"Историческая призма": 1945. "Армянский вопрос" в грязных играх СССР против Турции

После решений Лозаннской конференции 1923 года, когда бывшие союзники по Антанте признали послевоенные границы Турции, казалось, что т.н. "армянский вопрос" окончательно похоронен. Однако к концу Второй мировой войны "армянский вопрос" вновь был введен в мировую политику, как это ни парадоксально, уже Иосифом Сталиным - человеком, который ранее, в 1921 году в ходе Московской конференции выступал против необоснованных территориальных притязаний к Турции.

Искушенный политик, творец большевистского маккиавелизма, Сталин, опираясь на благоприятную для себе послевоенную расстановку сил и небывалый рост авторитета СССР в мире как страны, принесшей освобождение народам Европы от фашизма, попытался напрямую выяснять отношения с Турцией.

19 марта 1945 г. Москва, отказавшись от дальнейшей пролонгации, денонсировал советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете, заключенный 17 декабря 1925 г. Видимо, квалифицировав поведение Турции накануне и в ходе Второй мировой войны (Турция в июне 1941 года объявила о своем нейтралитете и до февраля 1945 г. не присоединялась к антигитлеровской коалиции) как не соответствующей духу и букве договора 1925 г., Сталин посчитал, что он утратил свое значение и нуждается в серьезных изменениях.

7 июня 1945 г. нарком иностранных дел СССР В.Молотов по указанию Сталина встретился с послом Турции в Москве Селимом Сарпером, в ходе которого отверг предложение Анкары подписать новый договор о дружбе с Советским Союзом. Мало того, к удивлению и возмущению турецкой стороны, Молотов стал настаивать на возвращении СССР "спорных" территорий - восточных вилайетов, которые Советская Россия якобы уступила Турции по условиям договора Московского договора 1921 г.
 

К удивлению и возмущению турецкой стороны, Молотов стал настаивать на возвращении СССР "спорных" территорий - восточных вилайетов, которые Советская Россия якобы уступила Турции по условиям договора Московского договора 1921 г

Для того, чтобы присоединить к СССР области Восточной Турции в районе Артвина, Карса и озера Ван, Сталин рассчитывал на "армянскую карту". Вскоре, вопрос об "армянских территориях" в контексте советско-турецких отношений стал объектом острого обсуждения накануне и в ходе Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей союзных держав, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 года.

16 июля 1945 г. вопрос об изменении границы с Турцией обсудили Молотов и министр иностранных дел Великобритании Э.Иден. Тогда Молотов заявил, что "в 1921 г. турки воспользовались слабостью Советского государства и отняли у него часть Советской Армении. Армяне в Советском Союзе чувствуют себя обиженными. В силу этих причин советское правительство и подняло вопрос о возвращении законно принадлежащих Советскому Союзу территорий".

Молотов добавил также, что в Советской Армении живет около 1 млн. армян, а вне территории советской Армении, за границей, проживает свыше 1 млн. армян. "Когда территория армян расширится, - продолжал он, - многие армяне, проживающие за границей, будут стремиться возвратиться на родину. На шестом заседании мирной конференции 22 июля 1945 г. У.Черчилль обращает внимание И. Сталина на недопустимость пересмотра восточной границы Турции и о необходимости урегулирования советско-турецких отношений. В ответ, по указанию Сталина, Молотов заявляет, что советская сторона считает советско-турецкую границу несправедливой, так как Турция "в 1921 г. аннексировала территории Карса, Артвина и Ардагана у Советской Армении и Грузии, и во имя справедливости Турция должна вернуть эти территории".

23 июля вопрос в том же духе затронул и И. Сталин, заявив, что если Турция хочет подписать союзный договор, то должна пересмотреть советско-турецкую границу, в противном случае вопрос о союзе исключается.
 

Дипломатический натиск Москвы на Анкару привел в движение армян не только в Советской Армении, но и в диаспоре

Дипломатический натиск Москвы на Анкару привел в движение армян не только в Советской Армении, но и в диаспоре. Армянские организации диаспоры различного калибра стали обращаться в Москву с коллективными прошениями организовать массовое возвращение армян в Советскую Армению - в надежде на то, что через некоторое время они смогут с помощью СССР вернуться на "исторические земли".

В мае 1945 г. Сталин поручил руководству Советской Армении изучить возможности для массового переселения армян. С лета 1945 года первый секретарь ЦК КП(б) Армении Г.Арутинов забрасывает Кремль письмами и справками. 6 июля 1945 г. Г. Арутинов обращается к И. Сталину и В.Молотову с сообщением, что в Армении и диаспоре широко поднимается вопрос возвращения армянских территорий и выражается надежда, что Советское правительство, которое содействовало объединению украинского, белорусского и других народов, пойдет навстречу пожеланиям армянского народа и на предстоящей "встрече трех руководителей великих держав будет ставить вопрос об объединении с Советской Арменией территорий, отошедших к Турции после Первой мировой войны".

В письме дипломатически намекалось, "что надо требовать восстановления границ 1914 г. и передачи бывшей Карсской области и Сурмалинского уезда Армении", и что с этим связывается также вопрос переселения зарубежных армян в Советскую Армению.

Самое интересное тут то, что в 1914 году государства под названием Армения не существовало, а перечисленные выше Арутиновым мусульманские области Османской империи были захвачены Российской империей в ходе войны 1877-1878 годов.
 

Самое интересное тут то, что в 1914 году государства под названием Армения не существовало, а перечисленные выше Арутиновым мусульманские области Османской империи были захвачены Российской империей в ходе войны 1877-1878 годов

Позже армянские обращения преобразовались в два потока. Первый поток строился на идее желания зарубежных армян вернуться на "родину", а второй на необходимости увеличить территорию, чтобы разместить всех переселенцев. В августе 1945 г. руководство Армении представило в Кремль записку с обоснованием территориальных требований к Турции. 18 августа 1945 г. НКИД СССР подготовил специальную справку, в которой отдельный раздел был озаглавлен "Вопрос о территории, отторгнутой Турцией от Закавказских Советских Республик". В этом разделе указывалось, что Турции отошло 20500 км2 армянских земель, что составляло примерно 70 % территории Армянской ССР.

2 декабря 1945 г. в советской прессе было опубликовано решение Совнаркома СССР о начале переселения зарубежных армян в Советскую Армению. Кремлевский вождь все еще надеялся, что ему удастся осуществить планы в отношении Турции.

Однако, ключевым фактором, который спутал Сталину его расчеты, стало поведение Соединенных Штатов. Начиная с февраля 1946 г. американцы взяли на вооружение новую стратегию: они стали активно выступать в защиту Турции, рассматривая её в качестве потенциальной жертвы "коммунистической экспансии". После пламенной речи бывшего премьер-министра Великобритании У.Черчилля в Фултоне в марте 1946 года, администрация президента США Г.Трумэна приняла решение сдерживать Советский Союз, и американская политика стала смещаться от поиска сотрудничества к твердому противодействию "проискам Москвы".

В результате вероятность успешной дипломатической игры Сталина в формате Большой тройки начала быстро таять, а тактика выкручивания рук Турции обернулась нарастанием конфликта с западными державами. Сталинская тактика в отношении Турции способствовала началу тесного послевоенного сотрудничества её с Великобританией и Соединенными Штатами.
 

Самоуверенность победителя, чувство непогрешимости и превосходства над своими западными партнерами сыграли со Сталиным нехорошую шутку

Самоуверенность победителя, чувство непогрешимости и превосходства над своими западными партнерами сыграли со Сталиным нехорошую шутку. Вождь народов начал действовать за границей почти так же грубо, как он привык действовать у себя в стране, опираясь в решении территориальных и политических задач на силы советской армии, тайной полиции и послушных его воле деятелей. Он истолковывал отношения с Западом в черно-белых категориях марксизма-ленинизма как исторически неизбежную схватку, где только перевес в грубой силе может принести успех и где нет ни постоянных друзей, ни верных партнеров и союзников.

Неспособный признать собственные ошибки на международной арене, Сталин продолжал их усугублять, пока напряжение между СССР и США не вылились в полномасштабную конфронтацию. В результате Сталин отступил. Хотя новый договор с Турцией заключен и не был, Сталин отказался от планов территориальной экспансии на южных границах. Вскоре потерпели крах и планы Москвы, связанные с переселением армян, которых в период 1946-1949 годов вместо запланированных 360-400 тысяч человек из 12 стран мира в Советскую Армению прибыло всего 90 тысяч.

Однако территориальные проблемы переселенцев Сталин все-таки решил за счет внутренних ресурсов. 23 декабря 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР о переселении азербайджанских колхозников Армянской СССР на Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР. В результате за период 1948-1953 гг. более 50 тысяч азербайджанцев были депортированы со своих исторических земель.

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории