Армения хочет удлинить Новый Шелковый путь на 300 км. А нам это нужно? – АНАЛИЗ от Лейлы Таривердиевой
Автор: Лейла Таривердиева
По сообщению армянских СМИ, в ближайшее время в правоохранительной системе Армении будет создано специальное подразделение для обеспечения безопасности проходящих через территорию страны коммуникаций, грузов, транспорта и людей. Ранее в Армении уже заявляли о создании такого подразделения, потом разговоры о нем прекратились. После того, как стало ясно, что открытие желаемых армянской стороной коммуникаций без решения интересующих Азербайджан вопросов невозможно, обсуждения затихли. Теперь, видимо, у Еревана появились какие-то надежды, если вопрос снова вернулся в повестку.
Инициатива, конечно, хорошая. Ни в одной стране региона нет такой острой потребности в создании спецподразделения, охраняющего транзитные коммуникации, как в Армении. Эта страна не пользуется доверием в плане безопасности, когда речь идет о тех, кого армяне не любят. Это если не сказать - ненавидят. Армянским обществом руководят инстинкты, и трудно предугадать, какой будет реакция местного населения на идущий из Азербайджана состав или автобус. Забросают камнями это почти что стопроцентная вероятность, но может быть и хуже. Мы еще не забыли, какая судьба постигла самолеты, летевшие со стороны Турции и Азербайджана на помощь пострадавшим от спитакского землетрясения, как встречались составы из Баку с грузами для разрушенных стихией городов. Мы помним и о захваченных в заложники пассажирах последнего поезда, направлявшегося через Зангезур в декабре 1991 года. Мы даже не сомневаемся, что в армянском обществе будут звучать требования пропускать только грузы третьих стран. Так что доверия нет.
Судя по тому, какие представления устраивает армянская сторона вокруг темы Занзеурского коридора все три послевоенных года, Ереван явно рассчитывал торговаться. Но Баку торговаться не стал. А на днях помощник Президента Азербайджана Хикмет Гаджиев в беседе с Politico заявил, что проект потерял для азербайджанской стороны свою привлекательность. Хотя предложение пока что действует, но "от армянской стороны потребуется показать то, что она действительно заинтересована в этом".
Так что особое подразделение, отвечающее за охрану транзитных коммуникаций и грузов, может понадобиться Армении только на случай, если эти коммуникации действительно когда-нибудь пойдут по ее территории. Никол Пашинян как-то поделился мечтой о проходящих через Армению нефте и газопроводах и международных логистических коридорах. Пока что мечтам не суждено сбыться, потому что для этого Еревану придется изменить свои подходы, а как раз этого он делать не хочет.
Охваченный мечтами, Пашинян отправился в четверг в Тбилиси для участия в 4-м Международном форуме Шелкового пути. По каким-то ведомым только ей причинам Армения считает себя в вопросе Шелкового пути наследницей первой очереди. Все годы, с тех пор, как Китай запустил в оборот инициативу Нового Шелкового пути, она так и эдак пытается пристроиться к проекту, хотя бы постоять рядом. После 44-дневной войны у Армении, наконец, появилась реальная возможность стать частью проекта. Правда, воспользоваться ею она что-то не торопится.
В настоящее время Новый Шелковый путь активно реализуется. Это Срединный коридор. Первоначально этот маршрут должен был обойти Южный Кавказ и пройти через Иран. Проходили мимо и прочие транспортные проекты, в том числе Север-Юг. Но Баку достаточно быстро вывел Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) в разряд приоритетных для своих европейских и азиатских партнеров, и постепенно переключил интересы китайской инициативы на Южный Кавказ. Показывая другим пример, Азербайджан сам, на собственные средства построил крупнейший на Каспии международный торговый порт, проложил железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, обновил транспортную инфраструктуру по всем международным направлениям.
Армения, тем временем, продолжала рыться в истории и искать доказательства неких своих исторических прав на Великий Шелковый путь. Оставим сейчас в стороне факт отсутствия образования под названием "Армения" на этой территории во времена исторического ВШП. Эти заблуждения армянской стороны мелочь по сравнению с более неразрешимыми для нее проблемами. Логистика в 21-м веке это не тюки, качающиеся на верблюжьих горбах, а миллиарды тонн грузов, постоянно перемещающиеся из Азии в Европу и обратно. Как сказал ранее в интервью Day.Az азербайджанский эксперт по вопросам логистики Рауф Агамирзаев, "независимо от того, где когда-то проходили основные торговые пути, сегодня мы живем совсем в другом мире, и это следует учитывать. Прошли столетия, поменялась геополитика, ушли в историю империи, сменились интересы и структура международных перевозок. 90 процентов перевозимых в мире грузов перевозится сегодня по морю, что было трудно представить когда-то".
Армения не имеет никаких возможностей обеспечить такой транзит без многомиллиардных инвестиций. И самое главное - ей никак не удастся обойти коммуникации с Азербайджаном. От него зависит, станет она частью Срединного коридора, то есть Нового Шелкового пути, или останется в стороне.
"Наши дороги с двумя нашими соседями - Азербайджаном и Турцией - закрыты. Без дорог будет трудно достичь мира", - резонно заметил, выступая на форуме в Тбилиси, Никол Пашинян. Выступление он сопроводил интерактивной картой с изображением транспортных возможностей трех стран региона. Порадовало, что карта не содержала никаких двусмысленностей в вопросе территориальной целостности Азербайджана. Это плюс, который позволяет в позитивном ключе двигаться дальше. И хотелось бы надеяться, что премьер Армении был искренен, говоря, что его страна заинтересована в открытии всех транспортных маршрутов и коммуникаций. "Главное, чтобы этот процесс осуществлялся в мирных условиях, в рамках суверенитета стран. Все страны должны использовать инфраструктуру друг друга на основе принципа взаимности и равенства", - сказал Пашинян.
Премьер-министр Азербайджана Али Асадов, выступая на форуме, заявил, что в соответствии с заявлением, подписанным 10 ноября 2020 года, Азербайджан долгое время работал над открытием коммуникаций и уже высказал свою позицию по этому поводу. "Мы хотим, чтобы коммуникации были открыты, но это зависит не только от нас. Мы готовы к этому, если противоположная сторона захочет пойти навстречу. У нас есть достаточно других возможностей", - подчеркнул он.
А вот у Армении таких возможностей нет. Оставшиеся с советских времен и заблокированные с началом конфликта дороги либо разрушены, либо требуют реконструкции. Как часть международного логистического маршрута они однозначно не годятся, так как для этого должны быть полностью модернизированы. Даже Азербайджану с его современными транспортными путями, в связи с новой геополитикой, повлекшей резкий рост грузоперевозок, приходится осуществлять модернизацию. Армении же придется начинать все с нуля. Кроме того, рельеф страны не позволяет строить комфортные международные магистрали, пригодные для беспрепятственного движения тяжелогрузного транспорта. И единственная возможность стать частью международного транзита для Армении - согласиться на дорогу через Зангезур.
Практически все потенциальные транзитные маршруты Армении упираются в границу с Азербайджаном. Нет смысла восстанавливать дорогу без возможности восстановить весь ее "советский" маршрут. Ранее Пашинян предлагал вместо зангезурского три других выхода для коммуникации с НАР. На демонстрировавшейся в Тбилиси карте они указаны, и можно увидеть, насколько они невыгодны и неудобны. От предложенных вариантов азербайджанская сторона уже отказалась как от транзитных коридоров. Они могут быть рассмотрены в том числе и использоваться для сообщения Армении с Россией, например. Но заменить короткий путь в НАР из Агбенда путешествием через всю Армению невозможно. Ереван фактически предлагает удлинить Новый Шелковый путь на сотни километров. Это экономически не выгодно, ни нам, ни партнерам по проекту. Для справки - коммуникационный коридор через Иран, который уже начал строиться и который сделает ИРИ частью Нового Шелкового пути, длиннее Зангезурского всего на 8 километров.
Кроме того, будем откровенны - Армения в настоящее время не сможет дать полных гарантий безопасности даже 40-километрового пути по относительно близкой к азербайджанской границе местности. Как она собирается гарантировать безопасность азербайджанских пассажиров и грузов на протяжении сотен километров в глубине своей территории? Пашинян вообще представляет себе, что такое обеспечивать безопасность на протяжении, например, 300 километров автодороги от Кяльбаджара до приграничного с НАР Ерасха (Араздеен)? Учитывая реалии Армении, о которых мы уже говорили выше, это не может быть один полицейский пост на десять километров пути, это должна быть почти что сплошная цепь патрулирования с использованием специальных средств наблюдения за горной местностью и группой быстрого реагирования.
Настаивая именно на дороге через Зангезур, Азербайджан не вредничает, а защищает свои интересы. Во что в Армении не хотят поверить - эти интересы в данном случае полностью совпадают и с армянскими. Открыв коммуникации, она станет, наконец, частью Нового Шелкового пути, о котором так мечтает. И на следующем форуме Пашинян уже сможет говорить об этом формате предметно, а не делясь мечтами и прожектами.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре