Азербайджанский разведчик: "Армяне прятались за спинами наемников" - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО
Интервью Day.Az c майором в отставке Дагбеи Мехиддиновым, который с 1991 по 1994 годы являлся командиром батальона, с 1995 по 2001 годы - начальником разведки губадлинской бригады.
- Когда началось формирование губадлинского батальона?
- Когда Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы оказались перед угрозой оккупации со стороны армян, назрела острая необходимость создать в 14 районах республики батальоны самообороны. Один из этих районов был Губадлинский. Первый губадлинский батальон численностью около 450 бойцов начал формироваться в октябре 1991 года. Второй был создан в марте 1992 года, третий - в конце мая 1992 года, четвертый и пятый - в июне-августе 1992 года. На базе батальонов был создан полк, а на основе полка - бригада. Личный состав именно этой бригады участвовал в боях за Губадлы.
- А когда армянские вооруженные формирования начали совершать набеги на Губадлы?
- После того, как был сформирован губадлинский батальон, с осени 1991 года армянские вооруженные формирования начали обстреливать наши посты, совершали диверсионные вылазки. Ответным ударом наши отважные солдаты отбрасывали врага на исходные позиции. Потери были с обеих сторон. Когда в мае 1992 года были оккупированы Шуша и Лачын, обстрелы и вооруженные набеги со стороны армян приняли более интенсивный характер.
Но самые ожесточенные бои за Губадлы начались в ночь с 15 на 16 августа 1993 года. Тогда армяне напали на нас со стороны горы Топахадж, потом пошли атаки со стороны Лачына. После оккупации же Физулинского и Джебраильского районов масштабная атака вражеских сил была организована со стороны Джебраила. Сразу с нескольких направлений - со стороны Лачына, Карабаха, Джебраила, Губадлы - армяне пытались сломить сопротивление губадлинской бригады. 30 августа многотысячная армия врага, превосходившая численностью нашу бригаду в несколько раз, прорвала нашу оборону.
- Помогали ли губадлинской бригаде воинские соединения из других районов?
- Нет. В идущих боях за Губадлы участвовала только наша бригада, командиром которой был полковник-лейтенант Ильгар Мамедов. За пару дней до оккупации из Шамкирского района к нам прибыла подмога живой силой под руководством Керима Велиева. Если не ошибаюсь, то ли один, то ли два батальона. Но они тоже не в силах были противостоять армянам. Как я отметил выше, они во много раз превосходили нас численностью и одновременно совершали нападения сразу с нескольких направлений, взяв нас в кольцо.
- Участвовали на стороне армян наемники?
- Да, конечно. Армянам при оккупации Губадлинского района очень помогали наемники. Лично я сам видел в бинокль, как первыми в бой бросались не армяне, а их наемники. Они шли впереди, а армянские солдаты находились позади них - на расстоянии 800-1000 метров. Армяне прятались за спинами наемников. Когда же дело доходило до рукопашного боя, мы преподали им хороший урок. Наших врагов обеспечивали современными на то время устройствами связи, поэтому они могли блокировать наши переговоры. И, естественно, их снабжали хорошей техникой. Основная военная техника врага, примененная при взятии Губадлы, - танки, БМП, артиллерия.
- Кто занимался операцией по выводу мирных жителей из зоны боевых действий?
- Эта миссия была возложена на районную исполнительную власть. Но и мы, и полиция, естественно, тоже помогали жителям района, старались, чтобы они не попали в заложники к армянам. В целом, в боях погибли 238 губадлинцев и немало выходцев из других районов, которые входили в состав нашей бригады.
- В каких боях участвовала бригада после оккупации Губадлы?
-С октября по ноябрь 1993 года личный состав бригады принимал активное участие в боях около Худаферинского моста, затем воевал в агдамском и физулинском направлениях. Некоторые населенные пункты нам удалось освободить.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре





