Новый нефтяной подход Ирана - устроит ли он Азербайджан - АНАЛИТИКА Иран обещает раздать иностранным инвесторам нефтяных контрактов на сумму порядка 100 млрд долларов, делая особый акцент на новом подходе к делу. В конце этого года, когда ситуация с отменой санкций прояснится, Иран планирует в финансовой столице мира - Лондоне - презентовать для инвесторов новый вид нефтяного контракта под названием Iran Petroleum Contract (IPC), на основании которого страна и планирует работать с нефтяными компаниями после отмены санкций.

Почему IPC?

Ниже я приведу основные и наиболее интересные, на мой взгляд, отличия нового типа контракта и субъективно постараюсь пояснить, зачем это нужно Ирану:
 

1. Иран хочет длительных инвестиций и призывает иностранных инвесторов заключать долгосрочные контракты. Основное отличие нового вида договора от привычного в Иране контракта типа buy-back в том, что IPC будет заключаться сроком до 25 лет против 7 лет соглашения обратного выкупа. Таким образом, держа крупного иностранного инвестора в стране четверть века, а не 5-7 лет, Иран может планировать избежать возможных новых санкций любого рода, так как они, естественно, негативно отразятся и на инвесторе, который с большей долей вероятности будет западным.
 

2. Иностранный инвестор, помимо естественного возмещения, сможет получить физические объемы углеводородов, фактически, став их собственником. Как известно, в buy-back инвестор не является собственником даже части добытого сырья, а получает лишь столько нефти или газа, сколько ему полагается за выполненную работу. Контракт IPC же допускает, что иностранная нефтяная компания сможет стать собственником части добываемых объемов углеводородов.

Вероятно, отдав в собственность часть нефти или газа иностранному инвестору, имеющему опыт в мировом трейдинге, Иран, как минимум, может положиться на уже проверенный маркетинг и постараться продавать определенные собственные объемы углеводородов таким же образом. Например, планируя выйти на европейский газовый рынок, Иран может допустить, что европейской компании, имеющей собственные объемы иранского газа, будет легче и быстрее договориться со своими европейскими коллегами.
 

3. Каждый десятый неразработанный нефтяной баррель в мире находится в Иране. По данным BP, доказанные запасы нефти в Иране составляют почти 158 млрд баррелей, а газа - 34 трлн кубометров. Цифры высокие, но не все эти углеводороды можно добыть с одинаковой легкостью и Иран это прекрасно понимает. Для разработки всех перспективных структур, а не только - с низкой себестоимостью добычи, Иран планирует доплачивать иностранным инвесторам за риск. В контракте типа IPC ИРИ планирует увеличивать R-фактор в сторону иностранного инвестора в зависимости от геологической сложности месторождения и трудности разработки резервуара. Кстати, 70 процентов запасов нефти Ирана находятся на сухопутных перспективных структурах и месторождениях.
 

"Иранская западная" нефть будет сдерживать цены

Ясное дело, что все контракты в этом году правительство Ирана не раздаст, все 100 млрд долларов инвестиций получены сразу не будут, бурение скважин и эксплуатация месторождений требуют времени и сил. Но давайте попытаемся заглянуть на пару лет вперед, когда потечет "первая" западная нефть из Ирана, и попытаемся понять, что это даст, как это повлияет на мировой нефтяной рынок. Кстати, я взял слово "первая" в кавычки неспроста - западная нефть уже текла из Ирана на мировой рынок до начала Иранской революции в 1979 году. BP, например, была создана географически в том же Иране под названием Anglo-Persian Oil Company, в 1935 году переименована в Anglo-Iranian Oil Company, а British Petroleum она стала только в 1954 году.
 

За последние 10 лет добыча нефти в Иране упала в среднем на один миллион баррелей в сутки до 3,6 млн в 2014 году. При этом, внутреннее потребление нефти в Иране выросло примерно на 0,5 млн баррелей в сутки до 2 млн в 2014 году.
 

Как минимум, 10 иранских нефтяных проектов выйдут на пик добычи в ближайшей перспективе:
 

Проект

Разработчик

Объем добычи на плато (тыс. барр/сут.)

Год выхода на плато

Ядаваран (Фаза-1)

Sinopec

85

2016

Ядаваран (Фаза-2)

Sinopec

95

2019-2020

Ядаваран (Фаза-3)

Sinopec

120

Позже 2020 года

Азар (Фаза-1)

Подразделения NIOC

30

2016

Северный Яран

Persian Energy

30

2016

Южный Яран

Подразделения NIOC

55

2018

Северный Азадеган (Фаза-1)

CNPC

75

2016-2017

Северный Азадеган (Фаза-2)

CNPC

75

2019

Южный Азадеган (Фаза-1)

Нет разработчика

150

-

Южный Азадеган (Фаза-2)

Нет разработчика

110

-

Фороузан

Подразделения NIOC

100

2017-2018

Южный Парс (Фаза-1)

PEDCO

35

2017-18

Источник: EIA, на июнь 2015 года.


После отмены санкций в течение года-полтора Иран сможет нарастить экспорт нефти до 2-2,5 млн баррелей в сутки. Кстати, это ровно столько, сколько сейчас составляет избыток предложения на мировом рынке. Дополнительные 2-2,5 млн баррелей в сутки будут сдерживать цены в максимальных пределах 75 долларов за баррель в среднесрочной перспективе. И весьма вряд ли после стольких лет санкций Иран будет дотошно прислушиваться к квотам ОПЕК. Ему этого просто не даст сделать оживление экономики за счет иностранных инвестиций.
 

Международные финансовые институты, конечно, учитывают в своих прогнозах цен на нефть иранский фактор. Например, Всемирный банк выходит за рамки 70 долларов за баррель только в 2020 году. На следующий год банк прогнозирует 61 доллар за баррель. EIA предполагает 67 долларов за баррель в 2016 году. Так или иначе, на сегодня ни один из крупных известных институтов не прогнозирует в среднесрочной перспективе возврат к 100 долларам за баррель.

Как передает Day.Az, нормализация отношений между Ираном и Западом и отмена санкций может создать благоприятные условия для участия в иранском энергетическом рынке не только западных компаний, но и участников из соседних стран, и, в частности, из Азербайджана. В данном случае речь идет о SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), которая постоянно укрепляет свои международные позиции.


Сейчас Госнефтекомпания является участницей крупных проектов, которые нацелены на выведение азербайджанского газа на европейский рынок, активно участвует в энергетических рынках Грузии и Турции, обладает автозаправочными сетями в Украине, Румынии и Швейцарии. Также компания нацелена на выход на газораспределительный рынок Греции, а также на принятие участия в формировании газораспределительной системы в Албании. То есть, компания достаточно активна на международном рынке и всегда рассматривает перспективные проекты в качестве предмета для инвестирования.

Кроме того, SOCAR обладает большим опытом в сфере разведки и разработки нефтегазовых месторождений, что может внести свой вклад в развитие этой отрасли в Иране, которая за все время действия санкций пришла в упадок. С этой точки зрения Госнефтекомпания вполне может стать одним из участников и инвесторов в нефтегазовый сектор соседней страны, тем более, если с экономической точки зрения это будет целесообразным. Однако, устроят ли Азербайджан условия, которые предложит иранская сторона, - вот в чем вопрос...


Вагиф Шарифов, эксперт Trend