Интерес к азербайджанскому ковру - это интерес к соткавшему его народу - ИНТЕРВЬЮ - ФОТО
Интервью Day.Az с руководителем Центра ковроткачества "Азер-Илме", заслуженным деятелем искусств, доктором философии по истории, профессором Видади Мурадовым.
- В мировой прессе публикуются разнообразные материалы об азербайджанском ковроткачестве. Как вы считаете, положительное ли это обстоятельство?
- Мы живем в условиях информационного обмена. Все происходящие в мире процессы освещаются в информационных источниках. Но общественность ни одно событие не воспринимает однозначно, это затрагивает в одинаковой степени и политику, и экономику, и культуру. А азербайджанское ковроткачество является темой, упоминаемой и анализируемой как в прессе, так и в научных публикациях, другими словами, не теряющей свою актуальность. Это было и в советское время, и сейчас тоже это так. Таким образом, широкое освещение национального искусства ковроделия следует рассматривать только как положительный случай.
- К сожалению, иногда эти источники также выражают мнения о наших коврах, не соответствующие истине. Сталкивались ли вы с такими фактами?
- Мы внимательно следим за информацией, мнениями экспертов, авторскими публикациями, изданными в международной прессе касаемо азербайджанского ковроткачества. Сотрудничаем с издающимся в Лондоне журналом "HALI" - трибуной мировых ковровщиков. Мы заинтересованы в том, что думает мир об азербайджанском ковре. Выдающиеся специалисты по коврам, коллекционеры, этнографы, историки, высказывают много интересных идей и отзывов о наших коврах. Они стараются объяснить, вести определенные анализы касаемо его историко-этнографических корней, наряду с его художественно-мастерскими особенностями.
Эти факты очень радуют. Интерес к ковру - это интерес к соткавшему его народу, его историческому прошлому и традициям. Это также один из способов пропаганды. Но ведущаяся в мире информационная война против Азербайджана не обошла стороной и его ковры. Информация о названии азербайджанского ковра, его родине и этнической принадлежности передается международному сообществу в искаженном виде. Порой древние азербайджанские ковры представляются в качестве примера материальной культуры других народов, проживающих в регионе.
- Почему ковер взят нашими соседями в качестве одной из основных мишеней в идеологической борьбе?
- Армяне на протяжении веков вели борьбу за азербайджанский ковер. Для них это имеет большое значение наравне с конкуренцией за территории. Они пытались "арменизировать" названия наших ковров, места их появления, связать их историю с вымышленной историей "великой Армении". Пытаются представить миру исторические ковровые узоры Азербайджана как "пример армянской культуры".
К сожалению, пользуясь дезинформацией и слабостью исследований в этой области, особенно в советский период, временами армянам удавалось воплощать в жизнь эти недобрые намерения. Однако исследования, проводимые после обретения нашей республикой независимости, позволили создать объективную картину истории азербайджанского ковроткачества. Исследования, проведенные правильным путем, являются лучшим методом борьбы против необъективности.
- В последнее время армяне выбрали новую тактику - ссылаясь на иранские источники, они говорят о якобы присвоении персидских ковров азербайджанскими тюрками...
- Это очередная выдумка армян и их покровителей, попытка, направленная на подрыв отношений между народами, проживающими в условиях добрососедства.
Ковроткачество Азербайджана настолько всеобъемлющее и богатое, что оно не нуждается в присвоении достижений других народов. На самом деле, мировое ковроткачество - одно из исторических и культурных плоскостей. В нем есть доля каждого народа, его стиль, его колорит, его метод. Неоценима роль и тюрков, и персов в истории ковроткачества. Между этими народами существует много общественно-исторических, религиозных, культурных, экономических связей. Эти связи наиболее отчетливо проявляются в литературе, в музыке, в различных областях искусства, в обычаях и традициях.
Ковроткачество - своего рода материально-духовный мост, соединяющий оба народа. В этой области, наряду с рядом общих аспектов, у обоих народов есть своеобразная система орнамента и вышивки, восприятия цвета, ковровой техники, символики. Это позволяет отличать ковры друг от друга.
Просто из-за того, что армяне не могут "присвоить" наши ковры, они стараются реализовать свое желание "с помощью" персов. Другими словами, во что бы то ни стало они осуществляют серьезные попытки отделить ковер от Азербайджана, его прошлого, его культуры, традиций. И на их эти попытки даются достаточно решительные ответы.
Ковровое искусство Азербайджана в 2010 году включено в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Наше ковровое искусство достойно представлено на мероприятиях, проведенных в зарубежных странах, на днях культуры, в этой сфере проводятся бесценные исследовательские работы, создаются фильмы, в различных регионах Азербайджана действуют центры ковроткачества, мастерские. Все это является результатом успешной государственной политики, проводимой для сохранения и развития искусства ковроткачества в Азербайджане.
- Каково ваше отношение к "северным" и "южным" параллелям азербайджанского ковроткачества?
- В целом, азербайджанское ковроткачество должно быть принято и исследовано как единое целое. А классификация азербайджанских ковров на Бакинские, Карабахские, Иреванские, Нахчыванские, Газахско-Борчалинские, Ширванские, Губинские, Гянджинские, Тебризские группы служат изучению национальных традиций ковроткачества в систематизированной форме. Исследования, проведенные по всем этим группам, дают возможность создания "облика" азербайджанского ковра, позволяют изучить его научно-фундаментальные основы.
Географическое пространство, именуемое "Южный Азербайджан", также является частью исторического Азербайджана, там проживают наши соотечественники. И, естественно, ковер также был неотъемлемой частью их быта, основной сферой занятости женщин. Неоспоримо влияние ковроткачества Южного Азербайджана на ковры, сотканные в Губе, Ширване, Гянджабасаре, Иреване, Абшероне, Карабахе, Нахчыване.
В частности, переселенные на север в результате различных социально-политических событий тюркские племена, такие, как отузикиляр, дурсунходжалылар, масталибяйлиляр, зяргярлиляр, гузатлылар, инанлылар, рзабейлиляр, поладлылар, новрузбайлиляр, бяйдилиляр, хялфялиляр, мурадханлылар и другие, имели своеобразные традиции ковроткачества. Исследования показывают, что сформировавшиеся веками традиции ковроткачества проживающих на севере аборигенных тюркских племен наиболее обогатились, объединившись с ковроткачеством переселенных с юга однокоренных, но проживающих в другом географическом ареале и различной национально-этнической среде тюркоязычных племен. Ими были "принесены" такие элементы, как свои узоры, мотивы цвета.
- На каком уровне находится сегодня изучение южно-азербайджанских ковров?
- Это достаточно актуальная тема в ковроткачестве на сегодняшний день и в нашей республике, и в зарубежных странах проводятся исследования. Тем не менее, отражение объективной реальности этих исследований является несколько спорным.
К примеру, зарубежные источники представляют сотканные здесь ковры как "иранские ковры" или же как сотканные "на севере, северо-востоке Ирана ковры". Одним словом, отказываются от их правильного представления. На самом же деле, север и северо-запад Ирана - это территории компактного проживания азербайджанцев. Эти авторы просто не хотят произносить слов "азербайджанцы", "тюрки". И одной из самых больших допущенных на сегодняшний день ошибок является ограничение южно-азербайджанского ковроткачества только Тебризской школой.
Тебриз - город, который исторически был столицей крупных государств. И здесь искусство ковроткачества непосредственно было связано с мастерскими, созданными при дворцах. Эта школа непосредственно сформировалась и развивалась под влиянием школы миниатюры. Тебризскую школу миниатюры создали в XIV веке уйгурские живописцы и миниатюристы, такие, как Думлун Буга, Токтиму, Аяз, Алтунбуга, Тагайтимури др. Они работали в знаменитом университете Раби-Рашидиййе.
В XVI веке в связи с появлением государства Сефевидов столица государства город Тебриз стал одним из основных центров культуры, эстетической мысли, художественного творчества Ближнего и Среднего Востока. Здесь под руководством великого мастера Султана Мухаммада трудились такие выдающиеся каллиграфы и художники, как Башдангара, Абдульвахаб, Абдульазиз, Гадими, Агамирек, Мир Мусаввир, Мирза Али, Мир Сеид Али, Музаффар Али, Кямаледдин Бехзад, Абдуссамед и др.
Элегантность, выразительность, точность образов и мотивов ковров, относящихся к Тебризской школе, свидетельствуют об участии и руководстве в процессе ковроткачества тех самых художников-миниатюристов.
Сотканный в Ардебиле в 1539 году и хранящийся в настоящее время в Лондоне в музее "Виктории и Альберта" знаменитый ковер "Шейх Сафи" является достижением именно этой школы. Значение и место этого габаритного, прекрасного, с присущими ему неповторимой цветовой палитрой и богатым флористическим орнаментом ковра в истории азербайджанского ковроткачества неоспоримо.
Но, наряду с этими и другими достижениями Тебризской школы ковроткачества, есть и ворсовые ковры, и безворсовые ковры килим, шедде, палас, джеджим, лади, варни, сумах, зили и такие ковровые безворсовые предметы быта, как хурджун, мафраш, мешок для соли, использовавшиеся тюрками, проживавшими в Ардебиле, Зенджане, Казвине, Салмасе, Хое, Маранде, Урмие, Карадаге, Мугани, а также вдоль южного побережья реки Араз. Все эти образцы должны быть изучены и получить достойную оценку.
С этой точки зрения я считаю целесообразным проведение исследований по ковроткачеству Южного Азербайджана в двух направлениях: традиционном народном ковроткачестве и классическом ковроткачестве, а точнее, Тебризской школе ковроткачества. По моему мнению, это создает возможность для более четкого и всеобъемлющего отражения панорамы ковроткачества этого региона.
- Если ли у вас исследования в этой области?
- Конечно. Работая над любой проблемой азербайджанского ковроткачества, мы одновременно затрагиваем южную тематику. Это неизбежное и необходимое явление. В рамках большого проекта под названием "Азербайджанские ковры всех групп", реализованного в "Азер-Илме", книга "Азербайджанские ковры. Тебризская группа", изданная в 2013 году в изящном оформлении на азербайджанском, английском, русском, турецком, итальянском, немецком языках, на иврите, оценивается международной научной общественностью как фундаментальное научное исследование, посвященное этой тематике.
Эти издания были направлены во многие библиотеки мира, музеи, коллекционерам. В книге представлены высококачественные фотографии ворсовых и безворсовых ковров, предметов быта, информация об их размерах, истории изготовления и технических показателях. В издание были включены очерки о мире символов, образов, художественно-мастерских особенностях, отличающих эти ковры от образцов, входящих в другие группы азербайджанских ковров. В настоящее время эти книги используются как основной источник по истории ковроткачества в высших и средних специальных учебных заведениях.
- А как в Иране ведутся исследования по этой теме?
- В Иране сотканные азербайджанцами ковры изучены и представлены в качестве составной части общеиранской культуры. Эти ковры в очень редких случаях вносятся со своим названием и адресом изготовления в каталоги, музейные экспозиции. Есть два типа подхода к ковроткачеству: профессиональный и любительский. Любители созерцают только красоту, точнее, "внешность", оценивают его "оболочку". Для профессионалов же цвет ковра, символы, узоры, размер, форма сами по себе уже являются носителями информации. И профессионал на основе этих показателей может получить достаточно полное представление о каждом ковре. В частности, с точки зрения определения этнической принадлежности ковра, роль этих показателей неоценима. Здесь вмешательство армян совершенно необоснованно. Я считаю, что в Иране в этой отрасли есть достаточно много профессионалов. И они без официальной презентации прекрасно знают, какой ковер какому народу принадлежит.
- В ковроткачестве употребляются понятия "фарсбаф" и "тюркбаф". Что означают эти термины и чем было вызвано их появление?
- Ковроткачество - это творческая сфера, не знающая границ. Являясь определенной сырьевой базой, ковер ткется со вкусом, умело, художественно-эстетическим чутьем, присущим каждому народу. Чем чаще и чем красивее ткется ковер, тем больше чести и гордости он дает создателям этого произведения искусства.
Создав мастерство ковроткачества, тюрки с большим достоинством обучили ему другие народы. Сегодня международный опыт показывает, что народы мира достигли небывалого успеха в данной области. Ковры в этом регионе в основном ткутся двумя методами - "тюркбаф" и "фарсбаф". Начиная с 80-х годов XX века, в ковроткачестве термин "тюркбаф" был заменен на термин "симметричный", термин "фарсбаф" на "ассиметричный". Иногда даже "тюркбаф" именовался "гюллаби", а "фарсбаф" - "сеннехи". В целом, понятие "baf", имеющее значение "тохунуш", может быть совмещено с названием каждого народа, занимающегося ковроткачеством.
- Как вы считаете, может ли персидская женщина соткать ковер методом "тюркбаф"?
- Конечно. Здесь нет никаких ограничений. Самое главное, соткать композицию, не нанося ущерба исходному узору ковра.
- В каких коврах больше различий - в ворсовых или безворсовых?
- Безворсовые ковры наиболее четко отражают первичные ковроткаческие способности, ремесленные навыки каждого народа, потому что они относятся к первой стадии развития ковроткачества. С этой точки зрения их национальная, этническая специфичность более наглядна. Существует много общих черт в ворсовых коврах персов и тюрков в Иране. Оба народа ткали большие ковры с художественной композицией, состоящей из разнообразных пестрых растительных узоров. И это, как я уже отметил, напрямую связано с влиянием Тебризской школы миниатюры, потому что ковроткачество обоих народов в равной степени подверглось влиянию этой школы.
- Большое спасибо за интересную беседу. Желаем вам и "Азер-Илме" успехов в пропаганде и сохранении азербайджанского ковра.
Беседовала Тамилла Маммедова
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре