Европа выбрала Азербайджан газовым фаворитом - АНАЛИТИКА

Похоже, что с реализацией проекта "Турецкий поток" все идет не так, как изначально планировал российский газовый монополист "Газпром". Новости о сложностях в реализации проекта сменяют одна другую. Только вчера распространилась информация о том, что "Газпром" расторгает контракт с итальянской компанией Saipem на прокладку морской части газопровода, а сегодня уже говорят о другом - российская газовая монополия отменила около 20 тендеров в рамках реализации проекта "Южный коридор", который необходим для подачи газа в "Турецкий поток". С учетом этих фактов, можно говорить о том, что проект строительства турецкой трубы разваливается как карточный домик.

Нужно сказать, что проект изначально преследует череда проблем и неудач. Попробуем разобраться, почему он столкнулся со всевозможными трудностями.

Основная причина всех бед и неудач проекта заключается в поспешности действий "Газпрома". Ведь, тема газовых поставок достаточно сложная. Газ - это не нефть, которую можно отгружать из различных портов, продавать многочисленным покупателям. Газовый рынок отличается своей спецификой и требует долгосрочных контрактов, строительства газопроводов, что также предполагает множество длительных процедур и согласований. Каждая из сторон желает для себя наилучших условий, то есть, напролом здесь не пройдешь. Очень странно, что "Газпром" всего этого не учел и решил действовать жестко.

"Турецкий поток" в большинстве своем нацелен на европейский рынок. Из 63 миллиардов кубометров газа, которые планировалось транспортировать в рамках четырех ниток газопровода, примерно 50 предназначены для Европы, а остальная часть должна была получить Турция.

Еще несколько месяцев назад "Газпром" заявлял о возможностях прекращения транзита газа в Европу через Украину после 2019 года, а также о том, что Россия готова сначала построить "Турецкий поток", а потом уже ждать строительства для него инфраструктуры в Европе. Фактически компания захотела оставить Европу без выбора - либо "Турецкий поток", либо газ, который сейчас идет транзитом через Украину, будет перенаправлен в Азию.
 

Но не тут-то было! Газовый монополист до сих пор не может договориться с Турцией. Камнем преткновения в переговорах остается вопрос цены на газ. "Газпром" все еще не достиг окончательного соглашения с турецкой стороной, намерения сторон по проекту остаются юридически не оформленными, Турция пока так и не дала разрешения на ведение строительных работ на своей территории, контрактов о купле-продаже российского газа в рамках "Турецкого потока" также нет. То есть, проект находится в подвешенном состоянии.

Как результат, "Газпром" расторгает контракт с Saipem, которая должна была начать прокладку морской части первой нитки газопровода (компания планировала начать строительство еще в прошлом месяце). Интересно, что это произошло сразу же после того, как принадлежащее Saipem судно-трубоукладчик Castoro Sei встало на якорь в районе российского порта Анапа. До этого судно целых полгода простаивало в болгарском Бургасе, поскольку изначально было законтрактовано для реализации проекта трубопровода "Южный поток", об отказе от реализации которого было заявлено в декабре прошлого года.

Расторжение контракта с итальянской компанией объяснить очень просто - затягивание переговоров по проекту приводит к неоправданному простою судов, а это ненужные "Газпрому" расходы, которые измеряются не в тысячах, а в сотнях миллионов долларов.

С другой стороны, совсем недавно "Газпром" заявлял, что реализация проекта трубопроводной системы "Южный коридор", необходимой для прокачки газа по планируемому "Турецкому потоку", идет в соответствии с графиком. Однако, абсолютно о противоположном говорит новость о том, что "Газпром" отменил порядка 20 тендеров на общую сумму более 50 миллиардов рублей по достройке компрессорных станций (КС) и линейных частей ниток газопровода "Южного коридора".
 

Проект "Южный коридор" предполагает увеличение поставок газа в центральные и южные регионы РФ, а также подачу газа в газопровод "Турецкий поток". Ранее компания сообщала об отмене тендеров на четыре объекта на 10,8 миллиарда рублей. В общем итоге речь идет о восьми КС. Также отменено с десяток тендеров на более мелкие суммы.
 

Как сообщал ранее РИА Новости со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, "Газпром" приостанавливает часть работ по проекту "Южный коридор", пропускная способность которого должна составить 63 миллиарда кубометров газа в год. Однако, в самом "Газпроме" эту информацию не прокомментировали.
 

Нужно отметить, что изначально проект "Южный коридор" готовился с расчетом на строительство газопровода "Южный поток" по дну Черного моря в сторону Болгарии, мощность которого также должна была превысить 60 миллиардов кубометров в год.

Конечно, сейчас проблемы с началом реализации "Турецкого потока" связаны с позицией турецкой стороны, которая старается получить от проекта максимум экономической выгоды для себя, что вполне объективно. Однако, источник неудач "Газпрома" в реализации газовых проектов, нацеленных на транспортировку газа в Европу в обход Украины, лежит не в Турции, а в самом Евросоюзе.
 

Именно третий энергетический пакет ЕС (который, в частности, предполагает разделение бизнеса продажи и транспортировки газа) стал причиной отказа России от "Южного потока". Уже в случае с "Турецким потоком" российская газовая монополия решила действовать в одностороннем порядке. Российская сторона заявила о реализации проекта, не согласовав заранее этот вопрос с европейскими газовыми покупателями. Это и стало причиной негодования Евросоюза, который не хочет мириться с действиями "Газпрома", тяготеющего к монополизму. Негативной была реакция ЕС и на заявления о возможностях отказа от транзита газа через Украину. Европу интересует один вопрос - как российская сторона намерена отказаться от транзита, имея контрактные обязательства по поставкам газа?
 

Нужно сказать, что Европа достаточно хорошо подготовилась к нынешнему газовому противостоянию с "Газпромом".

Даже несмотря на то, что у "Газпрома" есть еще один запасной проект - прокладка газопровода по дну Балтийского моря (мощностью 55 миллиардов кубометров), параллельного действующему "Северному потоку", но и здесь есть определенные сложности. Например, пока неясно, как будет обстоять дело с наземной инфраструктурой. Да и "Северный поток" не используется на полную мощность, так как Еврокомиссия не позволяет "Газпрому" полностью использовать мощности газопровода OPAL (сухопутное продолжение "Северного потока"), заявляя, что это нарушает антимонопольное законодательство Европы.

"Газпром" хочет сохранить свои европейские позиции и пытается диктовать условия, но особенного выбора у российской газовой монополии сейчас просто нет. Несмотря на угрозы того, что газовые объемы с запада могут быть перенаправлены на восток, понятно, что это будет возможно лишь после выполнения всех обязательств компании перед европейскими покупателями, которые юридически оформлены в форме контрактов.
 

Все это позволяет Европейскому Союзу вести непринужденную работу по поиску и привлечению на свой рынок газа из новых источников, что даст ему возможность обрести новые гарантии и минимизировать зависимость от российского топлива. На этом поприще ЕС уделяет большое внимание развитию Южного газового коридора (ЮГК), который позволит ему менее чем через пять лет получить газ с азербайджанского газоконденсатного месторождения "Шах Дениз". Хотя на данном этапе речь идет пока о 10 миллиардах кубометров газа в год, имеются надежные перспективы на то, что эти объемы будут увеличены. Об этом свидетельствуют значительные запасы газа Азербайджана и газовые возможности ряда месторождений и перспективных структур в азербайджанском секторе Каспия.

В случае с Азербайджаном все вопросы по транспортировке газа в Европу уже решены. Создана необходимая правовая база, имеется политическая и экономическая воля сторон, достигнуты долгосрочные контракты на поставку газа. Помехой в организации поставок газа из Азербайджана в Европу не стал и третий энергопакет. Греция, Италия и Албания, через территорию которых пройдет Трансадриатический газопровод (ТАР - последнее звено ЮГК, которое позволит транспортировать газ с турецко-греческой границы в Италию), совместным заявлением продлили для ТАР статус исключения из некоторых правил Третьего энергетического пакета, включая освобождение от доступа третьих лиц.

Кстати, для Европы ЮГК ассоциируется не только с азербайджанским газом, но и открывает возможность выхода на газ из Центральной Азии и Ближнего Востока.

Таким образом, Европа всеми способами и возможностями подстраховала себя от угрозы российского газового давления. Стратегия, выбранная европейскими партнерами, показала свою действенность, о чем свидетельствуют те неудачи, которые "Газпром" терпит на пути реализации своих газотранспортных проектов. Все это еще более усугубляется сложным экономическим положением России на фоне низких цен на нефть и западных санкций. Но, если в отношении российских проектов ЕС занимает жесткую позицию, то Южный газовый коридор у Брюсселя в фаворитах, что связано с новым газовым будущим, которое коридор сулит для европейского газового рынка. 

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь