"Историческая призма": 1920-й. Как армяне рвались к бакинской нефти
Образованное в мае 1918 года первая на Южном Кавказе армянское государство - Араратская Республика - с первых дней своего существования попало в тяжелое экономическое положение, вызванное отсутствием возможности обеспечить электроэнергией население и топливом мизерную по доле в экономическом балансе промышленность.
Единственным выходом из сложившегося топливного коллапса могло быть получение нефти у Азербайджана. Однако территориальный конфликт с Азербайджаном, политика геноцида в отношении азербайджанского населения Армении и непрекращающаяся агрессия армянских вооруженных сил в направлении Карабаха, Зангезура и Нахчывана не позволили сторонам установить нормальные связи. Достаточно сказать, что лишь в начале 1919 года в Иреване начало функционировать дипломатическое представительство Азербайджана, которое на протяжении всего периода своего существования (до мая 1920 г.) больше заботилось о защите жизни и обеспечения безопасности сотрудников посольства, нежели выполняло свои прямые функции.
В таких экстремальных условиях говорить о каких-либо экономических связях не приходилось. Правительство Азербайджанской Республики четко придерживалось той позиции, что пока дашнакское правительство не прекратит репрессии против азербайджанцев, живущих в Армении, не водворит их в свои селения и не вернет им земли, оно не получит ни одного фунта керосина и мазута. Однако правительство Армении, не теряя надежды заполучить нефть у Баку, пыталось оказать давление на Азербайджан через представителей союзников.
Во время встречи в январе 1920 года с британским Верховным комиссаром Оливером Уордропом, который присутствовал на заседании правительства Армении, было высказано недовольство тем, что якобы "Азербайджан желает повлиять на армян полным запрещением вывоза нефти". Члены армянского правительства призывали союзников "положить конец подобному ненормальному положению". В своей ответной речи Уордроп обещал сделать все возможное, чтобы Армения получила нефть и керосин. Однако обещания так и остались обещаниями. Проблемы Армении не находились в это время в эпицентре внимания союзников, которые больше были заняты разделом пирога, состоявшего из бывших арабских владений Османской империи. Азербайджан же находился накануне апрельской оккупации, после чего полный контроль над его природными богатствами перешел в руки большевиков.
После захвата власти в Азербайджане большевиками в конце апреля 1920 года, Армения, теперь уже с помощью Москвы, наряду с удовлетворением своих территориальных притязаний, старалась решить за счет бакинской нефти и экономические проблемы.
Уже 30 апреля 1920 года министр иностранных дел Армении А.Оганджанян отправляет из Иревана телеграмму дипломатическому представителю Армении в Баку М.Арутюняну, в которой говорилось: " ... низвергнутое правительство АДР по политическим мотивам тормозило вывоз нефтепродуктов в Армению. С водворением истинного демократического строя в Азербайджане, правительство Армении уверено, что всякое затруднение вывозу нефти в дальнейшем будет устранено. Правительство уполнамачивает Вас немедленно войти в переговоры с новым Правительством Азербайджана для срочного разрешения этого вопроса". В телеграмме Оганджаняна особый интерес вызывает уверенность министра в том, что теперь дашнакское правительство обязательно получит нефть от Азербайджана. Подобная уверенность имела основание, поскольку отныне первую скрипку в руководстве самой крупной партийной организации Азербайджанской ССР - Бакинского комитета партии - играли армянские большевики, а нефтяная отрасль полностью перешла под контроль Советской России.
При этом в правящих кругах Армении давали себе отчет в том, что в экономическом отношении она целиком зависит от энергетических ресурсов Азербайджана. На значение вопроса нефти для Армении указывает содержание телеграммы дипломатического представителя правительства Армении в Азербайджанской ССР Арутюняна, направленной 27 августа 1920 года в Иреван министру иностранных дел этой страны. В телеграмме отмечалось: "Наши дипломатические неудачи в Азербайджане объясняются также тем экономическим соотношением, которое существует между двумя этими странами. А эти отношения, хотя бы сегодня, сугубо односторонние, то есть мы целиком зависим от Азербайджана, а он от нас нет. Без бакинской нефти и керосина в Армении остановятся железные дороги, предприятия, пекарни, бани и т.д., а народ останется без света, тогда как на данный момент в Армении не производится какого-нибудь такого товара, чтобы был для Азербайджана столь важен как нефть, керосин для Армении".
Вопрос о предоставлении дашнакской Армении нефти, заключения с нею торгово-транзитного договора правительство советского Азербайджана во главе с Н. Наримановым, как и правительство АДР, справедливо ставило в зависимость от решения территориального вопроса. Когда летом 1920 года находившемуся в Тифлисе Н.Нариманову от одного армянского общества (фактически армянского правительства) было сделано предложение об обмене 4 новых грузовиков на тысячу пудов керосина, тысячи бензина и двух тысяч пудов нефти, это предложение было отвергнуто. По поводу этого Нариманов писал: "Дипломатический представитель Армении в Грузии т. Бекзадян сам заявил желание видиться со мною, - пришел ко мне и вся наша беседа с ним показывает, по крайней мере, на некоторый сдвиг в их политике, главной причиной этого является все же пресловутая нефть. Я полагаю, что наряду с другими моментами мы можем оказать на Армению большое давление и в вопросе о нефти" .
В то же время за спиной правительства Азербайджана кремлевские большевики пытались заигрывать с дашнаками, обещая им поставку нефти в обмен на предоставления транзита через Армению военных грузов для Анкарского правительства Турции. Так, по 1 пункту XV статьи проекта договора между Советской Россией и Араратской Республикой от 28 октября 1920 года, который готовился к подписанию, намечалось передать Армении нефти в количестве, составляющем годовую норму потребления. В счет этого количества правительству Армении было обещано отпустить 500 тысяч пудов нефти непосредственно после подписания договора. Однако это соглашение реализовано не было.
Нельзя утверждать, что дашнакское правительство было столь наивно и надеялось лишь на помощь Москвы. Как следует из телеграммы полномочного представителя РСФСР в Армении Б. Леграна народному комиссару иностранных дел РСФСР Г.Чичерину от 24 октября 1920 года Армения уже получала с помощью англичан нефть из Румынии.
Однако Армению от окончательно краха, в том числе энергетического, спасла её советизация. Позже наиболее точно об этом выразился бывший премьер-министр дашнакской Армении О.Качазнуни: "При нас Армения была погружена во тьму - ибо не было материалов для освещения. Большевики доставили из Баку керосин и вывели страну из тьмы".
В условиях, когда Армения не отказывалась от своих притязаний на азербайджанские земли, коммунистическое руководство Советского Азербайджана 29 ноября 1920 года, т.е. в день установления советской власти в Армении, постановило отправить туда 40 цистерн нефтепродуктов. Вслед за этим, 30 ноября на объединенном заседании Политбюро и Оргбюро АКП(б) выносится новое решение о поставках нефти в Советскую Армению. Данное решение закрепляется декларацией Баксовета от 1 декабря 1920 года, где говорится: "Советский Азербайджан широко раскрывает свои ворота перед Советской Арменией к неисчерпаемым богатствам: нефти, керосину и другим продуктам, которыми обладает".
Таким образом, Азербайджан должен был расплачиваться за советизацию Армении не только своими бесспорными территориями (Зангезур, Нахчыван), но и природными богатствами. Осуществлялось это во имя укрепления в Армении большевистской власти, под лозунгами о солидарности и братской помощи.
Бакинская нефть поставлялась в Армению совершенно бесплатно. Вывоз нефти регулировало Южнокавказское бюро по перевозкам, учитывавшее только транспортные условия, наличие цистерн и другие возможности, кроме одного - расчетов с Азнефтью за отпускаемые нефтепродукты, потому что, как пишет Нариманов, "Кирову, Мирзояну и компании в высокой степени было наплевать на это". Даже Сталин, выступая на собрании тифлисской организации Коммунистической партии Грузии 6 июля 1921 года, был удивлен подобным фактом: "Я узнал, что Грузия и Армения получают, оказывается, нефтяные продукты из Азербайджана безвозмездно - случай, немыслимый". В целом, за два года - с 1920 по 1922 гг. - в Армению и Грузию по железным дорогам было вывезено 171900 тонн нефти. Данные поставки в значительной степени помогли Армении выйти из экономического кризиса.
История не стала уроком для армян. Как и сто лет назад, Армения сегодня наступает на те же грабли, т.е. проводит политику военной агрессии против Азербайджана, держит под оккупацией его земли и осуществляет геноцид в отношении азербайджанского населения. В результате Армения вновь находится в состоянии энергетического коллапса, следствием чего является застой в промышленности, рост внешнего долга, эмиграция населения, а сама страна вынуждена жить за счет подачек из Запада, диаспоры и России.
Но выйти из ситуации так, как это было сделано сто лет назад, на этот раз ей не удастся.
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре