Российский политолог о том, что может изменить статус-кво в карабахском вопросе - ИНТЕРВЬЮ
Интервью Day.Az c лидером Международного евразийского движения, доктором политических наук, профессором Александром Дугиным.

- Недавно Минская группа ОБСЕ отметила 20-летие своей посреднической миссии. Как бы вы оценили деятельность МГ ОБСЕ за прошедшее время?

-Мне кажется, что за истекший период не было широких дипломатических возможностей изменить ту ситуацию, которая сложилась в рамках вопроса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Дипломатия в течение 20 лет не смогла ничего изменить радикально, в силу того, что этому в целом не благоприятствовала стратегическая картина. Путем дипломатических усилий есть возможность что-то сделать только тогда, когда, руководствуясь дипломатическими методами, можно хоть как-то повлиять на общий ход событий.

Вместе с тем, сегодня существует предполагаемая вероятность, что изменение статус-кво в карабахском вопросе может произойти в случае развития определенных геополитических процессов в регионе.
 

Существует предполагаемая вероятность, что изменение статус-кво в карабахском вопросе может произойти в случае развития определенных геополитических процессов в регионе

С другой стороны, деятельность Минской группы ОБСЕ хотя и ритуальна, но в дипломатическом контексте порой это, конечно, необходимо. Тем не менее, в наши дни пока еще сложно определить, насколько хорошо или насколько плохо функционировала данная структура.

- В мае в Армении должны состояться парламентские выборы. Учитывая нынешние внутриполитические события в этой стране, какая расстановка сил наиболее вероятна после выборов в законодательный орган армянского государства?

-Я не ожидаю серьезных сдвигов в данном случае, поскольку политическая ситуация в Армении "законсервировалась". Политическая система в Армении находится в "смирительной рубашке", и по этой причине внутренняя ситуация в армянском государстве достаточна предсказуема, то есть статична. На сегодняшний день я не вижу предпосылок для "революционных изменений" в структуре политической элиты Армении. Выборы, скорее всего, пройдут именно под эгидой сложившегося статус-кво. Процесс выборов в армянский законодательный орган будет развиваться согласно "инерционному сценарию". Вообще, чтобы в стране сменились какие-то реалии, очень важны, в том числе, преобразования во внешней политике и экономике. Этого пока в действиях официального Еревана не наблюдается.
 

Чтобы в стране сменились какие-то реалии, очень важны, в том числе, преобразования во внешней политике и экономике. Этого пока в действиях официального Еревана не наблюдается

- В марте Иран заявил о допустимости международных проверок в военном комплексе Парчин, хотя ранее был против этого. Тегеран продемонстрировал подобную уступчивость, потому что опасается военного удара?

-Я думаю, это все-таки ситуативно. Иран пока очень жестко и последовательно защищает свою позицию в вопросе "иранской ядерной программы". В свою очередь официальный Тегеран организует политическую динамику переговоров с МАГАТЭ и Западом в рамках собственной стратегии. В принципе, иранское государство продолжает очень удачно "тянуть время". Принципиальное изменение в политике Ирана возможно только при кардинальных изменениях в балансе сил в иранском обществе, а это все еще маловероятно.
 

Иранское государство продолжает очень удачно "тянуть время"

- Еще одной "горячей точкой" в регионе Ближнего Востока продолжает оставаться Сирия. Можно ли прогнозировать затяжную гражданскую войну в этой стране, даже в том случае, если Башар Асад покинет свой пост?

-Ну, во-первых, очевидно, что позиции главы сирийского государства в противостоянии с вооруженной оппозицией очень устойчивые. Учитывая это, списывать Башара Асада со счетов еще рано. Что касается антивластного лагеря, то он реально расколот между так называемыми "патриотическими силами", которые против внешнего вмешательства в создание новой Сирии, и "прокатарскими и просаудовскими группами". Исходя из этого, несомненно, что в сирийской оппозиции существуют различные взгляды на происходящее в стране и за ее пределами.

Вместе с тем, по моему личному убеждению, несмотря на то, что Башару Асаду нередко предрекают участь Муаммара Каддафи, ситуация в Сирии намного более стабильная, чем положение дел в Ливии во время гражданской войны до свержения ливийского лидера. Башар Асад довольно надежно контролирует ситуацию в большей части сирийского государства.

- Сегодня очень много говорится о "демократизации" Ближнего Востока. Но некоторые эксперты недоумевают относительно того, что этой риторикой порой откровенно увлекается такое государство, как Саудовская Аравия...

- Все это следует воспринимать в рамках пресловутой политики "двойных стандартов". Ситуация в данном направлении действительно более чем комичная, я бы даже сказал анекдотическая. Ведь смешно слушать заявления Саудовской Аравии о "демократической Сирии". Саудовское государство никак не может быть цитаделью демократии в ближневосточном регионе. Другое дело, например, если это делает Турция. Во всяком случае, это светское государство.