Азербайджан и Иран решат судьбу Nabucco - АНАЛИТИКА Иранский вопрос еще более подогрел и без того напряженную обстановку, которая имеет место в мире и на международном нефтегазовом рынке. Страна, готовящаяся к отмене санкций, имеет большие амбиции относительно восстановления своих позиций на международном нефтяном рынке и выхода на европейский газовый рынок. Хоть и не совсем скоро, но в перспективе, все это может стать реальностью. В вопросе выхода иранского газа в Европу ключевую роль может сыграть Азербайджан и проекты с его участием. Иран может получить возможность поставлять свой газ путем выхода на Трансанатолийский газопровод, который является центральным элементом Южного газового коридора. Кроме того, актуализация иранского вопроса создала основу для начала разговоров по возрождению проекта газопровода Nabucco.

Похоже, что снятие санкций с Ирана достаточно выгодно и самой Европе, которая в настоящее время стремится обеспечить надежность поставок "голубого топлива" на собственный рынок и укрепить собственную энергетическую безопасность. Россия остается одним из крупных поставщиков газа в Европу. Однако, в последнее время газовые отношения между Европейским Союзом и российской стороной ухудшились. Украинский кризис, угроза прекращения транзита российского газа через украинскую территорию, отказ России от реализации проекта газопровода "Южный поток", а также намерение "Газпрома" строить новую трубу через территорию Турции сделали свое дело. Сейчас Европа ищет надежных партнеров, стабильные газовые поставки, а также диверсифицированную систему источников и маршрутов поставок топлива на свой рынок.

В настоящее время существуют два новых трубопроводных проекта, которые предполагают поставки газа на европейский рынок. На самом деле, самым реальным новым маршрутом, в данном случае, является Южный газовый коридор, который откроет Европе доступ к газовым ресурсам Каспия и не только. Коридор включает в себя три газопровода (Южновказский (расширяется), Трансанатолийский (строится) и Трансадриатический (прокладка начнется в 2016 году), а также вторую фазу разработки крупного азербайджанского газоконденсатного месторождения "Шах Дениз".

Второй проект - это российский "Турецкий поток", перспективы реализации которого российский газовый монополист "Газпром" до сих пор не смог согласовать ни с Турцией, через территорию которой он пройдет, ни с Европой, для которой в рамках проекта предназначена большая часть газа (порядка 50 миллиардов кубометров).

В отличие от российского проекта, Южный газовый коридор в настоящее время переживает период активного формирования. Все вопросы в рамках реализации инфраструктурных проектов, в рамках ЮГК, полностью согласованы, юридически оформлены, долгосрочные контракты о купле-продаже газа также подписаны (сроком на 25 лет). Все это и позволило перейти в фазу физических работ практически по всем компонентам коридора (за исключением Трансадриатического газопровода, строительство которого начнется уже в следующем году). Согласно графику азербайджанский газ с начала 2020 года начнет поступать в Европу (10 миллиардов кубометров в год). То есть, все четко и ясно.

Чего не скажешь о "Турецком потоке", который был инициирован российской стороной после провала проекта газопровода "Южный поток" (через Болгарию), то здесь нужно отметить, что процесс реализации проекта не согласован, юридически не оформлен и, вообще, он больше напоминает не проект, а идею, над которой нужно работать и работать.
 

Самое главное, что Европейский Союз очень заинтересован в дальнейшем развитии ЮГК, потому что он позволит ему решить проблему значительной зависимости от поставок из России. Ведь, ЮГК - это не только газ с "Шах Дениз", но и других месторождений Азербайджана, а также возможность выхода на туркменский и иранский газ, а это очень актуально в условиях того, что санкции с Ирана вот-вот должны быть сняты.

Вообще, многие эксперты связывают перспективы выхода иранского газа в Европу именно через Южный газовый коридор, тем более что возможности коридора могут это позволить, поскольку коридор предусматривался "на вырост".

Теоретически, иранский газ может попасть в ЮГК через Трансанатолийский газопровод, который пересечет всю территорию Турции от востока до запада, однако, газ может продолжить свое движение в Европу не через Грецию, Албанию и Италию, а через Болгарию. А это, в свою очередь, может актуализировать проект Nabucco West, который рассматривался в качестве одного из маршрутов поставки газа с "Шах Дениз" на европейский континент.

Концепция проекта Nabucco West предполагает строительство 1300-километрового трубопровода (Болгария - 412 километров, Румыния - 469 километров, Венгрия - 384 километра, Австрия - 47 километров) от турецко-болгарской границы до австрийского Баумгартена, который является крупным газовым хабом. Проект Nabucco West потерял свою актуальность после того, как в качестве основного маршрута поставок азербайджанского газа в Европу был выбран Трансадриатический газопровод.

Кроме того, нужно напомнить, что еще в марте этого года после встречи с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым (в рамках визита Президента Ильхама Алиева в Болгарию) болгарский премьер Бойко Борисов объявил о том, что стороны решили воскресить уже забытый было проект Nabucco (его облегченная версия Nabucco West).

Неудивительно и то, с каким энтузиазмом к этой идее отнеслась болгарская сторона. Изначально болгары рассчитывали на проект "Южный поток", который должен был принести в страну российский газ. Но череда известных событий похоронила этот проект - с чем Болгария никак не хотела смириться. Возобновление работ по Nabucco West может стать для болгарской стороны новым шансом занять свою нишу на газовом рынке Европы.
 

Фактически, в случае реализации этого проекта, зона охвата Южного газового коридора возрастет, что позволит ему еще более укрепить свои позиции. Фактически, реанимация Nabucco West приведет к продлению Южного газового коридора до Центральной Европы.
 

Масштаб газовой гонки в Европе увеличивается. И пока российский "Газпром" решает проблемы "Турецкого потока", проекты, реализуемые по инициативе и с участием Азербайджана, активно продвигаются, поддерживаются европейским сообществом и открывают перспективы для выхода на европейский рынок газа из других источников. И с учетом перспектив увеличения источников и объемов поставок "голубого топлива", а также количества стран-импортеров каспийского газа, ЮГК может стать основой для крепкого "газового моста" между Европой и Азией (в обход России) с выходом в Центральную Европу.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь