В оккупированном Карабахе готовят крупную провокацию против Азербайджана - ПОДРОБНОСТИ
Сарсангское водохранилище является одним из символов армянской оккупации. Но оккупанты за прошедшие четверть века безраздельного владения этим водоемом, пытались и продолжают пытаться превратить его из символа в оружие.
Уже не первый год армянская сторона использует фактор пребывания водохранилища под своим контролем как предмет шантажа. Впрочем, сепаратистский режим не только шантажирует, но и демонстрирует "силу" на практике. В холодное время года плотина Сарсангского гидроузла намеренно открывается, сбрасывая воду в реку Тертер, в результате чего подтапливаются значительные территории расположенных ниже районов Азербайджана. В жаркий же сезон, наоборот, армянская сторона перекрывает пропуски воды, что вызывает засуху в предгорных регионах.
Азербайджанская сторона не раз обращала внимание международных структур на эти действия армянских оккупантов, полностью противоречащие соответствующему международному законодательству. В результате этих усилий в ходе зимней сессии ПАСЕ в 2016 году был принят доклад "Население приграничных регионов Азербайджана намеренно лишают воды", касающийся проблем, создающихся оккупантами азербайджанской стороне в связи с использованием ресурсов Сарсангского водохранилища. Использование воды, согласно международным конвенциям, является составным элементом прав человека, и использование трансграничных водоемов в целях шантажа и давления недопустимо.
Правда, принятие этого документа ничего не изменило ни в поведении армянской стороны, ни во внимании к проблеме той же Парламентской ассамблеи. Как результат - оккупанты продолжают строить планы на этот искусственный водоем и ищут новые пути водного шантажа противника.
Как сообщают армянские СМИ, в оккупированном Карабахе будет построен новый канал, который соединит Сарсанг с Агдере.
По информации "Арменпресс", канал будет построен с привлечением иностранных инвестиций в размере 100 миллионов долларов (!). по расчетам армянской стороны, канал позволит перебросить воду из водохранилища таким образом, чтобы каскадным самотеком можно было орошать поля Агдеринского района. Более того, за этот счет в этом оккупированном Арменией районе собираются построить еще три новых водохранилища. Но и это еще не все. Прожекты сепаратистов идут еще дальше - на созданных в рамках эфемерного проекта каскадах они собираются построить новые ГЭС и в дальнейшем экспортировать (!!) электроэнергию...
Любопытная деталь. Информирующий об этом в своем Фейсбук представитель сепаратистского режима Арутюнян сообщает, что "этот инвестиционный проект стал плодом его поездки в европейские страны". О каких "инвесторах" может идти речь? Это не могут быть европейские и международные финансовые структуры - те не возьмутся финансировать проекты на оккупированных территориях Азербайджана. Частники? Это тоже сомнительно. Как же должен был постараться Арутюнян, чтобы сорвать с диаспоры и ее миллионеров такую сумму. Подобные средства не выделяются армянскими толстосумами даже на проекты в Армении, хотя те легитимны и можно будет действительно получать прибыль от экспорта той же электроэнергии.
Напомним, что Сарсангское водохранилище было построено в 1976 году на реке Тертер. Полный объем водохранилища составляет 560 млн. m3, высота плотины - 125 м. В доконфликтные времена оно орошало посевные площади Евлахского, Геранбойского, Тертерского, Бардинского, Агдамского, Агджабединского и Агдеринского районов.
После оккупации при отсутствии технического обслуживания и мониторинга водоем постепенно приходит в упадок и находится, по оценкам специалистов, в аварийном состоянии и представляет угрозу сотням тысяч жителей Нижнего Карабаха. Этот фактор не в последнюю очередь принимается во внимание армянскими оккупантами в качестве средства гуманитарного и экологического террора против Азербайджана.
СЛОВО ЭКСПЕРТУ
Азербайджанский политолог, глава Клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде:
"Сарсангское водохранилище проектировалось и строилось азербайджанскими специалистами. Большая часть проектной документации, связанной с Сарсангским гидроузлом, хранится у нас.
Согласно проекту, гидроузел предусматривался и в целях генерации электроэнергии, и в целях орошения обширных территорий Нижнего Карабаха, прилегающих к Куре. После оккупации распределительная станция осталась на контролируемой нами территории. Армянская сторона контролирует верховья Сарсанга, то есть сами водные потоки.
В период половодья увеличивается нагрузка на плотину, тогда армянская сторона сбрасывает воду, и та приводит к выходу реки из берегов и затоплению низменных районов Азербайджана. Вот так используется армянами вода из Тертерского водохранилища.
Сегодня армянская сторона пытается пропустить воду по другим каналам. Оккупационные власти неоднократно выступали с такой инициативой, но из-за отсутствия средств все эти планы оставались на бумаге. Нынешние попытки реализовать идею тоже выглядят нелепо. То, что, если судить по армянским СМИ, собираются сделать оккупанты, нарушает принцип функционирования гидроузла и является грубым вмешательством в технико-экономические характеристики объекта, заложенные изначально. Подобное вмешательство может привести к созданию проблем в его функционировании. Всякое вмешательство в работу Сарсанга может осложнить и без того непростую ситуацию.
Хотя эксплуатационная мощность гидроузла рассчитана на длительное время, в 2020 году подходит срок, когда нужно будет провести комплексную оценку объекта на предмет износа. Часть оборудования, конечно, изношена, и сама плотина требует определенной реконструкции. Несколько лет назад появилась информация о выявлении трещин на плотине, и как обстоят дела сегодня, неизвестно. Азербайджанская сторона неоднократно предлагала организовать международную инспекцию, но армяне отказывались.
Что касается заявленных 100 миллионов долларов, то хочу подчеркнуть: ни одна серьезная финансовая организация не пойдет на сотрудничество с сепаратистами, так как все международные структуры имеют определенные обязательства в отношении Азербайджана. Думаю, азербайджанская сторона будет внимательно следить за ситуацией, и если в ней появятся европейские инвесторы, примет необходимые меры.
И вообще, названная сумма - очередная лапша на уши непосвященным. Чтобы подобный проект стал реальностью, инвестором должна выступить европейская структура, но это, как я уже ответил, нереально. Мелкие же инвесторы не пойдут на такие расходы.
Это игра, которая рассчитана на публику, и никак на реальной ситуации не отразится. В любом случае, армянская сторона должна иметь в виду - если на Сарсанге начнутся работы, это только усугубит ситуацию на ГЭС и станет еще одним поводом Азербайджану поднять этот вопрос в рамках международных организаций. Так как подобные действия идут вразрез с требованиями принятых евроструктурами резолюций".
Отметим, что армянская сторона никогда не отличалась рвением в исполнении требований резолюций, принимаемых на европейском и международном уровне. А тем временем маразм, как говорится, крепчает. Не так давно бывший губернатор Арарата Рубик Абамян заявил журналистам, что вместо того, чтобы течь в Нахчыван, река Азат могла орошать Араратскую долину. Экс-губернатор предложил чуть ли не повернуть реку вспять, чтобы она не текла во вражеский стан, а оставалась до последней капли в Армении.
"Конечно, хотелось бы, чтобы программа была реализована. На данный момент в течение дня мы выпускаем из водохранилища Азат от 15 до 25 тыс. куб. метров воды, которая течет в Нахчыван", - поделился с Tert.am Абрамян.
Интересно, что с мнение экс-губернатора согласился и экс-министр охраны природы Арамаис Григорян, выразивший сожаление по поводу того, что Армения, мол, напрасно направляет воды реки Азат в Азербайджан. Огромное сожаление по поводу того, что реки имеют обыкновение течь сверху вниз, а не наоборот, выразил и одиозный генерал Аркадий Тер-Тадевосян. По его словам, Азербайджану достаются 50 процентов водных ресурсов Армении. Находящийся не в ладах с законами физики "ветеран" заявил Henaran.am, что "в самом Азербайджане есть множество водохранилищ, однако Армения не может пользоваться их водой"...
Водный психоз, которым поражена армянская сторона, становится все серьезнее. За неимением другого оружия давления, страна-оккупант выбрала стихии себе в помощники. Оккупанты устраивают пожары на линии соприкосновения, сплавляют по рекам в азербайджанские районы опасные вещества и взрывающиеся игрушки, устраивают наводнения и перекрывают воду жителям азербайджанских сел.
Одним словом, армянская сторона поставила стихии себе на службу, используя их в самых грязных целях. Но рано или поздно такие игры с силами природы закончится серьезным ударом для оккупантов. Если же месть стихий задержится, это сделает за них азербайджанская армия, которой не нужны никакие заклинания, чтобы решить проблему с Сарсангом раз и навсегда.
Зульфугар Ибрагимов
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре