсеках - в надежде на получение каких-то крох.
Одним словом, получается видимый контраст, когда в Армении принимаются красивые законы с целью подольститься Европе, а укореняется грубая "культура" с целью служить исключительно воровской саргсяновской власти.
В Армении давно пришли к выводу, что в нынешней системе саргсяновской власти никто не в состоянии бороться с монополиями и коррупцией. Это не пессимизм, а элементарная логика, которая исходит из существующей реальности в этой стране. Ибо правящая криминально-олигархическая система Армении, если выражаться образно, не может давать каких-либо благ, потому что эта система сама питается общественными благами. И здесь, естественно, проблема не в отдельных личностях представителей армянской власти.
Поэтому армянская общественность продолжает с недоверием относиться к властям, которые на протяжении многих лет пускают им пыль в глаза.
В Армении никто не верит, что борьба с коррупцией даст хоть какие-то осязаемые плоды. Для этого нет никаких видимых и даже невидимых предпосылок.
И это несмотря на то, что в Армении сформировался ряд общественных требований, главным из которых был императив резкого повышения эффективности экономической политики. После этого власти имели ряд выступлений, но в них, по сути, кроме заявлений теоретического и декларативного характера, никаких предметных или конкретных вопросов, связанных с изменением вектора экономической политики, с экономическими проблемами не было.
То, что в Армении необходимо что-то кардинально менять, все граждане знают. А от правительства ожидали не заявлений об изменениях, а конкретных шагов, которые она не может делать. Ибо армянская власть, как утверждают некоторые армянские эксперты, не способна на другое мышление, на другие идеи, у нее нет других решений, других планок, других представлений.
Садиг Ахмедов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре