Баку-Анкара-Ашхабад: на карте региона складывается новый альянс На днях в Ашхабаде прошли трехсторонние переговоры министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Туркменистана. Эльмар Мамедъяров, Мевлют Чавушоглу и Рашид Мередов определили рамки развития трехстороннего сотрудничества на ближайшие три года, а также достигли договоренности о проведении в этом году встречи глав трех государств. Кроме того, глав МИД Азербайджана и Турции принял и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов.

Разумеется, что основной темой как трех-, так и двусторонних переговоров было взаимодействие в области энергетики. Эта сфера - в приоритете не только у трех стран, но и в прямом смысле всего континента. У Азербайджана и Турции есть большой опыт в реализации крупных совместных трубопроводных проектов; сейчас начинает осуществляться еще один - Южный газовый коридор, и безусловно, и участники проекта ЮГК, и Европа очень заинтересованы в подключении к нему Туркменистана, заметил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, добавив, что "совместные действия трех стран очень важны".

Нельзя забывать и о турецких амбициях: страна намерена стать главным газовым хабом региона и провести через свою территорию почти все доступные им объемы поставок этого ресурса в страны ЕС: речь сейчас не только о совместных с Азербайджаном проектах, но и, к примеру, трубопроводе "Турецкий поток" из России.

Туркменистан интересует Азербайджан и Турцию как потенциальный поставщик энергоресурсов для трубопровода TANAP, строительство которого уже началось. Уже есть и определенный прогресс в этом направлении: туркменский государственный концерн "Туркменгаз" и турецкий "Атагаз" уже договорились о купле-продаже голубого топлива.

Что касается туркменской стороны, то если Европа борется за снижение зависимости от поставок из России, то у Туркменистана задача выглядит ровно наоборот: на рынке сбыта туркменского газа доминирует Китай, и правительство этой центральноазиатской страны безусловно заинтересовано в диверсификации и выходе на новые - тем более европейские - рынки. Все, что необходимо для осуществление этой идеи - это подключение Туркменистана к начинающейся в Азербайджане мегатрубе. Для этого, в свою очередь, планируется построить Транскаспийский трубопровод, который, по плану, пройдет по дну моря.

И вот здесь задача усложняется. Во-первых, правовой статус Каспия до сих пор не урегулирован, переговоры между пятью прибрежными странами до сих пор не завершены, и общей позиции по разделению Каспийского моря между Азербайджаном, Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном до сих пор нет. Отчасти из этой проблемы вытекает и еще один вопрос: между Азербайджаном и Туркменистаном не до конца решены и другие вопросы, касающиеся нескольких спорных месторождений. Разрешение проблемы правового статуса Каспия, несомненно, ускорит реализацию идеи газопровода из Туркменистана в Азербайджан, но нельзя забывать, что и другие прикаспийские государства являются экспортерами энергоресурсов. Между тем, официальные Баку и Ашхабад придерживаются общей позиции, считая, что идея строительства трубы - прерогатива исключительно двух стран, а прокладка трубы не навредит экосистеме водоема - благо в мире есть примеры других труб, проложенных под водой.

Налаживающееся сотрудничество между Азербайджаном, Турцией и Туркменистаном - сигнал о том, что идея Транскаспийского газопровода скоро может стать еще более актуальной. Не исключено, что свой вклад в сдвиг этого проекта с мертвой точки внесет и Евросоюз.

Отношения между странами ЕС и Россией далеки от идиллических: конфликт в Украине, санкции и откровенное желание Европы перестать зависеть от поставок "Газпрома" могут стимулировать ЕС продвигать Транскаспийский проект. Туркменский газ - хорошая альтернатива российскому - тем более в условиях, когда поставки, к примеру, из Ирана (другого крупного экспортера) невозможны из-за санкций в связи с ядерной программой Исламской Республики.

Перспективы проекта Транскаспийского газопровода растут. Активизация Турции с этой точки зрения может говорить о том, что Анкара если и не может, то хочет помочь решить имеющиеся вопросы для того, чтобы подключение Туркменистана к TANAP стало реальностью. Встреча глав трех государств, безусловно, станет очередным шагом к этой цели. На карте региона может появиться еще один - уже тюркский и энергетический - евразийский союз.