В поисках потомков Чингисхана - ФОТО

Статья из журнала "Эхо планеты".

Страсть почувствовать себя потомком кого-то из великих завладела миром не вчера. Рюриковичи, Виндзоры, Романовы, Конфуций, Чингисхан... Вероятность оказаться наследником последнего, пусть и не по прямой линии, не так уж мала: предполагаемое количество нынешних потомков Чингисхана исчисляется цифрой в 16 миллионов человек. Самая большая их концентрация на территории современного Казахстана. Поисками потомков завоевателя Вселенной десять лет занимаются здесь два исследователя, составившие генеалогическое древо, шежире, Чингисхана с подробным перечнем шести тысяч его отпрысков с XIII по XXI век.

Небольшой городок Степняк теряется в густых ковыльных степях к северу от столицы Казахстана. Старожилы хранят здесь захватывающую дух историю о том, как в далеких 1960-х местные бабы коромыслом отбили у засланных "киллеров" главного инженера завода Василия Дмитриевича Симов-Гирея. Порыв, с которым бросились на обидчиков инженера женщины, объяснялся простой человеческой любовью. Князь, полковник царской армии, награжденный орденами Станислава, Анны, Владимира, учившийся вместе с Уинстоном Черчиллем в Норфолкском кадетском корпусе, друг Феликса Юсупова и генерала Карбышева, ставший впоследствии советским инженером, возводившим Каширскую ГЭС и Панамский канал, был в 1941 году сослан в ковыльную глушь сталинским режимом.

Ни на что не жалуясь, не вспоминая всуе прошлое, князь работал на золотодобывающем предприятии, а в свободное от работы время и на собственные средства строил музыкальную школу, гимнастический зал, детсад, котельную для больницы. По вечерам, когда солнце клонилось к закату, он садился за стол и писал мемуары о прошлой жизни, когда был вхож в ближний круг императора. Писал, как на духу, всю правду, которая для многих была нежелательна, за что и пытались организовать на него покушение, сорвавшееся по вине степнякских женщин.

В обнаруженных записках князя Симов-Гирея есть странные строки: "Мои предки всю жизнь правили, грехи их на мне". Странной фраза перестает казаться, когда узнаешь, что речь идет о чингизидах - потомках основателя Тюрко-монгольской империи Чингисхана. Ко всем своим регалиям князь Симов-Гирей был еще и одним из этих потомков.

В шежире Чингисхана Симов-Гирей продолжает ветвь последнего крымского хана Шагин-Гирея, убитого в 1770 году на острове Родос воинами Османской империи. Сведения о необычном жителе Степняка исследователь Анатолий Оловинцов нашел совершенно случайно. Впрочем, таких случайностей жизнь за годы поисков потомков Чингисхана ему и его коллеге Гизату Табулдину подкидывала с лихвой, ведь они искали их не только в Казахстане, но и на всем Евроазиатском континенте.

Почему именно потомки Чингисхана заинтересовали исследователей? "В истории Казахстана есть одно белое пятно возрастом в 800 лет. Чингисхан, каким бы ни было неоднозначным отношение к этой личности, оставил самый большой след на всем Евроазиатском континенте. И если заполнять исторические лакуны, то разве приходится выбирать?" - просто объясняет свое далеко не простое увлечение генеалогией Чингисхана Табулдин.

Сегодня шежире Чингисхана, оформленное в виде таблицы, включает в себя 6000 потомков с XIII по XXI век. Ветви древа тесно сплели между собой как известные, так и малоизвестные имена монгольских и казахских ханов рода чингизидов, столетиями множившего и укреплявшего свое влияние на жизнь целого континента: Узбек-хан, утвердивший ислам официальной религией; Кирей-хан и Жанибек-хан - первые правители Казахского государства; Тохтамыш-хан, объединивший в 1380 году Золотую, Синюю и Белую Орды; Абулхаир-хан, проявивший себя как выдающийся полководец в битвах с джунгарами; Кенесары-хан - руководитель народно-освободительного движения за национальную независимость и многие другие.

Важной деталью таблицы являются краткие ремарки под каждым именем, которые концентрируют в себе самые ценные сведения о том или ином правителе. К примеру, Ораз-Мухаммад, живший в 1572-1610 годы. В 1588 году попал в плен к русским, в 1600 году царь Борис Годунов пожаловал ему титул "хан Касимовский", погиб от рук Лжедмитрия II. Его придвор­ный летописец Джалаир Кадырали-бек в городе Касимове написал "Джами ат та-варих" - единственную сохранившуюся летопись казахского Средневековья. Или Азь Тауке-хан, живший в 1680-1715 годы. Время его правления именуется "золотым веком". Издал свод законов "Жеты жар-гы". Превосходил всех своим умом, отва­гой и мудростью.

К слову, не стали исследователи обхо­дить вниманием и то обстоятельство, что принципы модного сегодня тендер­ного равенства в древности работали безотказно. Женщины порой давали фору многим представителям сильной половины человечества. Так, с 1241 по 1246 год временной правительницей За­падной Монголии и Восточного Казахс­тана была вдова сына Чингисхана Угедея Туракина-хатун. Женщина вошла в исто­рию тем, что сменила всех вельмож и напоследок отравила русского князя Ярослава, отца Александра Невского. После смерти потомка Чагатая Кара-Хулагу-хана в 1246 году семь лет его владе­ниями управляла вдова Оркына-хатун; после смерти Гуюк-хана в 1248 году на три года полномочия мужа приняла на себя его вдова Огул-Каймыш-хатун; потомка Тулуя Абу-Саид-хана отравила супруга Багдат-хатун, не простившая мужу казнь ее отца. Огул-Каймыш-хатун своей местью поставила крест на сущес­твовании ханства хулагудов. Абу-Саид-хан стал последним ханом.

Некоторые аспекты составленной таб­лицы опровергают общепринятые факты и сведения. Так, долгое время считалось, что последним ханом в роде чингизидов был Кенесары-хан (1802-1847 годы). Но Табулдин и Оловинцов доказывают, что последним в ханском роду следует счи­тать Губайдуллу - генерала от кавалерии, начальника отдела связи русской армии, умершего в 1908 году.
 

В 2007 году во время презентации в Астане нашумевшего художественного фильма "Монгол" Табулдин подарил па­ру экземпляров генеалогической таблицы режиссеру фильма Сергею Бодрову. Ре­жиссер подарок оценил сходу: "Эта ваша таблица - самый дорогой для меня подарок в Астане! Я ее покажу в Голливуде. Выходит, вы делаете мне явный намек, чтобы я продолжил работу над фильмом и сделал вторую серию".

Основным источником сведений для исследователей стали летописи: арабс­кие, персидские, китайские, монголь­ские, европейские. До того, как уверен­ной рукой прорисовать первую раски­дистую ветвь древа "Покорителя Все­ленной", исследователь Гизат Табулдин рисовал картины о похождениях кочев­ников времен Чингисхана. Казалось бы, художественное воспроизведение дейс­твительности 800-летней давности вполне извиняет полет фантазии и же­лание смешать краски на свой вкус. Но ученый старался не изменять главному принципу - истине. Рисуя кочевников, Табулдин вникал в изучение каждой детали: оружие, одежда, быт. Старался приблизить свои полотна к историчес­кой действительности. Принцип приоритета научной истины стал основой и в работе с первоисточни­ками.

"За прошедшие восемь столетий неоднократно изменялись как сами на­звания государств, так и населения, их образующие. Изменялся политико-экономический строй, способ производства, уклад жизни. А сколько было войн боль­ших и малых, катастроф, пожаров, сколько воды утекло с тех древних времен, сколько сменилось правителей? Их архивы, если они существовали, без­возвратно погибли. До нас дошли списки со списков бывших летописей, состав­ленных переписчиками по заявке и жела­нию государей. Кто знает, в какой лето­писи изложена реальная быль, в какой - сознательная подтасовка исторических фактов? Теперь, спустя шесть-восемь столетий, любое умозаключение будет являться только предположением, вы­мыслом, догадкой, но никак не истиной. Нельзя упускать из виду тот факт, что ко­чевые племена практически не вели доку­ментальных рукописных записей", - рассказывает об этой работе Табулдин.

За десять лет исследователи изучили практически все имеющиеся литературные источники, сравнивали, сопоставляли, консультировались с представителями науки, частными исследователями, коллекционерами по всему миру, что в итоге позволило свести воедино все уже имеющиеся и добытые в ходе многолетнего изучения сведения и факты. Оловинцов взял на себя изучение точек со­прикосновения в 800-летней истории чингизидов и русского княжества, Табулдин вместе с президентом Всемирного конгресса тюркских народов Арманом Ахмухановым, который сам является по­томком Чингисхана, в 2009-м колесил по Монголии. Президент Всемирной Акаде­мии им. Чингисхана профессор Пурэв-Ойдовын Давааням, пригласив к себе, продемонстрировал свою официальную родословную, составленную монголь­скими учеными. Монгольский профессор - потомок Чингисхана в тридцатом по­колении из династии Тулуидов, потомок последнего собственно монгольского хана - Даян-хана.

"Наши изыскания по родословной ки­тайских императоров династии Юань и последующих ханов Монголии почти полностью совпадали с исследованиями монгольских ученых. Мы поняли, что были на правильном пути!" - вспоминает Табулдин.

Но архивные материалы и устные свидетельства, какими бы выверенными ни были, для науки выступают лишь как косвенное доказательство. Уникальность шежире Чингисхана в том, что оно про­шло еще и генетическую экспертизу. Се­годня, утверждают его составители, ве­роятность проникновения в шежире лже-потомков практически сведена к нулю благодаря возможности проводить тесты на ДНК.

Впрочем, по поводу использования ДНК-тестов для установления потомков Чингисхана мнения в мире расходятся. Существует немало скептиков, считающих, что проводить такие тесты без генетического материала первоисточника не­льзя. Но Табулдин - биолог, он знает, гены - субстанция постоянная. И не слу­чайно до наших дней сохранились гены тех, кто строил пирамиды Хеопса, возво­дил памятник на Контики.

"В генетике существует такое понятие, как "возвратное скрещивание". В свое время его использовал американский ученый Спенсер Уэллс. Он сделал генети­ческую выборку от границ Румынии до Кореи. Казалось бы, что может объединять эти страны? Ведь абсолютно разные культуры: одна - европейская, романская, другая - восточная. А между тем оказа­лось, что и там и там у людей встречаются абсолютно идентичные гены. Их немало в Прикаспии, на Алтае, в Афганистане у хазарийцев, Узбекистане, Монголии и Буря­тии. Но особенно активны гены на терри­тории Казахстана. Здесь проживают по­рядка 360 тысяч их носителей - больше, чем где-либо. Это 27-30-е поколения Чингисхана. Если лекалом наложить ре­зультаты исследований Уэллса на карту передвижений завоевателя, получается как раз территория его империи XIII века. Не стоит забывать, что доступ полководца к любой понравившейся женщине был молниеносным: не требовалось ни ухаживаний, ни согласия. Отсюда и такой бешеный дрейф его генов, переданных через многочисленных сыновей: по данным Спенсера Уэллса, в мире сегодня насчитывается до 16 миллионов их носителей многие из которых даже не подозревают об этом", - рассказывает Табулдин.

Через Евразийский университет имени Л.Гумилева в Астане исследователь отправ­ляет генетический материал предполагае­мых потомков Чингисхана в американский Хьюстон, где вот уже много лет занимаются исследованиями ДНК человека.

"Начиная работу десять лет назад, мы поставили целью через естественную репродуктивную последовательность, через призму династийных ветвей отсле­дить ход тех или иных исторических со­бытий. Это ново. К сожалению, генеало­гическая наука по-прежнему используется как вспомогательная. А между тем в ис­торических исследованиях целесообраз­но рассматривать ее шире и чаще приме­нять на практике. Тогда не будет обмана. Врать в науке нельзя, - так учил меня когда-то мой преподаватель, известный профессор Юрий Новоженов. И я очень благодарен ему за то, что он сумел при­вить мне необходимость всегда и во всем придерживаться принципа научной исти­ны", - говорит Гизат Табулдин.

Уже сейчас к работе казахстанских ис­следователей проявляют интерес в Мон­голии, Китае, Турции, Франции. Сигналь­ный экземпляр книги "Чингизиды", главной иллюстрацией которой стало ге­неалогическое древо Чингисхана, нахо­дится в ЮНЕСКО. А на днях Гизат Табул­дин получил приглашение от исследова­телей в Америке, куда собирается отпра­виться в поисках очередных потомков Чингисхана.

Нажмите на фотографии для увеличения: