Армянское лобби осталось в дураках
Во Франции разгорается скандал, который честнее всего было бы назвать "авиационным".

Как рассказывает французская газета Le Figaro, началась эта история в ноябре минувшего года. 43-летний француз Жан-Пьер Гайяр был представлен сотрудникам лиможского аэропорта в качестве их нового директора. Международный аэропорт Лиможа обслуживает четыре авиакомпании (Air France, Ryanair, Flybe и Airlinair) и ежегодно перевозит около 350 тысяч пассажиров. Из Лиможа совершаются регулярные рейсы по Франции, самолеты отсюда летают и в Великобританию.

Резюме Гайяра было безупречным: бывший пилот истребителя ВМС Франции, инженер с дипломом французской Национальной академии гражданской авиации, глава крупной компании, входящей в группу Vinci, передает "РИА Новости". За дело он принялся с жаром. А заодно вскоре после своего назначения в интервью одному из местных изданий в красках описал собственное участие в военных операциях в Ливане и бывшей Югославии. И все шло вроде бы хорошо, но в конце января одна из клиенток аэропорта случайно узнала Гайяра на фотографии и известила об этом власти. Выяснилось, что в резюме француза нет ни слова правды. Более того, он уже несколько раз привлекался к суду по обвинениям в причинении вреда имуществу, подлоге, мошенничестве, краже и злоупотреблении доверием и даже отбыл срок тюремного заключения. В 1995 году Гайяр уже выдавал себя за полицейского, а в 1996-м - за военного. Однако, несмотря на все это ему удалось заполучить свидетельство об отсутствии у него судимости, которое он представил при приеме на работу в аэропорт.

В аэропорту известие о разоблачении директора грянуло как гром среди ясного неба. "Ни у кого не было даже намека на подозрение. Его обман был безупречным", - заявил Жан-Пьер Лимузен, глава торгово-промышленной палаты Лиможа, которая управляет аэропортом. Он отметил, что стал жертвой "настоящей мистификации, какие бывают в романах или кино".

После разоблачения Гайяр словно испарился, его местонахождение неизвестно. Контракт нового директора аэропорта предусматривал годовой испытательный срок, поэтому торгово-промышленная палата поспешила разорвать его без предупреждения. Интересно, что наниматели Гайяра обращаться в суд не стали, поскольку не считают, что понесли ущерб: по словам сотрудников, на своем посту директор проявил прекрасные профессиональные навыки и работал очень хорошо.

История Гайяра и в самом деле напоминает известный американский кинохит "Поймай меня, если сможешь". Но в реальности это скорее еще один - и весьма весомый - повод задуматься о том, насколько сильно в реальности, а не в декларациях, уважение к закону в некоторых странах Европы.

Где такой персоне, как Гайяр, удается добыть справку об отсутствии судимости. И ответ на этот вопрос весьма актуален в свете скандала, разгорающегося вокруг предложенного Валери Буайе скандального законопроекта, столь широкие протесты против которого, похоже, оказались полной неожиданностью для его авторов. А сама госпожа Буайе уже вынуждена цедить сквозь зубы: "Я не ожидала такой острой реакции со стороны сенаторов на законопроект", - имея в виду представление законопроекта на обсуждение в Конституционный совет.

А еще раньше она высказывала обиду, что для ее коллег законность оказалась важнее "гуманизма". По мнению Буайе, есть более острые и противоречивые вопросы, но не вопрос о криминализации расистских высказываний, коим является данный билль. "Мы говорим о чем-то глобальном и универсальном. О таких ценностях как свобода, равенство и братство", - добавила она, умолчав, разумеется, что именно этим фундаментальным ценностям предложенный ею законопроект в первую очередь противоречит. Недовольна мадам Буайе и прессой: по ее словам, "кажется, СМИ не очень заинтересованы в этом вопросе и всегда освещают оппонентов законопроекта". "Если во Франции не примут закон о криминализации отрицания геноцидов, мы начнем сначала", - пообещала Буайе в интервью французской газете Nouvelles d'Armenie.

Представителям армянского лобби во Франции все труднее изображать оптимизм. Как признают ереванские СМИ, если ранее у армян были лишь какие-то опасения, то после чересчур ясных заявлений мэра Марселя Жан-Клода Годена на ежегодном приеме Координационного совета армянских организаций Франции (CCAF) осталось мало места для оптимизма. Как сообщает французская La Provence, мэр Марселя и председатель фракции Союза за народное движение в Сенате Франции коснулся обращения парламентариев в Конституционный совет против закона о криминализации отрицания геноцидов. "Есть все шансы, что Конституционный совет отменит текст. Я почти уверен в этом. И я настроен пессимистично, - признал Жан-Клод Годен перед аудиторией. - Хуже всего то, что мудрецы Конституционного совета могут дойти до того, чтобы рикошетом отменить и закон о признании "геноцида армян", принятый в 2001 году, и закон Гейссо", - добавил он, объяснив, что не верит в новый закон, который обещал Николя Саркози: "Это невозможно, у парламента больше нет времени". "У нас впечатление, что нас оставили в дураках", - прокомментировал Жюльен Арунян, председатель CCAF Provence.

Сведение счетов в правом крыле, избирательные манипуляции: армяне задаются вопросами об этом неожиданном сценарии. "В Союзе за народное движение были большие разногласия. Президенту не удалось удержать свои войска. Это парадоксально за несколько месяцев до президентских выборов", - добавил Жюльен Арунян. "Более того, промульгация закона затянулась, что привело к этой жалобе об антиконституционности... У нас странное чувство", - сказал Паскаль Шамасян, национальный секретарь Координационного совета армянских организаций Франции и муниципальный советник оппозиции. "Они украли нашу победу, - добавил он. - Сегодня царит возмущение и гнев. Это не вопрос права, это политический вопрос. Конституционный совет должен уважать национальное представительство".

Но при этом, похоже, мало кто сомневается, что в реальности на первом месте для Конституционного совета окажется закон. На этом фоне небезынтересные комментарии звучат в Армении, где еще совсем недавно ликовали по поводу решения Сената. "Голос Армении", отметив, что "с декабря прошлого года Баку и Анкара дружно ходят парой и делают все от себя зависящее, чтобы армянский законопроект не стал законом", а "ленты информационных агентств периодически сообщают о том, какие шаги предпринимает президент Франции Николя Саркози, чтобы законопроект о криминализации отрицания геноцидов все-таки стал действующим законом", советует: "А теперь давайте вспомним о том, что, кроме французов и турок, во всей этой истории есть еще одна сторона - Армения и армяне.

Вот тут-то начинаются туманности. Может, кто-то так же предметно, как в случае с акциями турок и действиями Саркози, перечислит, какие именно шаги с декабря этого года сделали власти Армении или лоббистские структуры диаспоры, чтобы облегчить принятие законопроекта о криминализации геноцидов? Трудно вспомнить что-то, кроме митинга французских армян у стен сената, благодарности, которую выразили Франции власти Армении после решения Сената, плюс той добросовестности, с которой некоторые лоббистские структуры армянской диаспоры служат ньюсмейкерами отечественных СМИ в плане разъяснения тех или иных французских законодательных процедур..." После чего сквозь зубы признает: "Ну а если шутки в сторону, то граждане Армении как-то привыкли думать, что диаспоральные лоббистские армянские структуры существуют не только для того, чтобы лоббировать принцип пропорционального представительства или служить поставщиками информации (ньюсмейкерами) для СМИ Армении. Было бы обидно осознать, что наши представления о задачах и возможностях лоббистских структур диаспоры сильно преувеличены".

Заявление, что и говорить, весьма своевременное. Особенно в свете еще одного факта: на фоне разгорающейся в США предвыборной кампании армянские лоббистские структуры не торопятся раскрывать карты и объявлять, кого надлежит поддерживать на выборах. Конечно, возможно, что здесь вполне обоснованно опасаются "фальстарта" и ждут, когда в лагере республиканцев определятся с лидером. Но эксперты напоминают и о другом: армянские лоббисты в США находятся, скажем так, в поиске новой стратегии.

В самом деле, в свои "сенаторские" времена и в ходе предвыборной кампании 2008 года и нынешний президент США Барак Обама, и госсекретарь США Хиллари Клинтон не раз обещали признать "геноцид армян". Однако выполнять своего обещания, оказавшись в Белом доме, не спешит. Более того, в марте 2010 года Госдепартамент США и Белый дом оказали впечатляющее противодействие попыткам провести через палату представителей конгресса США очередную "армянскую резолюцию". Самое обидное для армянских лоббистов, что пост спикера палаты занимала тогда Нэнси Пелоси, которая тоже обещала поддержать резолюцию. Ничего не помогло - отношения с Турцией оказались важнее.

Так или иначе, теперь Армянская ассамблея Америки и конгрессмены Роберт Дольд и Адам Шифф подписались под письмом, призывающим госсекретаря Хиллари Клинтон отказаться от своих недавних публичных заявлений о "геноциде армян". Выражая удивление и разочарование недавними словами Клинтон, Ассамблея направила письмо президенту Бараку Обаме, потребовав немедленно предпринять определенные шаги. "Господин президент, настало время выполнить Ваше предвыборное обещание и признать "геноцид армян", - говорится в письме.

Ассамблея также поддержала инициативу конгрессменов Роберта Дольда и Адама Шиффа призвать своих коллег подписаться под письмом, направленным Хиллари Клинтон. "Мы призываем правозащитников по всей стране сделать все необходимое, чтобы член конгресса от их штата подписался под этим важным письмом, направленным госсекретарю Клинтон", - заявил исполнительный директор Ассамблеи Брайан Ардуни. Напомним: комментируя принятие 23 января Сенатом Франции законопроекта, криминализирующего отрицание геноцидов (в том числе и "геноцида армян" в Османской империи 1915 г.) Клинтон отметила: "Одна из сильных сторон Соединенных Штатов в том, что мы не наказываем людей за их высказывания. Люди могут говорить почти все, что им захочется. В США все обстоит именно так. У других стран, в числе которых и наша союзница и партнер Франция, могут быть другие стандарты, у них другая история. Однако я надеюсь, что мы никогда не будем наказывать кого-либо за его высказывания". Что по вполне понятным причинам не устроило "армянское лобби".

Но при этом речь идет не просто об очередной неудаче, а о серьезном кризисе всего лоббистского механизма,  который дал сбой в тот момент, когда, казалось бы, удачно сошлись все обстоятельства. Словом, самое время, по выражению "Голоса Армении", задуматься, не были ли ереванские представления о возможностях лоббистских структур диаспоры сильно преувеличены.

С полным текстом статьи можно ознакомиться в газете "Эхо".