Ильхам Закиев: "Несмотря на слепоту, чувствую соперника" - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО

Интервью Day.Az с дзюдоистом-паралимпийцем, двукратным паралимпийским чемпионом, двукратным чемпионом мира, пятикратным чемпионом Европы, победителем первых Евроигр "Баку-2015", обладателем ордена "Шохрат", медали "Прогресс" и премии "Золотой Чинар", ветераном, инвалидом карабахской войны I группы, заслуженным мастером спорта Ильхамом Закиевым.

- Как вы начали заниматься дзюдо?

- Я родился в азербайджанском городе Сумгайыт в семье рабочего Азизаги Закиева. В семье нас четверо братьев и одна сестра, среди которых я самый младший. Мой старший брат Фикрет занимался вольной борьбой, благодаря чему я тоже стал интересоваться спортом, и в десять лет стал бороться. Спустя некоторое время наш тренер уехал за границу, и мы не могли продолжать тренировки. Поэтому с 15 лет я начал заниматься дзюдо на сумгайытском стадионе имени Мехти Гусейн-заде под руководством заслуженного тренера республики Ахмеддина Раджабли, возглавлявшего с 1981 по 1989 годы национальную команду Азербайджанской ССР по дзюдо.

За короткое время я добился успехов, стал чемпионом Сумгайыта, призёром молодёжного чемпионата Азербайджана по дзюдо и чемпионом юношеского первенства страны по самбо. В июне 1998 года я завоевал кубок страны, что стало для меня последним соревнованием перед армией. В том же году я должен был поехать в Москву на Всемирные юношеские игры, но не смог, потому что меня призвали в армию.

- Хоть это и больно вспоминать, но расскажите историю, как вы потеряли зрение...

- Будучи призванным в армию, я, как сын азербайджанской земли, отправился отдавать свой долг Родине. Так как я выделялся среди своих сверстников физическими данными, меня взяли служить в разведку в Бейлаганском районе. За время службы меня награждали грамотами, я пользовался уважением у сослуживцев, а руководство всегда было довольно моей службой.

Однако, во время исполнения боевого задания в селе Ашагы Абдурахманлы Физулинского района, я получил тяжелое ранение в голову. Пуля армянского снайпера, войдя в левый висок, вышла из правого, в результате чего пять дней я находился в коме. Даже врачи потеряли надежду, сказав родителям, что их сын не выживет, его сердце бьется только потому, что он спортсмен. "Готовьтесь, он умрет", - говорили врачи.

Однако, на пятый день я пришел в себя, услышав голос матери. Но открыв глаза, ничего не увидел. Таким образом, в результате ранения я полностью потерял зрение и вернулся домой как карабахский инвалид первой группы. По словам врачей, тот факт, что я выжил, иначе как чудом не назовешь.
 

- Вы не пытались найти докторов, способных помочь вам вернуть зрение?

- Будучи 19-летним молодым человеком, первое время мне было сложно адаптироваться к жизни, когда перед твоими глазами всегда темнота. Но огромное спасибо моим родителям, друзьям, родным и близким, которые поддержали меня в трудный момент.

Я долгое время лечился, пытаясь восстановить зрение. В 2002 году я обратился к тогдашнему министру молодежи и спорта Абульфазу Гараеву по поводу лечения. Он рассказал об этом главе Национального олимпийского комитета Азербайджана, нынешнему Президенту страны Ильхаму Алиеву. Благодаря их помощи меня отправили на обследование в Москву в клинику имени Федорова. Однако, там мне сказали, что на сегодняшний день наука бессильна и не может вернуть зрение в подобных случаях.

Несмотря на это, в 2005 году я оправился на обследование в Израиль (город Хайфа), где мне сообщили, что восстановить зрение пока невозможно, но в будущем на излечение есть надежда.

- Вы могли себе представить, что через какое-то время добьетесь в спорте таких успехов?

- Конечно, нет (смеется). Помню, как в 1992 году дзюдоист Назим Гусейнов стал первым олимпийским чемпионом Азербайджана в Барселоне. В тот исторический момент после победоносного броска он сел на колени, закрыл лицо руками, в первые секунды не осознавая, что вошел в историю. Не могу не отметить историческую победу борца вольного стиля Намика Абдуллаева на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее. Я даже не думал, что когда-то в честь моей победы будет подниматься флаг нашей Республики и звучать гимн Азербайджана. Мне и в голову никогда не приходило, что я буду знаменосцем азербайджанской сборной на торжественной церемонии открытия летних Паралимпийских игр 2008 года в Пекине, игр 2012 года в Лондоне, первых Евроигр в Баку.

- Несмотря на потерю зрения, вскоре вы приступили к тренировкам. Как вам это удалось?

- Да. Вернувшись в Азербайджан, я вновь обратился в министерство, к Таги Тагиеву, за советом, каким бы паралимпийским видом спорта я мог бы заниматься. Таги муаллим тут же позвонил в Национальный паралимпийский комитет, где ему сообщили, что существует дзюдо и для людей, у которых отсутствует зрение. На следующий день я отправился в вышеупомянутый комитет, где меня очень тепло встретили во главе с президентом Национального паралимпийского комитета Азербайджана (НПКА) Ильгаром Рагимовым. Они пригласили туда моего тренера Ахмеддина Раджабли и создали все условия для занятия спортом. Таким образом, в 2002 году я вернулся в большой спорт, что стало фантастическим шагом, принимая во внимание полученное ранение.

- Расскажите про ваш первый чемпионат после потери зрения.

- Я принял участие во II Всемирных играх среди слепых и слабовидящих атлетов в канадском городе Квебек. Важность этих соревнований состояла и в том, что они давали возможность завоевать путёвку на Паралимпийские игры 2004 года. Этот чемпионат мира стал для меня первым соревнованием после потери зрения. Тогда я взял "бронзу", проиграв лишь Рафаэлю Торресу Помпе из Кубы, но получил право на участие в Паралимпиаде в Афинах.

- Однако, потом ведь было и олимпийское золото?

- Да (улыбается). Я был единственным дзюдоистом, который представлял Азербайджан на Паралимпиаде 2004 года. Во время первой встречи я взял реванш у спортсмена из Кубы, которому проиграл в Квебеке, одержав победу всего за 1 минуту 40 секунд. В полуфинале я одолел испанского спортсмена за 37 секунд, а в финале одержал чистую победу "иппоном" над спортсменом из Великобритании за 1 минуту 2 секунды, в результате чего стал чемпионом Паралимпийских игр и завоевал свое первое золото.

- Бороться паралимпийцу, наверное, очень сложно, ведь вы не видите своего соперника...

- Я хочу отметить, что у нас, паралимпийцев, существует три категории: категория В1 (тотально слепые), к которым отношусь я, В2 (слабовидящие) и В3 (нормально видящие спортсмены). Однако, несмотря на это, существует одно большое "НО" - все вышеперечисленные категории борются вместе. Таким образом, на ковре я встречаюсь как со зрячими, так и незрячими спортсменами. Но у меня есть одно преимущество - я был профессиональным спортсменом еще до того, как потерял зрение. У меня была необходимая школа и база, позволившие мне делать уверенные шаги в паралимпизме.

Во время борьбы тренер подсказывает мне только то, что происходит на табло, а именно - сколько времени осталось до окончания схватки, сколько очков у меня в запасе, если я проигрываю, то мне нужно активизироваться и идти ва-банк, а если веду, и схватка близится к завершению, начинаю больше обороняться. Конечно, несмотря на отсутствие зрения, я чувствую своего соперника и предугадываю его действия.

- Вам доверили нести факел во время грандиозной церемонии открытия Евроигр "Баку-2015". Как вы восприняли это ответственное поручение?

- Эта была очень важная и ответственная миссия. Каждую неделю за нами приезжала машина из BEGOC, на которой в полночь мы отправлялись на стадион и репетировали. Это делалось для того, чтобы сохранить в тайне тот факт, что эту миссию доверили мне. Этого требовал регламент Евроигр, поэтому об этом никто не знал. Даже президент паралимпийского комитета Ильгар Рагимов позвонил мне, когда я зажег пламя на стадионе, и спросил: "Ильхам, ты знал, что эту миссию доверили тебе?". Я ответил, что знал, но меня попросили сохранить это в тайне.

Таким образом, 12 июня 2015 года на церемонии открытия I Европейских игр в Баку я в сопровождении победителя Юношеских Олимпийских игр Саида Гулиева внёс факел Игр на Олимпийский стадион.



- Чем вам дорога победа на Евроиграх? Ведь к тому времени вы уже были двукратным паралимпийским чемпионом...

- Еще в апреле 2014 года стало известно, что в программу первых Европейских игр будет включено паралимпийское дзюдо. Быть отобранным и представлять страну на Евроиграх в Баку стало для меня огромной честью. Узнав об этом, я захотел сотворить историю, став первым чемпионом подобного соревнования.

Помню, как 4 марта 2015 года состоялась презентация медалей Европейских игр, посвящённая началу отсчёта последних 100 дней до старта Игр. В презентации, наряду с олимпийским чемпионом по борьбе Намиком Абдуллаевым и победителем Юношеской Олимпиады борцом Теймуром Мамедовым, принял участие и я.

Важность победы состояла в том, что эти первые в истории Игры проходили у меня на Родине, в Азербайджане. Люди, говоря об истории Олимпийских игр, вспоминают Грецию и Рим. Через 5, 10 или 50 лет, вспоминая Евроигры, все будут говорить, что первые Европейские игры прошли именно в Баку! Это история, куда наши имена были вписаны золотыми буквами.

- Расскажите нам про этот исторический день: 26 июня - День вооруженных сил Азербайджана, день рождения вашего младшего сына и золото Европейских игр. Насколько тяжела была финальная схватка?

- Выступая на Евроиграх, я осознавал ответственность, ложившуюся на мои плечи. Я начал турнир с полуфинала, где одержал победу над представителем Греции Климисом Папахристосом и вышел в финал. Тогда мне сказали, что за моим выступлением будет наблюдать лично глава государства. Организаторам даже пришлось изменить регламент турнира и начать финальную схватку немного позже назначенного времени, так как глава государства смотрел соревнования по боксу, проходившие в "Baku Crystal Hall", и ему потребовалось время, чтобы приехать на спортивную арену, где проходило дзюдо.

В финале я победил украинца Александра Поминова, которого одолел еще два года назад на чемпионате Европы, проходившем в Венгрии, в городе Эгер, став тем самым пятикратным чемпионом Европы. После финальной схватки в Эгере Александр мне сказал, что будет много тренироваться, качаться и в будущем меня выиграет. За день до Евроигр на взвешивании я поприветствовал украинского атлета и, пощупав его бицепс, спросил: "Ну что, накачался?" (смеется). Это был бросок еще до соревнований, своего рода психологическая атака.

После финальной схватки я сказал Александру, что ему еще много нужно тренироваться, чтобы меня победить. Ему понравилась эта шутка, он засмеялся, я, традиционно, после состязания приободрил его, поблагодарил за встречу, сказав ему, что он достойный соперник. Моя победа принёсла Азербайджану 18-е золото Европейских игр. Выигранную медаль я посвятил Президенту страны Ильхаму Алиеву, азербайджанскому народу и своему сыну.

Хочу отметить, что победить мне помогла поддержка и любовь азербайджанских зрителей, которые пришли меня поддержать в столь знаменательный день, а также смотрели состязания по телевизору. На Арене дворца имени Гейдара Алиева было столько шума! Публика ликовала. Это было потрясающе. Все трибуны были заполнены до отказа. Мне даже сказали, что люди апплодировали стоя, что приятно вдвойне. Любовь зрителей - это самое дорогое. Когда зал хором скандировал "Ильхам! Ильхам! Ильхам!", это было просто потрясающе!

- Ваши заслуги не остались незамеченными...

- 29 июня за высокие достижения на первых Европейских играх и большие заслуги в развитии спорта в Азербайджане я был награждён орденом "Шохрат", а 1 июля - "Паралимпийской медалью" Национального паралимпийского комитета, а также Почётной грамотой Азербайджанской Республики за высокие достижения на первых Европейских играх в Баку.

- Я знаю, что вы получили премию "Золотой чинар", которая очень вам дорога. Расскажите немного об этом.

- 10 мая 2012 года на открытии Центра Гейдара Алиева по случаю 89-й годовщины со дня рождения Общенационального лидера и 8-й годовщины начала деятельности Фонда Гейдара Алиева, мне была вручена учреждённая фондом премия "Золотой чинар". На церемонии приняли участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Первая леди Мехрибан Алиева и члены их семьи.

Я знал об этой премии, но никогда не думал, что стану ее обладателем. Это стало для меня приятным сюрпризом. Во время торжественной церемонии были вручены две премии "Золотой чинар". Первым за большую поддержку деятельности Фонда Гейдара Алиева в сфере образования эту премию получил посол Литовской Республики в Азербайджане Кястутис Кудзмана. Затем, когда на экране пошел спортивный ролик, я понял, что вторая премия - за достойное представление Азербайджана на международных спортивных соревнованиях - предназначена мне.

Таким образом, я стал первым и единственным спортсменом, удостоенным этой награды.

- Насколько я знаю, о вас даже фильм снят?

- В 2011 году режиссёр Мехсим Мехсимов снял про меня фильм "Светлая тьма". Тема фильма была - "Моя семья". Я очень рад, что в качестве главного героя этой картины, получившей премию министерства молодёжи и спорта Азербайджана как лучший фильм о молодой семье, выбрали именно меня. Отмечу, что среди 40 фильмов, принимавших участие в конкурсе, более десяти были сняты иностранцами. Этот фильм носил автобиографический характер, повествуя о моей семье, достижениях и полученных наградах.

- Несмотря на огромную популярность, вы остаетесь таким же простым человеком, каким были раньше. Получается, Ильхаму Закиеву не грозит заразиться звездной болезнью....

- Конечно, нет. Каким я был раньше, таким же остаюсь и сегодня, несмотря на свои достижения. Когда мы были детьми, помню, как первый чемпион Европы по вольной борьбе Ровшан Гаджиев здоровался с нами. Тогда мы считали себя самыми счастливыми людьми на свете. Как мало нужно, чтобы осчастливить ребенка, начинающего спортсмена - просто поздороваться с ним, спросить, как у него идут тренировки, сделать с ним фотографию на память или просто пожать руку. Я получаю огромное удовольствие, когда мне удается кого-нибудь осчастливить, особенно детей. Если у меня появляется такая возможность, я обязательно ею пользуюсь. Если мой телефонный звонок, смс или поздравления на праздник кого-то обрадуют, я буду очень рад это сделать.

- Вы выиграли все, что только может выиграть спортсмен за время своей профессиональной карьеры. Что движет вами? Чего бы вам еще хотелось достичь?

- Спорт - это не только моя работа, но и любимое дело. Это дается не каждому. Моя служба Родине в армии прервалась из-за ранения, поэтому свою службу Азербайджану я продолжаю на татами, и горжусь, стоя на пьедестале почета, когда поднимается наш флаг и звучит гимн Республики.

На Паралимпийских играх в Лондоне я, проиграв в четвертьфинале японцу Кенто Масаки, но выиграв утешительные схватки, завоевал бронзовую медаль. Затем в феврале 2015 года я выиграл Кубок мира, победив в финале своего недавнего обидчика Кенто Масаки. Я взял реванш у японца за поражение на чемпионате мира прошлого года, но реванш за проигрыш в четвертьфинале Паралимпиады в Лондоне я собираюсь взять у него уже в Рио-де-Жанейро. Выиграв Кубок мира в Венгрии, я получил возможность выступить на Паралимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро, набрав достаточное количество лицензионных баллов для участия в Паралимпиаде. Однако, моя мечта - это представлять Азербайджан не на Паралимпийских играх, а на Олимпийских играх в Рио.

За все свои достижения я благодарен Всевышнему, который всегда в моем сердце. Считаю себя счастливым спортсменом, потому что руководство нашей страны уделяет большое внимание развитию спорта и заботится о спортсменах. Таким вниманием со стороны своего государства могут похвастаться только азербайджанские атлеты.

Мне бы хотелось поблагодарить Национальный паралимпийский комитет во главе с Ильгаром Рагимовым, который создает нам все необходимые условия для занятий спортом, клуб "Нефтчи", членом которого я являюсь, нашим тренерам - моему личному тренеру Эльхану Раджабли, сыну моего первого тренера Ахмеддина Раджабли, главному тренеру паралимпийской сборной Азербайджана Ибрагиму Ибрагимову. Одним словом, я благодарен всем, кто помогал и поддерживал меня.

- У вас трое замечательных детей, два мальчика и девочка. Вы бы хотели, чтобы сыновья продолжили ваше дело?

- Слава Всевышнему, что он подарил мне троих малышей: двоих сыновей - Илькина и Гамзу, и дочку Айнур. Старший сын, Илькин занимается спортом, но это не говорит о том, что в будущем он обязательно станет олимпийским чемпионом. В жизни самое главное - это здоровье. Для меня главное, чтобы мои дети стали умными, образованными, физически развитыми людьми, достойными гражданами своей страны. Если получится, что дети станут показывать хорошие результаты и решат стать спортсменами, то я, как отец и профессиональный спортсмен, всегда буду их поддерживать, покажу им правильный путь. Отмечу, что я против того, чтобы родители заставляли детей заниматься нелюбимым делом и решали их судьбу. Это неправильно. У каждого человека должен быть выбор. Хочу, чтобы дети получили хорошее образование.

Нажмите на фотографии для увеличения: