Азербайджанский ковер – генетическая память народа

Интервью Day.Az с основателем и руководителем Центра ковроткачества "Азер-Илме", заслуженным деятелем искусств, доктором философии по истории, профессором Видади Мурадовым.

- Что символизирует для вас азербайджанский ковер?

- Ковер для меня, прежде всего - история, памятник. В то же время, ковер является частью как нашего быта, так и нашей культуры. По-моему, сложно найти какой-либо второй пример, подобный ковру, который символизировал бы Азербайджан так красочно и всесторонне. Ковер есть продукт наших мыслей, вкуса, желаний. В Азербайджане имеется все необходимое для изготовления ковра - шерсть, шелк, хлопок, натуральные красители. Здесь всегда были свои красильщики, окрашивающие нити ковра в тысячи цветов, ковровщики, которые его ткали, а также купцы, пропагандирующие и торгующие коврами.

- Какие отличительные особенности присущи азербайджанскому ковру?

- Ковроткачество - это отрасль, присущая большинству древних народов мира. Однако на начальном историческом этапе ковроткачество было обычным бытовым занятием, а не искусством. Ковры и ковровые изделия использовались в качестве одежды, покрывал, подстилок. В этом смысле Восток, где сформировались древнейшие цивилизации мира, считается колыбелью ковроткачества.

Традиционные корни ковроткачества у восточных стран - Китая, Египта, Месопотамии, Ирана и др. - одни и те же. Схожи и такие показатели, как этапы развития, появление безворсовой техники ткачества, переход к ворсовой технике, цветовая гамма и так далее. Тем не менее, ключевым показателем, характеризующим ковер каждого народа, являются элементы, мотивы, символы и узоры. Этим в основном отличаются азербайджанские ковры, сотканные методом "гордест" от ковров других народов. Символ носит не случайный характер. Это продукт кругозора ковровщицы, отражение убеждений и верований, традиций и обычаев ее народа, племени и рода. Даже символы и мотивы у людей, живущих в ближайших географических ареалах, различные. Например, исторически тюрки и персы жили в близко расположенных друг к другу регионах. И оба народа имеют богатые традиции ковроткачества. Из того же самого сырья - то есть из шерсти и шелка - персы ткали более многоцветные, изящные и малогабаритные ковры методом "фарсбаф". Тюрки же в сотканных ими методом "тюркбаф" коврах отдавали предпочтение геометрическим и зооморфным, антропоморфным символам.

- Как вы думаете, почему в Армении стремятся повторить именно азербайджанский ковер?

- Я думаю, это связано с историей азербайджанского ковра. Потому что наши ковры такие же древние, как и наша история. Они - часть нашей истории, которую хотят присвоить наши соседи. Однако ковры никак не могут быть связаны с армянами. Самые древние ковры на Южном Кавказе связаны с азербайджанскими тюрками. В плане сырья это связано с хозяйственной деятельностью тюрков. Исторически некоторые народы, проживающие или переселенные на эти территории, в том числе и армяне, выучились мастерству ковроткачества именно у тюрков. Несмотря на серьезные ухищрения Армении, азербайджанский ковер демонстрирует свою национальную принадлежность собственной технологией, цветовой гаммой и уже упомянутой символикой. И если какая-либо нация, в том числе армяне, научилась у нас ткать ковры, это в очередной раз доказывает наше умение создать художественную школу, нашу способность обучать мастерству.

- Основная мишень армян - карабахский ковер. Почему?

- Из истории известно, что, начиная со второй половины XIX века, царская Россия проводила политику компактного размещения армян в Карабахском регионе. Следует отметить, что армяне здесь, наряду с вязанием ковров, обучались у местного населения искусству крашения и даже вели торговлю коврами. С целью "арменизации" ковров они добавляли на их поверхность надписи различного содержания на армянском языке. И эти ковры представляли как образцы армянской культуры на рынках в России и Европы, как "историческое прошлое" проживающих в Карабахе армян. Но эти попытки тщетны.

Возьмем, к примеру, позицию армянских исследователей по поводу ковров "Дракон" (самые древние образцы которых относятся к XVI веку) и его наследников на Южном Кавказе. Эта позиция полностью противоречит исторической и научной истине. В кавказском, в том числе в азербайджанском ковроткачестве изображение "Дракон" можно объяснить как проявление культурного диалога, созданного посредством Великого шелкового пути. Кроме того, можно предположить, что этот ковер, как пример уйгуро-китайской культуры, был принесен на территорию Азербайджана в первой половине XIII века. В азербайджанском ковроткачестве наследниками композиции "Дракон" является верни - главный узор которого состоит из S-образных элементов, а также ворсовые ковры, именуемые "Челеби", "Малыбейли", "Гасымушагы", сотканные в Карабахе, Ширване, Губе, Газахе, а также в Южном Азербайджане.

В разных армянских источниках, в том числе книгах Маня Казаряна ("Армянские ковры") и Ваграма Татикяна ("Ранние Карабахские ковры") встречаются попытки "политизировать" символы этих ковров, представить сотканные в серединном поле медальоны как символы "исторического прошлого карабахских армян". Кроме того, в этих источниках ковры безо всякого на то исторического и этнографического обоснования названы вымышленными наименованиями - "Вишапагорг", "Арцвагорг", "Оцагорг", "Хинзореск", "Xач-xоран", "Говхар". Однако, мировая научная общественность эту позицию армян не поддерживает и считает их претензии  необоснованными. После обретения Азербайджаном независимости развитие национальной науки ковроткачества на основе современных требований, исследование ковра не только как образца искусства, но также как исторического источника, создает возможность предотвратить любую агрессию против азербайджанского ковра, позволяет дать им достойный ответ.

- Издревле азербайджанские ковры славились тем, что для окраски нитей использовались натуральные красители. Как обстоит дело сегодня?

- Красильное дело развивается параллельно ковроткачеству. Природа Азербайджана дает большие возможности для развития этой отрасли.  Разнообразие цветов нашей природы впиталось в ковры. Цвет - один из основных компонентов, обеспечивающих красоту ковра. Любая высококачественная, но безцветная пряжа, даже если будет ткаться самыми профессиональными ткачами, не будет иметь никакого значения. Разнообразие элементов и узоров ковра также зависит от цвета. До 70-х годов прошлого века, то есть до открытия искусственных красителей - синтетического анила и ализарина, азербайджанские ковры, как правило, окрашивались только натуральными красителями. Эти красители получали из частей, листьев, цветков таких растений, как солодка, дикая конопля, грецкий орех, кожура граната, дуб, облепиха, шелковица, айва, древесины, фруктов, корней красильного дерева, и даже кошениля (насекомое, дающее красящее ярко-красное вещество-Ред.). Кроме того, в начале XIX века в Азербайджане, в частности, в Ширване, Губе, Лянкяране на больших плантациях выращивалась марена. Российские предприниматели вкладывали в эту сферу большой капитал и получали высокий доход. Открытие искусственных красителей нанесло урон не только красильному делу, но и развитию ковроткачества. Потому что с тех пор ковры стали ткаться нитями, окрашенными искусственными красками. А это значило упадок с точки зрения качества ковроткачества. Однако, пусть и не в массовом порядке, в XX веке в отдельных регионах Азербайджана продолжались традиции окрашивания. В результате экспедиций, проведенных "Азер-Илме", удалось собрать информацию об около 100 красильщиках, проживающих в различных районах нашей республики, или проживших здесь в конце XIX - начале XX века, и об их опыте. На основе экспедиционных материалов был снят телефильм "Гармония цветов" на азербайджанском, английском и русском языках.

В красильном цехе "Азер-Илме" шерстяные и шелковые нити окрашиваются натуральными красителями. Хоть этот процесс и требует большого труда, результат бывает качественным. По окончании процесса окраски мастер, в целях повышения устойчивости и интенсивности краски, добавляет к ней такие укрепляющие вещества, как соль, квасцы или же уксус. В выборе красок и в ходе процесса окраски учитываются свойства различной техники шелковых, шерстяных нитей. Полная окраска ниток, укрепление цвета дает гарантию художественного и технического качества ковра.

- Есть ли у ковра своя философия?

- Ковер, по сути, и есть философия. Каждый ковер является философией его ткача. Поэтому он индивидуален и уникален. И поэтому невозможно обобщить, прийти к единому выводу о художественном своеобразии ковров. Каждый ковер - это одна человеческая жизнь. Так же, как и человек приходит в этот мир лишь один раз, каждый ковер ткется в том же духе, с тем же желанием, с теми же мыслями всего один раз.

- Способен ли ткач отразить на ковре свою энергетику?

- Я уже 40 лет занимаюсь этим искусством. Я видел бесчисленное количество ковров. Видел тысячи ковровщиц. И уже глядя на ковер, я сразу понимаю, с каким настроением, с какими намерениями он соткан. Например, если ковровщица эмоциональная, чувствительная, она, безусловно, даст искажения в цветах. Наоборот, если ковровщица спокойна, цвета ковра будут точными. В различных условиях цвета имеют разный смысл. Помнится, в ходе встречи с женщинами-ткачихами исправительного учреждения №4 в Баку, они более всего говорили о зеленом и белом цветах. Эти цвета в данной среде означали для них свободу. На сотканных ими коврах более всего использовались эти цвета. Даже не соответствующие этим цветам вещи они ткали в белом и зелёном цветах. В совершенно иной среде для ковроткачихи белый цвет означает чистоту, невинность, а зеленый - природу. Цвет является весомым показателем, выражающим энергетику ковровщицы.

- Как известно, азербайджанский ковер полон символов и загадок. Какое значение имеют эти символы и какой смысл вкладывается в них?

- Символы - алфавит ковра. Не зная этот алфавит, его секреты, гармонию, не познакомившись с его стилем, невозможно выступать с научными докладами по коврам, невозможно выносить заключения. Символы, как продукт генетической памяти, передаются из поколения в поколение, становясь носителями национальной культуры.

Азербайджанские ткачихи, оставаясь приверженными народным традициям, проводя через фантазийный фильтр символы, являющиеся временами продуктом их быта, традиций и обычаев, религиозно-мистических представлений, одновременно сохраняя их форму и содержание, по-своему изображали все это на поверхности ворсовых, безворсовых ковров, ковровых изделий.

Эти символы и орнаменты, выйдя за пределы народного искусства, с успехом применялись в  архитектуре, скульптуре, в самых разных областях декоративно-прикладного искусства. Их тщательное исследование помогает в формировании художественного вкуса, в обогащении и углублении знаний об истории и культуре.

Освоение декоративно-орнаментального искусства обогащает произведения современных художников и архитекторов с точки зрения формы и содержания. Богатый узорный декор азербайджанских ковров является одной из сфер, достойных мирового исследования и применения. Невозможно не прийти в восторг от миниатюрной техники, каллиграфического исполнения надписей в этих узорах.

Но ковровое искусство не должно ограничиваться значимостью только художественного и эстетического порядка. В этих коврах нашли свое отражение многие символы, которые являются не просто элементом декора - это сформированные веками носители культурного наследия, источники интересной информации об  истории, культуре, религии.

- В каком регионе нашей страны создавались самые уникальные ковры?

- Исторически во всех азербайджанских регионах - в Карабахе, Баку, Иреване, Нахчыване, Гяндже, Губе, Ширване, Газахе, Борчалы, Мугане, Ширване, в том числе в Южном Азербайджане ткались ворсовые и безворсовые ковры. Один красивее другого. Наше национальное ковроткачество сформировалось и развилось на основе труда мастеров этих регионов. В этом смысле невозможно выделить какой-то из них, потому что каждый из них имеет свой вес и свое место в ковроткачестве.

- Какие ковры вызывают наибольший интерес лично у вас?

- Большой интерес для меня представляют ковры, нити которых окрашены природными красителями, и ковры с простыми геометрическими узорами. Считаю, что простая композиция указывает на привязанность ковра к своим корням. Считаю бесценным источником, с исторической точки зрения, ковры с этнографическими знаками, особенно с клеймами. Эти ковры больше нагружены информацией.

- Как оформляется ковер в "Азер-Илме" с художественной точки зрения?

- Оформление каждого ковра является одним из основных факторов, обусловливающих его успех. В этом смысле на ковраткача-художника ложится большая ответственность.

В "Азер-Илме" трудятся профессиональные художники, которые хорошо знакомы с секретами народных ковров, они разрабатывают изображения, определяющие технические параметры ковров, оживляющие каждую петлю на клетчатой бумаге, уточняющие их колоритное решение и диапазон оттенков.

До сих пор разработано около 1000 разнообразных как классических, так и современных ковровых узоров азербайджанских ковров, относящихся к Бакинской, Карабахской, Ширванской, Газах-Борчалинской, Тебризской, Иреванской, Нахчыванской, Губинской, Гянджинской группам.

Художники по коврам наряду с ковровыми узорами, относящимися к каждой группе ковров, работают над образцами, отражающими в себе элементы, узоры двух или более групп, добиваясь интересных и замечательных результатов. Таким образом, забытые узоры, создававшиеся азербайджанским народом на протяжении столетий, сегодня становятся украшением мировых музеев и личных коллекций, возвращаются к жизни на новых коврах.

Наряду с этим, представляющие различные регионы нашей республики ткачи, сохраняя исторические традиции ковроткачества, без подготовленных художниками узоров способны реализовать свои способности и фантазии на поверхности ковров. Ковры, сотканные нашими мастерицами способами, которым научились от своих матерей и бабушек, являются настоящим наследством азербайджанского народа. В этом случае такие технические показатели, как цвет, выбор узоров, а также размер, высота ворса определяется самой ткачихой. Это является результатом и новых творческих поисков, и продолжением классических традиций.

- Каков завершающий этап создания ковра? Насколько мне известно, готовый ковер должен промываться...

- Да, срезка ковра с рамы еще не означет его полной готовности.

В советские времена в Азербайджане ковры не мылись. Они направлялись в Москву, а оттуда - в Европу. После мойки в специальных химических промывочных цехах в Гамбурге ковры выставлялись на рынок.

Теперь же, после завершения ковра в "Азер-Илме", его встряхивают в шкафах, изготовленных из фисташкового дерева, очищают от обрезков ворса и пыли, в специальных бассейнах моют с использованием воды, мыла и натуральных моющих средств и сушат в специальных сооружениях.

Один из секретов эстетической красоты ковра, гладкости и блеска его ворса заключается в его глажке современными методами. В этом случае учитывается ворсовость или безворсовость ковра, вид пряжи - из шерстяных или шелковых нитей. Потому что технические показатели ковра влияют на определение температуры глажки.

После всех этих процедур ковер можно считать готовым.

- Большое спасибо за интересную беседу. Желаем вам и "Азер-Илме" успехов в пропаганде и сохранении азербайджанского ковра.

- И вам спасибо за возможность рассказать о тонкостях создания азербайджанского ковра, о которых, уверен, многие еще не знали.

Профессор Видади Мурадов  - автор множества трудов, книг, монографий и учебных пособий, посвященных азербайджанскому ковру. Ему принадлежат такие труды, как "Азербайджанские ковры" (2008), "Азербайджанские ковры. Карабахская группа" (2010), Азербайджанские ковры. Иреванская группа" (2011), "Азербайджанские ковры. Тебризская группа" (2013), "Искусство азербайджанского ковроткачества" (2013), "Нахчыванские ковроткачи" (2013), "Ковроткачи Газах-Борчалинского региона" (2014), "Иреванский регион Азербайджана: история и ковры" (2015) и др. В его работах подняты вопросы истории национального ковроткачества, традиций крашения, торговли коврами в таких регионах Азербайджана, как Баку, Иреван, Карабах, Нахчыван, Ширван, Гянджабасар, Газах, Тебриз, Губа.

Беседовала Тамила Мамедова