Азербайджан в водовороте борьбы мировых держав
Утром 12 ноября ряд мировых СМИ проанонсировали подписание соглашения о предотвращении военных конфликтов в Тихом океане между США и Китаем. Об этом, в частности написал The Wall Street Journal, ссылаясь на свои источники, знакомые с ходом переговоров по этому поводу.

Как сообщил российский РБК, по этим соглашениям США и Китай должны будут уведомлять друг друга о военных учениях и других военных крупных мероприятиях. Кроме того, будет сформулирован порядок действий в случае возможных инцидентов на море и в воздухе, рассказали источники издания.

Обе стороны официально вчера никак это не подтвердили. Но и не стали отрицать сам факт готовящегося подписания, что наводит на мысль, что вышеотмеченное соглашение не плод больного воображения журналистов.

Стоит отметить, что военное напряжение между армиями двух стран на море и в воздухе за последнее время серьезно возросло. Обеим странам обострение ситуации сейчас никак не кстати.

Однако есть все основания предположить, что соглашения между двумя странами не ограничатся лишь снятием напряжения в тихоокеанском регионе и в воздухе.

Прогнозируемое многими политическими экспертами и политологами разных стран напряжение между Вашингтоном и Пекином, и даже возможная война между ними, считаю, маловероятным, как по причине слишком больших завязок стран друг на друге, так и по причине катастрофических последствий подобной войны.

Экономики двух стран серьезно переплетены. США остаются основным внешнеторговым партнером Китая. Последний занимает первое место в списке кредиторов США. Долг Вашингтона Пекину исчисляется триллионами долларов.

Наконец, страну с самой мощной армией вряд ли прельщает перспектива воевать с самой многочисленной армией на планете.
 

Очевидно, что США и Китаю воевать друг с другом, по крайней мере сейчас, нет никакого смысла. Как минимум до тех пор, пока одна из стран не ослабнет.

Между тем, в свете ухудшения американо-российских отношений главным противником Вашингтона на планете сегодня является именно Москва. Сегодняшнее состояние российско-американских отношений, находящееся в стадии холодной войны, уже не позволяет однозначно утверждать, что войны "горячей" между этими государствами мы никогда не увидим.
 

Сегодняшнее состояние российско-американских отношений, находящееся в стадии холодной войны, уже не позволяет однозначно утверждать, что войны "горячей" между этими государствами мы никогда не увидим

Утверждать и тем более прогнозировать что-либо с учетом быстро меняющихся геополитических предпочтений и отношений между сильными мира сего, сегодня дело действительно неблагодарное. Но, повторяю, исключать что-либо нельзя.

Холодная война, выраженная сегодня, в том числе, войной санкций между Западом и Россией, ведется полным ходом. Именно ухудшение отношений Москвы с США и Западной Европой вынудило Россию обратить внимание на Пекин, как на главного внешнеторгового партнера. Зависимость России от Китая, таким образом, возрастает.

Китай, чья численность населения стремительно приближается к полутора миллиардам, в свою очередь почти не скрывает своего желания когда-либо расширить территорию своей страны, поглядывая при этом на бескрайние и малозаселенные территории самой большой страны в мире, то есть России с населением в 146 миллионов человек.

Таким образом, в свете ухудшающихся отношений РФ и США, все большей экономической зависимости Москвы от Китая и соглашения о ненападении между Китаем и США, можно предположить, что конечной целью Пекина и Вашингтона является именно Россия.
 

В свете ухудшающихся отношений РФ и США, все большей экономической зависимости Москвы от Китая и соглашения о ненападении между Китаем и США, можно предположить, что конечной целью Пекина и Вашингтона является именно Россия

То есть в данном случае американские и китайские интересы совпадают.

Не исключено, что это прекрасно понимают в Казахстане, граничащем, кстати, как с Россией, так и с Китаем, в результате чего его геополитическая позиция в свете возможного обострения отношений между РФ и КНР в будущем становится куда уязвимее.

Косвенно на это указывает послание народу Казахстана, с которым 11 ноября выступил президент этой страны Нурсултан Назарбаев. "Ближайшие годы будут не очень легкими для нашей страны, по этой причине я хочу заранее, заблаговременно сейчас обратиться со своим посланием, что мы должны предпринять с нового года. Для того, чтобы дать время для этого, я обращаюсь с посланием в конце года", - пояснил глава государства.

"Я из своего большого опыта просто предчувствую, что ближайшие годы станут временами глобальных испытаний в мире и для нас тоже. Будет меняться архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут не все государства, этот рубеж перейдут только сильные, сплоченные народы и страны", - цитирует президента Tengrinews.kz.

Согласитесь, что утверждение относительно архитектуры мира, в изменении которой в ближайшее время мудрый президент Назарбаев, получается, нисколько не сомневается, лишний раз подтверждает оправданность ожиданий по поводу большой "заварушки".

Возможная большая "заварушка" на планете неизбежно затронет и Азербайджан. В случае обострения отношений между Вашингтоном и Пекином с одной стороны, и Москвой - с другой, большие страны будут требовать у остальной части мира делать выбор и встать на сторону одной из них. Учитывая наше геополитическое расположение, рост экономики и добычу энергоресурсов, которая ведется полным ходом, возрастающую роль Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности отдельных стран нашего континента, мы, наверняка, окажемся в числе стран, на которые давить будут в первую очередь.
 

Мы, наверняка, окажемся в числе стран, на которые давить будут в первую очередь

И будет очень важно в такой ситуации в целом сохранять нейтралитет, руководствуясь, в первую очередь, своими внешнеполитическими и внешнеэкономическими интересами, которые неразрывно связаны с нашей самой главной задачей - восстановлением территориальной целостности. Постараться извлечь выгоду из возможной сложившейся ситуации, какой бы сложной она не казалась, мы просто обязаны.

И судя по внешнеполитическому курсу, которого на сегодня придерживается Баку, можно сказать, что мы находимся на верном пути.