Театр оперы и балета открыл сезон шедевром - РЕПОРТАЖ - ФОТО
.jpg)
Каждый год, аккурат к Гаджибековскому фестивалю, Театр оперы и балета подготавливает для бакинских меломанов и гостей фестиваля сенсационные постановки - оперные спектакли, которые не ставились ни разу на отечественной сцене за более чем столетнюю историю театра. Зрители уже послушали "Волшебную флейту" В.А.Моцарта, посмеялись над перипетиями сюжетной канвы "Джанни Скикки" Дж.Пуччини, не без удовольствия просмаковали "Любовный напиток" Г.Доницетти, поприсутствовали на "Свадьбе Фигаро" В.А.Моцарта. На сей раз настал черед сопереживать драме влюблённых в опере "Манон Леско" Джакомо Пуччини в концертном исполнении.
Следует отметить, что сей оперный опус, несмотря на все превозносимые достоинства (мелодия просто напоена интонациями будущих шедевров композитора - "Богемой" и "Тоской"), как-то всегда оставался "за рамками" оперного репертуара театров мира (даже в Большом театре она шла лишь раз в концертной версии). Процесс немного сдвинулся года два назад, когда подзабытый оперный шедевр Пуччини вдруг "ворвался" на сцены европейских театров - Ковент-Гардена, Баварской оперы, Дрезденской оперы, Михайловского театра, бельгийского Ла Монне. И в этом смысле, первое исполнение оперы на сцене отечественного Театра оперы и балета стало сюрпризом для бакинских любителей классики - как-то приятно осознавать сопричастность отечественного Театра оперы и балета к европейскому оперному мейнстриму. Тем более, что опера "Манон Леско" - уникальная во всех отношениях.
Во-первых, именно эта опера стала отправной точкой отсчёта славы композитора, утвердив за ним "трон" оперного наследника великого Дж.Верди. Во-вторых, в то время бедный, никому не известный Дж.Пуччини решил бросить вызов французскому композитору Ж.Массне, опера которого на одноимённый сюжет романа Антуана Франсуа Прево "История кавалера Де Грие и Манон Леско" уже восемь лет с большим успехом шла во многих оперных театрах мира. А для столь смелого поступка нужны были все три составляющие: желание, талант и, прежде всего, вера в себя.
Думается, столь смелое обращение молодого композитора к сюжету аббата Прево, было обусловлено самой постановкой основного вопроса романа, выбора, актуального во все времена: большие деньги или большая любовь?
Главная героиня оперы - Манон Леско - предаёт свою любовь к бедному кавалеру де Грие, соблазнённая деньгами старика-откупщика Жеронта де Равуара. Осознав свою ошибку, она пытается вернуться к своему возлюбленному - де Грие. По клевете Жеронта, её отправляют в ссылку, и де Грие, как любовнозависимый, решается последовать за своей возлюбленной. Но и в Америке их поджидает несчастье. Чтобы избежать любовных притязаний сына начальника тюрьмы, Манон и Грие убегают в пустыню, где, не найдя помощи, обессиленная Манон умирает на руках своего возлюбленного.
Безусловно, жаль молодых и влюблённых героев, которые не успели сделать ничего существенного в жизни. И смерть влюблённых лишь оттеняет их социальную и человеческую беспомощность. Так и хочется задать вопрос главным героям с точки зрения современного психоанализа: "А работать не пробовали?". Видимо, в XVIII веке работать считалось не комильфо, а жаль, потому что именно труд композитора и всех участников столь замечательного исполнения благодарная публика наградила долгими заслуженными (а не дежурными!) аплодисментами не только на финальном поклоне, но и практически после каждого удачно исполненного номера.
Опера яркая, опера сложная в исполнительском плане и основная сложность заключается в том, чтобы найти достойных вокалистов, способных исполнить характерные партии - взбалмошной Манон, переживающей в конце катарсис, её романтичного возлюбленного де Грие, циничного брата главной героини - Леско, мстительного Жермона, ветреного Эдмонта.
В титульной партии - молодая (и по праву) ведущая прима театра - Афаг Аббасова, чей матовый и по южному тёплый обволакивающий голос, прекрасные внешние и актёрские данные весьма органично вписались в слова самого композитора, который ответил своим недругам, чем отличается его Манон от героини оперы Массне: "Его Манон - француженка, это пудра и менуэт; моя итальянка, то есть страсть и отчаяние".
Начиная с "Vedete? Io sono fedele" (Прийти к вам я обещала), далее в знаменитой ностальгической арии Манон "In quelle trine morbide" (Ах, в этом блеске роскоши) и в роскошных дуэтах (особенно запомнился "Tu, tu, amore?..." - "Ты, ты, любимый?", полный "задыхающихся" пауз), А.Аббасова-Манон буквально "вылепила" такой убедительный образ, что зритель/слушатель начал испытывать жалость к её столь противоречивой ветреной героине. Ну, а женская половина зала, помимо восторга по поводу прекрасных вокальный данных и профессионализма исполнительницы (А.Аббасова, в отличие от коллег по сцене, практически не заглядывала в ноты с партией и словами подсказки), не без интереса обсуждала в антракте эффектное платье молодой оперной примы с оригинальным вырезом на спине.
В программе фестиваля в качестве исполнителя возлюбленного Манон значился Самир Джафаров, однако и на генеральной репетиции, и на самой премьере в партии де Грие выступил Фарид Алиев и выступил весьма и весьма достойно, показав и красоту божественной кантилены в знаменитой арии "Donna non vidi mai" (Право, она прелестна), и страстную мольбу в "Come io piango ed implore" (Я плача, умоляю).
А в финале автор этих строк, признаться, просто заслушалась великолепным дуэтом влюблённых Манон-А.Аббасовой и де Грие-Ф.Алиевым. И, судя по "мёртвой тишине" зала во время исполнения финальной составляющей, весь зрительный зал и даже коллеги по сцене и хор завороженно слушали этот красивейший дуэт в не менее замечательном исполнении.
От себя отметим, что на генеральной репетиции Ф.Алиев великолепно исполнил ариозо "Ah! Manon, mi tradisce" (Ах, Манон! В мыслях вновь изменяешь мне), передав пульсацию, боль сердца своего влюблённого персонажа. Но, видимо, из-за большой вокальной нагрузки (в столь сложной партии в режиме "non stop" концертного исполнения), на премьере наш тенор благоразумно решил не рисковать голосом и своим профессиональным будущем.
Антон Ферштандт вновь подтвердил право называться ведущим, на сегодняшний день, баритоном отечественной оперной сцены, создав образ циничного брата-сутенера Леско в арии "Sei splendida е lucente!" (Выглядишь прекрасно), правда, не окончательно лишённого совести, судя по тому, что пытается помочь влюблённым, попавшим в беду. Партия Леско относительно небольшая, но А.Ферштандт спел весьма выразительно, убедительно сочетая хитрость своего персонажа и обаяние своего исполнения.
Артистичный Акрам Поладов предстал сразу в трёх ипостасях - в партии гадкого, коварного, хищного и беспринципного старика-откупщика Жеронта, который собирает деньги не только для пользы королевской казны, но и своего кармана (как-то непривычно было видеть интеллигентного отечественного баритона в столь неприятной партии), и в малюсеньких партиях сержанта, зачитывающего список женщин, которым суждено отправиться в ссылку, и Капитана корабля.
Нельзя не отметить и выступления Алиахмеда Ибрагимова в партии беззаботного студента Эдмонта, и соло Сабины Ахмедовой в ансамблевом мадригале ("Sulla vetta tu del monte" (Ярче звезд у милой глазки)). У молодой вокалистки голос чистый, запоминающийся. Немного смелости и сценической свободы и, думается, С.Ахмедова вполне может справиться в будущем и с партиями посложнее.
По поему мнению, предпоследний акт оперы (отправка женщин в ссылку) - сцена жанрово-бытовая, но совершеннейший шедевр, равного которому нужно хорошо поискать в мировом оперном наследии по количеству и качеству реализма и драматизма на единицу сценического времени. И здесь важное значение приобретает хор - образ праздной толпы, комментирующей происходящие события на сцене. И то, что сцена оказалась исполнена ярко, без комочков - заслуга главного хормейстера театра - очаровательной Севиль Гаджиевой.
Самых добрых слов заслуживает оркестр театра и музыкальный руководитель спектакля - Джаваншир Джафаров, постепенно (с робкого звучания и далее разрастаясь по динамике и эмоциональному накалу) вдохнувший в партитуру подлинную театрально-симфоническую жизнь. Дважды в финале звучат волновые раскаты темы рока, которые, словно дюны пустыни, окончательно поглощают последние мечты влюблённых о спасении.
Замечательное исполнение оперы Пуччини можно считать успешным началом театрального сезона для Театра оперы и балета. Активно ходят слухи о подготовке театром целого ряда новых постановок, в том числе, исполнения очередного шедевра Дж.Верди - оперы "Бал-маскарад". А это уже свидетельствует о том, что и в новом, сезоне, Театр оперы и балета вновь приятно удивит зрителей, привнеся новые яркие краски в палитру культурной жизни нашей столицы.
Улькяр Алиева
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре