Размышления о полемике вокруг поступка Рамиля Сафарова Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать;
Время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать и время врачевать;
Время разрушать и время строить;
Время разбрасывать камни и время собирать камни.

Именно это изречение из Екклезиаста вспомнилось мне при взгляде на то, как читающая часть русскоязычного населения разделилась на два лагеря. На лагерь поддерживающих, томящегося ныне в венгерской тюрьме, Рамиля Сафарова, и на лагерь осуждающих его.

Сегодня я попытаюсь в первый и в последний раз высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Полемика на грани фола

Итак, начну с тех, кто считает, что Рамиль Сафаров совершил поступок, который нанес непоправимый удар по имиджу Азербайджана. В качестве доводов сторонники этой версии называют то, что армяне воспользовались данным фактом для демонстрации образа азербайджанца-головореза не меньше, чем после сумгайытских событий.

Более того, ряд моих коллег выступил с размышлением о том, не лучше ли было нам признать, что наш офицер совершил убийство? Не буду вдаваться в подробный ответ на этот вопрос, а просто посоветую авторам этих строк внимательнее изучить основы полемологии. Там они найдут ответы на вопросы, касающееся того, как нужно вести себя сторонам, находящимся в состоянии войны, пусть и замороженной. Кроме того, мои уважаемые коллеги, высказывая подобное умозаключение, практически выносят приговор Р.Сафарову, напрочь забыв о такой "безделице", как презумпция невиновности.

Дабы излечить их от подобной амнезии, напомню, что только суд решает виновен обвиняемый в инкриминируемом ему преступлении, или нет. А пока - еще надо доказать, что армянина убил именно наш офицер.

Напомним, что сам Рамиль по этому поводу говорит следующее: он не спал, до утра курил сигареты, сидел один и регулярно слышал удары в дверь и ругань. В результате очнулся он только в комнате над трупом Гургена, когда его товарищ закричал ему на азербайджанском: "Что ты наделал?". После этого он понял, что убил человека. Спустился вниз и все время кричал, оттого, что сам не знал, как это случилось. Вот так вот, уважаемые господа коллеги. То есть того, как он убил армянина, убивал ли он его вообще, он не помнит.

Зато, как видим, ряд наших журналистов уже твердо уверен в том, что именно Рамиль и убил армянина. Но не в этом ли причина того, что сейчас, кстати по мнению самих господ коллег, армяне выигрывают нас в информационной войне?

По крайней мере, они с первого дня и по сегодняшний момент, твердо и коллективно придерживаются одной, выгодной всему армянству, версии конфликта и не пытаются зарабатывать популярность собственным СМИ посредством обсуждения этого инцидента.

Мне могут возразить, что обсуждение данной темы - обычная полемика между СМИ, вполне соответствующая духу свободы печати, которые являются одним из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью более общего права - свободы выражения мысли.

Но не стоит забывать и том, что есть и такой термин как злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, что запрещено законами. А осуждение поступка Рамиля Сафарова уже возбудило и может в дальнейшем возбудить еще более социальную обстановку в стране.

Поэтому, может нашим СМИ, вступившим в полемику в вопросе оценки поступка Р.Сафарова, пора уже забыть о личных амбициях и вспомнить о том, что мы - азербайджанцы? Может нам пора вспомнить о том, что в этой войне мы, а не армяне, потеряли свои земли, мы, а не армяне пережили геноцид в Ходжалы и армянский, а не наш президент, нагло и цинично заявил на весь мир, что захват территории чужого государства считает самым лучшим делом прожитой жизни?!

Да, безусловно неправы и те, кто сегодня пытается лепить из Рамиля Сафарова национального героя. Ибо героями становятся только на поле боя. И только там можно будет точно определить, кто истинный патриот своей родины, а кто паразитирующий на этом чувстве негодяй, ибо патриотизм, как писал классик, является последним прибежищем негодяев. А пока нам неплохо бы вспомнить изречение из Екклезиаста и попытаться найти выход из создавшегося положения, или, выражаясь образно, подумать, как собрать камни, которые уже разбросаны шумом от инцидента с Р.Сафаровым и обсуждением его поступка нашими СМИ.

Кое-что о патриотизме

Выше я вскользь коснулся темы патриотизма. Но что такое патриотизм в широком смысле этого слова

Патриотизм французов - это культура, которую знают и любят во всем мире. Это вкус кино, сделанного во Франции, это шик одежды, сделанной во Франции, это романтика истории, сделанной в разные времена и в разных частях мира французами.

Патриотизм немцев - это экономика, которая за короткий период после Второй мировой войны из абсолютной руины превратилась в абсолютного европейского лидера. Это немецкое трудолюбие, это немецкое качество, это уважение к немцам.

Патриотизм американцев - это ощущение единственной сверхдержавы. Это сила, это доблесть, это наука, это богатство. Хороший ПиАр у этого народа. И даже затяжные войны, и даже терроризм - ничто не повлияет на тот факт, что сверхдержава в мире сегодня одна, и это - Америка.

А что такое - патриотизм для армян? В первую очередь любовь армянина к армянину только за то, что он армянин. Приведу ряд примеров. В Ереване на государственном уровне организовывались компании по поддержке армян, осужденных за теракты против турецких представительств. Так, для реабилитации уроженца Сирии, члена АСАЛА Варужа Карапетяна, осужденного во Франции за взрыв в июне 1983 года в аэропорту Орли, спецслужбами Армении через возможности Эчмиадзинской церкви был осуществлен сбор около миллиона подписей с требованиями об его освобождении.

Кроме того, выпущенный из французской тюрьмы известный международный террорист, гражданин США Монте Мелконян появился в Армении в 1990 году и сразу же был переправлен в Нагорный Карабах. Являясь руководителем АСАЛА и профессиональным террористом, он был учеником известного международного террориста Карлоса. Пройдя школу по подготовке террористов в долине Бекаа в Ливане, среди единомышленников он слыл специалистом по взрывным устройствам. Свой опыт он использовал в Карабахе, где руководил террористическими группами, которые участвовали в осуществлении вышеперечисленных акций.

В результате, со своих исконных земель было изгнано около 1 миллиона азербайджанцев, проживающих ныне в лагерях беженцев. В ходе боя с частями азербайджанской армии летом 1993 года Монте Мелконян был убит. В его похоронах в городе Ереване приняли участие почти все официальные лидеры "демократической" Армении, включая президента. Он объявлен национальным героем Армении, а его именем назван один из диверсионных центров Министерства Обороны РА.

Далее... По инициативе президента Р.Кочаряна из ереванской тюрьмы выпущен и лидер АРФД Ваган Оганесян, осужденный в 1996 году за террористическую деятельность организации "Дро" (армянский террорист начала века, по поручению заинтересованных в развале Турции иностранных разведок организовывал грабежи и убийства в турецких деревнях в ходе I мировой войны). В настоящее время В.Оганесян является советником президента Республики Армения.

Нынешние руководители Армении президент Роберт Кочарян, министр обороны Серж Саркисян, лидер так называемой "НКР" Аркадий Гукасян не скрывают свои тесные контакты с армянскими террористами.

Так, на состоявшемся 25 ноября 1997 года в здании филармонии города Еревана вечере памяти Монте Мелконяна, было зачитано обращение Р.Кочаряна, в котором говорилось, что "Арцах освобожден и ради этого отдал свою жизнь патриот Монте Мелконян, это не подлежит забвению".

Вот так армяне понимают патриотизм.

А как понимаем его мы? Увы, поляризация взглядов на поступок Р.Сафарова наводит на скорбные размышления о том, что в нашей стране пока еще даже толком не поняли, что такое патриотизм. Удивительно ли это? На мой взгляд, нет. Ведь, патриотизм, не в последнюю очередь, рождается вследствие гордости за свою страну. И от нас, сегодняшних, зависит то, что будут говорить про Азербайджан завтра. Потому, что уже давно настало время собирать камни, а не тратить время на рассуждения о том, кто эти камни разбросал.

Илья Файнзильберг
Day.Az