Адиль Гулиев: Памяти художника, мастера карикатуры, отца и друга

"Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота", - Огюст Роден, французский скульптор XIX-XX веков.

Есть люди, которые приходят в этот мир, чтобы созидать и творить, а уходя, оставляют добрую память на многие поколения. Таким человеком был известный художник и карикатурист Адиль Гулиев (Адиль Эльчин), который скончался 24 сентября. Сегодня прошло 40 дней со дня его смерти - друзья, близкие, родные вспоминают, делятся впечатлениями...Конечно, для них это очень трудно, насколько был любим и уважаем Адиль Гулиев...

Как передает Day.Az со ссылкой на Trend, родители Адиля Гулиева из Карабаха - колыбели азербайджанской музыкальной культуры и поэзии который даровал миру таких классиков как Хуршудбану Натаван, Мир Мохсун Навваб, Харрат Гулу, Садыхджан, Джаббар Гаръягдыоглу, Хан Шушинский, Сеид Шушинский, Мешеди Джамиль Амиров, Гурбан Пиримов, Узеир Гаджибеков, Зульфугар Гаджибеков, Фикрет Амиров, Ниязи, Афрасияб Бадалбейли, Сулеймана Алескерова и другие. А сам родился в Баку 14 июня 1935 года.

С детства он был влюблен в природу родного края, любил рисовать и мечтал о небе...

Из воспоминаний Адиля Гулиева: "Ещё в младенчестве, едва научившись держать в руках мел, карандаш или ручку рисовал машины, самолеты, птиц. Рисовал или, как говорится, "калякал", что под руку подвернется, на дефицитной в то время бумаге, на полу, на стене, за что отец меня всегда наказывал. Помню, отец входил во двор и слышал голос матери "папа идёт", я быстро прятал карандаши в щелях половых досок, а рисунки прятала моя мама. Но отец часто догадывался о моих художествах ... по губам и языку. Дело в том, что в те времена простых карандашей было мало, и я их не очень то любил. Мне больше нравились так называемые химические карандаши. Чтобы рисовать ими, надо было языком мочить их грифель, после чего они писали ярко и жирно, сине-фиолетовым цветом. Поэтому на губах и языке оставались следы от этих карандашей. Их подарил мне дядя, который даже называл меня не по имени, а "химичи". Отец часто наказывал меня за такие художества. Представьте себе, что однажды он обнаружил, что все его брошюры по юриспруденции мною разрисованы...".

Но как бы ни был строг отец, первый гонорар Адиль получил, учась в 9-10 классах, внештатно сотрудничая в редколлегии стенной газеты прокуратуры республики.

"Я рисовал там карикатуры на прокуроров, которых мой дядя Али Гулиев, начальник отдела прокуратуры республики, высмеивал в своих сатирических стихах и памфлетах. Он водил меня по отделам, с кем-то разговаривал, а я должен был невзначай на них смотреть и дальше по памяти делать на них карикатуры".

Вот так и началась творческая карьера мастера карикатуры. Однако, после окончания школы, следуя своей детской мечте, Адиль подал документы в Московский авиационный институт. Ещё в средней школе он занимался в бакинском аэроклубе, учился летать на спортивном самолёте ЯК-18. Однако, волею судьбы поступил на геологоразведочный факультет на специальность геофизические методы разведки нефтяных и газовых месторождений Азербайджанского института нефти и химии (сейчас Азербайджанская государственная нефтяная академия).

"Мне было 18 лет и отмечая мой первый студенческий день, отец, вообщем-то не пьющий человек, три раза поднял бокал за мое здоровье, поздравляя с успехом и пожеланием благополучного окончания института. Выбранную мною профессию инженера-геофизика он одобрял. Сам он, будучи юристом, никак не хотел, чтобы я был гуманитарием, историком или художником. А стал бы только инженером-нефтяником".

Но любовь к искусству (последователь школы Азима Азимзаде), врожденное чувство справедливости и желание бороться с пороками общества и людей привели его в жанр карикатуры. После окончания вуза он стал работать театральным художником, иллюстратором и карикатуристом. Мастерство художника не могло остаться не замеченным - он был членом Союза художников СССР, Азербайджана, а позднее, Израиля. С первых дней выхода сатирического журнала "Кирпи" (наследник дореволюционного журнала "Молла Насреддин"), с 1952 года он сотрудничал с изданием. С 1979 по 1991 был главным художником Азербайджанского сатирического журнала "Кирпи", позднее издавал сатирический журнал "Шейтан". Он был первым азербайджанским карикатуристом, чьи работы ещё в советский период публиковались в зарубежных СМИ. Переехав в 2001 году переезда в Израиль, стал издавать юмористический журнал на иврите "Pardon". Его экспозиции неоднократно представлялись в Азербайджане, России, Венгрии, Израиле и других странах.

Последняя выставка Адиля Гулиева прошла в Баку в апреле 2014 года в Центре современного искусства Союза художников Азербайджана. К сожалению, сам Адиль Гулиев, по состоянию здоровья не смог приехать из Израиля, но, благодаря организованному видео-мосту, все пришедшие на экспозицию смогли поздравить и пообщаться с художником. Выступивший на мероприятии народный художник Азербайджана Ариф Гусейнов отметил: Адиль Гулиев привнёс новое дыхание в азербайджанскую карикатуру и расширил этот жанр. Заслуженный работник культуры, главный редактор сатирического журнала "Кирпи" Полад Гасымов высоко отозвался о творчестве мастера, подчеркнув, что он активно пропагандирует нашу культуру и искусство за рубежом. А народный артист Азербайджана Ильхам Намиг Камал отметил его работу в качестве театрального художника. Адиль Гулиев работал художником-постановщиком не только в театрах Азербайджана, но и в академическом театре "Московская оперетта".

Адиль Гулиев был не только мастером своего дела, но и прекрасным педагогом, воспитав плеяду талантливых карикатуристов. Одним из них является председатель Объединения художников карикатуристов Азербайджана, заслуженный деятель искусств

Байрам Гаджизаде. В 2017 году организовал для него выставку в Израиле.

Байрам Гаджизаде: "Имя Адиля Гулиева неразрывно связано с историей и развитием искусства карикатуры в Азербайджане. Он прошел славный, содержательный жизненный и творческий путь. Мы карикатуристы всегда говорим, что настоящий карикатурист должен рисовать как Альбрехт Дюрер, и думать как Сократ, и Адиль Гулиев был из таких художников-карикатуристов. На протяжении всей своей творческой деятельности мастер был верен любимому делу. Этот человек очень дорог мне - Адиль Гулиев был моим учителем, я горжусь им как художник и гражданин. Я сотрудничаю с журналом "Кирпи" с 1986 года. С первой моей встречи с Адилем Гулиевым он оказал большое влияние на мое творчество. Возможно, если бы Адиль Гулиева, я бы и не стал карикатуристом. Каждый раз, пролистывая журнал "Кирпи" с его работами вдохновлялся ими. Каждая его работа - произведение искусства.

Говоря об истории национальной карикатуры, как независимый жанр он предстал перед широкой публикой изданием журнала "Молла Насреддин", который выходил с 1906 по 1932 год. Второй волной и значимым событием стало издание в 1952 году журнала "Кирпи". До этого в Азербайджане не издавался ни один сатирический журнал. И сплочение известных художников-карикатуристов в журнале "Кирпи" дало толчок в развитии этого жанра. Первым художественным редактором журнала стал Наджафгулу Исмаилов. На страницах журнала с карикатурами на различные темы выступали известные художники, среди которых был и талантливый Адиль Гулиев. Несмотря на то, что у него не было художественного образования, Адиль Гулиев всегда демонстрировал высокий профессионализм. Я могу сравнить его с Азимом Азимзаде, у которого также не было художественного образования. Также как Азимзаде, Гулиев безгранично любил искусство карикатуры, жил и горел этим делом. До 1991 года Адиль Гулиев неустанно работал в журнале, был художественным редактором издания. В тот период в "Кирпи" был приток молодых художников-карикатуристов. Сегодня его ученики творят на благо искусства, пропагандируя азербайджанскую карикатуру в мире. Адиль Кулиев последние годы жил, работал и с достоинством представлял нашу школу карикатуры в Израиле, всегда душой и мыслями был с Азербайджаном. Мы приезжали с выставками в Израиль, и Адиль Гулиев преодолевал большие расстояния из одного города в другой, чтобы посетить экспозицию художников из Азербайджана. Он не пропускал ни одну нашу выставку. Мы с ним много говорили по телефону - он болел за азербайджанскую карикатуру, за свою страну. Любое событие в Азербайджане его трогало, волновало, он безгранично любил свою страну, свой народ, был настоящим патриотом. Во всех моих успехах и достижениях есть заслуга моего дорогого учителя, неповторимого мастера карикатуры Адиля Кулиева. Для нас он всегда останется величайшим художником, Человекам, Другом и Личностью!".

Творческое наследие мастера азербайджанской карикатуры получило достойное отражение в трехтомной книге "Художники "Кирпи"", в которой представлены материалы о творчестве и деятельности художников-карикатуристов, которые сотрудничали с журналом в 1952-1991 годах. Один из томов посвящен Адилю Гулиеву - мастеру, который принес в историю азербайджанской карикатуры новое дыхание. В планах объединения - проведение выставки работ Адиля Гулиева.

Одна из дочерей Айдан Гулиева-Нафтали рассказывает, что последние годы отец тяжело болел, но никогда не жаловался на состояние здоровья, продолжал интересоваться новостями из Азербайджана, рисовал, шутил, и даже любил ездить на больших скоростях.

"Отец никогда не сдавался! Он всегда оставался настоящим Бакинским Парнем! Он всегда был весел, любые невзгоды и преграды красиво и умно преодолевал, никогда не унывая. Был очень большим оптимистом и меня учил быть такой. Был большим интеллектуалом, образованным и начитанным человеком. Любил и превосходно играл в шахматы. Отец также любил готовить наши национальные блюда - плов, долма, кутабы и т.д., всегда нас угощал и был этому очень рад. А для нас - это было большим праздником, феерией вкуса! Гостеприимство у нас в крови. А главное - "болел" Баку. Всегда приходя к нему, находила его читающим азербайджанскую литературу, газеты, был в социальных сетях, интересовался последними новостями о Баку. Очень любил нашу музыку, его мысли и душа всегда находились на Родине. Он всегда и везде с гордостью говорил: " Я из Азербайджана!". Отец навсегда остается для меня большой личностью, улыбающимся, добрым, веселым, сбольшим чувством юмоар, отзывчивым и любящим папой. Он был мне не только отцом, но и большим другом, который всегда и в любое время даст правильный совет. Второго такого нет и не будет!".

И посвятила отцу прощальные строки...

Папа Ветер в окна задувает. сушит мокрые ресницы.
Как тебя нам не хватает! На плече твоём забыться,
Невозвратная потеря. Словно душу надломили...
До сих пор ещё не верю, что ты где-то в звёздной пыли.
В сердце боль воспоминаний. А сиреневые тени
В равнодушии касанья мне ложатся на колени.
Задувает в окна ветер. От тебя он прилетает.
А тебя на этом свете не хватает...не хватает...

Другая дочь Гюльчин Гулиева отметила, что именно с именем Адиля Гулиева была связана невиданная популярность журнала "Кирпи": "Идейно острые и художественно ценные карикатуры отца, превратили этот журнал в самое продаваемое издание во всей республике. В столице и в районах страны люди с ночи выстраивались в очередь в киоск, чтобы купить очередной номер "Кирпи". В своих работах он первым поднимал самые актуальные и злободневные вопросы, был смелым, прямолинейным, острым и невероятно остроумным, талантливым художником. Все его работы были пророческими. Карикатура- это жанр, которые многие, и в том числе, некоторые карикатуристы, считают жанром условным. Но мой отец привнёс в национальную карикатуристику не только идейную остроту и мудрость, но также и высочайшую, уникальную технику исполнения. Его карикатуры были одновременно не только смешны, злободневны и мудры, но и очень живописны, каждая мелочь, изображённая в работе, будь то, чашка на столе или предмет одежды персонажа выполнялись им в высокохудожественным стиле. Он мог в одной работе нарисовать несколько десятков человеческих лиц, и они были совершенно разными, ни одна черта не повторялась. Если раньше на карикатурах можно было определять мусульманина по бороде или чалме, то с приходом в национальную художественную школу Адиля Гулиева, карикатура начала носить ярко выраженный азербайджанский характер. До последних минут жизни отец сохранил острый ум и тонкий юмор. За пару дней до кончины, он показывал мне свои новые великолепные работы. Я просила выслать мне их для публикации, но он сказал, что это всего лишь черновая работа, и что их нужно доработать. Настолько он был требовательным к себе художником. Отец прожил 83 года. Многие сочли бы этот возраст почтенным. Но для нас, его родных и близких, его смерть была неожиданной, даже несмотря на болезнь, он был полон молодого задора, был красив, элегантен, как и прежде, обладал изысканным вкусом. Он был для нас прекрасным родителем, другом, наставником. Я в своей жизни не встречала такого эрудированного человека, как мой отец. Он прекрасно разбирался во многих отраслях науки: в литературе, физике, математике, географии, истории и т. д. Наверное, его глубокие, разносторонние знания и мудрость в сочетании с огромным творческим талантом и повлияли на феномен Адиля Эльчина. Его с нами уже нет, но он останется навсегда в благодарной памяти близких и друзей, а для будущих поколений азербайджанских художников остаётся его громадное творческое наследие".

Известный джазмен Рафиг Сеидзаде отметил высокие человеческие качества своего друга.

"Адиль - мой родной и дорогой друг детства, талантливейший художник-карикатурист. Его работы отличаются своей толерантностью, оригинальностью, а также разнообразием тем. Выдающийся художник Адиль Кулиев после себя оставил огромное наследие. Ещё многие поколения будут учиться у этого великого художника, изучать его творчество. Несмотря на то, что он более 15-ти лет проживал в Израиле, мы постоянно поддерживали связь и были в курсе всех событий происходящих в нашей жизни. Он горячо любил свой народ и искренно радовался успехами нашей республики. Его заветной мечтой был приезд в Азербайджан ,чтобы увидеть воочию расцвет и красоту нашей родной республики, в особенности Баку. К сожалению, это его мечта не сбылась...Горько и очень горько терять дорогих друзей - особенно верных и талантливых. Приношу свои глубокие соболезнования дочерям Гюльчин и Айтдан, а также многоуважаемой Рухсаре ханум".

Адиль Гулиев принимал активное участие в деятельности Международной Ассоциации Израиль-Азербайджан "АзИз". Генеральный директор "АзИз" Лев Спивак и руководитель Иерусалимского отделения "АзИз" Александр Аграновский отметили, что Адиль Гулиев был своеобразным мостом культуры между Азербайджаном и Израилем. В 2005 году художник получил благодарственное письмо от тогдашнего министра финансов Биньямин Нетаньяху , а в 2017 году - от премьер-министра Израиля Ариэля Шарона. В феврале 2017 года он участвовал в Тель-Авиве в траурном вечере памяти трагедии в Ходжалы. В мае 2017 года в честь 25-летия дипломатических отношений Израиля и Азербайджана Адиль Эльчин подарил "АзИз" дружеский шарж "25 лет вместе", выполненный в стиле горельефа, на котором изображены израильтянин и азербайджанец, пьющие пятизвездочный чай из стаканов армуды. 9 мая 2018 года Адиль Гулиев был приглашен в Иерусалимский муниципалитет на торжественное празднование Дня Победы.

Свои соболезнование с тяжёлой утратой прислал председатель Государственного комитета Азербайджана по работе с диаспорой Фуад Мурадов, отметивший большую лепту, внесенную Адилем Гулиевым в укрепление дружеских отношений между Азербайджаном и Израилем.

Его друзья и коллеги также соболезнуют семье художника. Израильский художник Борис Эренбург будет помнить Адиля Гулиева, как "Человека, Художника и Настоящего Мужчину". Ровесник Адиля, живущий на Урале бакинец, карикатурист Станислав Ашмарин считает его одним из самых известных и замечательных азербайджанских художников, сердце которого принадлежало карикатуре...

Адиль Гулиев по его просьбе похоронен в Баку, рядом с могилой безвременно ушедшего сына Эльчина, имя которого и стало псевдонимом художника. У Адиля Эльчина остались вдова, две дочери, пять внуков и много учеников.

Адиль Гулиев вел дневник и одними из последних строк стали слова: "Когда долго любишь - это перестают замечать, когда долго прощаешь - этим начинают пользоваться, когда готов на все - просто перестают ценить. И только когда уходишь, начинают понимать, как дорог был тот, которого вернуть уже не возможно"...

Другие интересные новости читайте на странице Day.Az в Facebook