"Погугли Вивек, Карабах - это Азербайджан"

Автор: Эмин Севдималиев

Годы и месяцы перед выборами в США всегда радуют наблюдателей и общественность острыми дебатами и выступлениями кандидатов. И в каждом из таких циклов находится кандидат, которой несильно осведомлен о внешнеполитических реалиях, отдаленных от США регионов. Частью традиции президентской гонки является проведение дебатов с кандидатами, где общественность пытается узнать, как каждый отдельный кандидат смотрит на будущий курс внешней политики США. Как правило, дебаты таких кандидатов с признанными мастерами своего дела заканчиваются не слишком хорошо для этих кандидатов, так как они сталкиваются с аргументами, на которые им нечего ответить.

Пополнил список таких кандидатов, которые столкнулись с такой участью, Вивек Рамасвами, американский бизнесмен и один из кандидатов от Республиканской партии. Институт Хадсона, один из влиятельнейших мозговых центров  в США, пригласил Рамасвами для дискуссии о внешней политике и чтобы понять, как кандидат видит будущее взаимоотношений США с Россией, Ираном, Китаем, а также чтобы определить как он собирается действовать в отношении этих стран. Также кандидат поделился своими взглядами в отношении Карабаха и будущего в регионе. И это закончилось для него весьма плохо, так как он показал отсутствие осведомленности о регионе, о значимости событий, которые происходят на стыке регионов, где переплетаются долгосрочные стратегические интересы США.

Майкл Доран, являющийся одним из признанных специалистов в США и мире по международным отношениям, очень четко и доступно объяснил кандидату от Республиканской партии, почему его предвзятая и опасная позиция по Азербайджану и Армении является в корне неправильной и как она вредит интересам США. Также он открыто заявил господину Рамасвами о смехотворности его веры в то, что "в США нет армянского лобби".

Зангезурский коридор - что не понимает Рамасвами?

В частности, господин Доран отметил, что "Азербайджан является единственной страной, которая граничит с Россией и Ираном и может гарантировать перевозку ресурсов из Центральной Азии в Европу и США, без контроля со стороны России или Ирана" в качестве контраргумента оппозиции Рамасвами Зангезурскому коридору.

Сразу отметим несколько моментов. Дискуссия велась строго в разрезе интересов США, поэтому не должно вызывать удивление то, что аргументы сторон являются весьма антироссийскими и антииранскими.

Кандидат в президенты США осквернил память детей Гянджи, погибших от армянских бомб - ФОТО - ВИДЕО

Кандидат в президенты США осквернил память детей Гянджи, погибших от армянских бомб - ФОТО - ВИДЕО

Что подводит нас ко второму моменту. Майкл Доран и Вивек Рамасвами являются последователями школы мысли реализма, которая ставит во главу анализа международных отношений "силу" как самый важный критерий в системе мировой политики. Ключевое отличие между ними заключается в том, что Доран намного более рационален и рассматривает ситуацию с разных углов, в то время как Рамасвами демонстрирует большую склонность оперировать на уровне своих предвзятых личных убеждений, которые сформировались, в том числе, из-за недостаточного объема знаний.

В частности, Рамасвами показал, что абсолютно не владеет ситуацией. В ответ на вопрос, почему он выступает против открытия Зангезурского коридора, господин Рамасвами начал говорить о поставках оружия Азербайджану со стороны США, которых, конечно, никогда не было, об украинском конфликте, который никак не связан с вопросом, и о спорном Карабахе, который признан частью Азербайджана всем мировым сообществом. На все эти моменты ему указал Доран, а в ответ Рамасвами ничего не смог ответить.

Но есть еще один момент, который не знает и не понимает кандидат в президенты США. Зангезурский коридор через Армению на самом деле больше нужен Армении, чем Азербайджану. Три аспекта объясняют истину этого аргумента. В первую очередь, Баку обладает обходными путями через Грузию, а теперь и имеется договоренность о создании маршрута через Иран. Это дает Азербайджану изначально лучшую позицию для переговоров, так как у Баку есть альтернативы. Если говорить совсем просто, Азербайджан по-любому получит дорогу, вопрос лишь в деталях.

Второй момент является более важным. Если отталкиваться от теоретического подхода, то исторический анализ может указать на то, что развитие торговых отношений оказывает благоприятное воздействие на политические отношения стран. Ярчайшие примеры можно найти в Европе, континенте, который долгое время страдал от войн и конфликтов. Однако сегодня экономическая интеграция и сотрудничество европейских стран друг с другом привели к тому, что эти страны являются одними из самых экономически развитых на планете. Если проецировать этот исторический пример на ситуацию на Южном Кавказе, то Зангезурский коридор можно было бы использовать в качестве первого совместного крупного проекта между Азербайджаном и Арменией. Это дало бы возможность Баку и Еревану выстроить будущую модель отношений, основанных на сотрудничестве, что привело бы страны к миру.

Последний фактор, но не менее важный, связан с тем, что открытие Зангезурского коридора сделало бы Армению страной-участницей региональных проектов в первый раз в истории. Это дало бы дополнительный импульс для развития Армении и дало бы ей намного большие гарантии безопасности, чем постоянные изменения внешнеполитического вектора.

Опасные мысли и планы Вивека Рамасвами

Вероятно, самым смешным моментом являлось предложение Майкла Дорана "погуглить" то, что Карабах признан мировым сообществом частью Азербайджана. А самым странным и опасным стал ответ Рамасвами о том, что "он не согласен". Опасен он по нескольким причинам. Во-первых, потому что для Баку не будет смысла иметь какие-либо отношения со страной, которая не признает ее территориальную целостность. Во-вторых, вера в свои сомнительные познания и обещания следовать им в будущем ставит под угрозу международное право - фундамент, на котором держится мир. И в третьих, потому что если президенты или премьер-министры начнут не соглашаться с территориальной целостностью других стран на основании своих личных "хотелок", то мир очень быстро скатится к состоянию постядерной антиутопии.

Кандидат в президенты США Рамасвами знает о Карабахе не больше, чем об Украине – АНАЛИЗ от Лейлы Таривердиевой

Кандидат в президенты США Рамасвами знает о Карабахе не больше, чем об Украине – АНАЛИЗ от Лейлы Таривердиевой

Прослушав всю дискусию, можно сделать несколько выводов о кандидате. Во-первых, очевидно то, что политика и дипломатия не являются основным направлением деятельности Рамасвами. Он не является аналитиком, что становится очевидно, если проанализировать его рассуждения о разных проблемах, включая взгляды на Карабах, отношения с Китаем и роль США в Европе. Ограниченные познания кандидата по ключевым вопросам не дают ему возможность вести интеллектуальную дискуссию по вопросам, на которые он стремится ответить. В качестве альтернативы он использует нарастающие недовольства внутри страны для большей поляризации общественного мнения. Следующий такому подходу Рамасвами делает то, что делал до него президент Трамп, т.е. пытается склонить недовольную Байденом часть электората на свою сторону. Обратите внимание, его поведение и программа являются полностью противоположными тому, за что выступает Байден. Рамасвами является антилибералом, во внешней политике играет на усталости американцев от военно-финансовой поддержки других стран и обещает быть сильным лидером, в отличии от Джо Байдена, которого часть американцев видят слабым президентом.

По сути, Вивек Рамасвами является популистом, для которого важно собрать максимальную поддержку, которую он сможет привлечь. Вероятно, он понимает, что выиграть президентскую гонку в 2024 году он не сможет, так как ему не хватит политического авторитета против тяжеловесов в американской политике. Целью Рамасвами является привлечения на свою сторону максимального количества голосов, чтобы он мог продолжить свою политическую деятельность на более престижном посту у следующего президента республиканца. В перспективе, конечно он попытается снова побороться за президентское кресло. И именно поэтому выгодно поддерживать армянскую сторону, так как это обеспечит ему поддержку электората и финансовые вливания для проведения предвыборных кампаний в будущем.

Кандидат, желющий повторить путь Трампа в 2016 году, является профнепригодным для деятельности в качестве президента. Его позиция по многим внешеполитическим вопросам подорвет позиции США в мировой политике и приведет к общественному кризису внутри страны.