Диетолог перечислил главные причины переедания

Бывало ли у вас такое, что вы никак не можете наестся? Вроде бы уже съедено столько, что кажется во-вот лопнете, а "под ложечкой сосет", передает Day.Az со ссылкой на КП.

- Часто мы испытываем не реальный, а эмоциональный голод, - объясняет врач-диетолог, нутрициолог Дмитрий Семирядов. - И провоцируют его стресс, усталость, выгорание. Заесть его очень просто - благо магазины на каждом шагу, а в них куча сладкого и вкусного. Но если разбирать, откуда берется эмоциональный голод, то, как правило, сразу выделяются несколько основных причин:

1. Пристрастие, заложенное эволюцией.

Для нашего мозга вкусная и калорийная пища сродни выигрышу в лотерею. Он как бы не знает, что мир давно изменился, и дефицита продуктов нет. Ведь миллионы лет эволюции еды не хватало, а вкуснейших тортиков и конфет не существовало в принципе. А учитывая, что догонять никого не надо - вот оно все вкусное, прекрасное, под рукой... Ох, как сейчас наемся!

А еще вкусная пища имеет мощный дофаминовый отклик (повышает гормоны счастья), и мы хотим снова и больше.

- Нельзя себя за это винить, ведь любовь к вкусной пище - это абсолютно естественная, эволюционно обусловленная штука, - говорит Дмитрий Семирядов. - Чем сильнее вкус (комбинация вкусов), чем выше концентрация калорий на грамм, тем нам вкуснее. И нельзя сказать, что желание есть вкусно или наличие тяги к сладкому - это всегда патология. Не всегда, хотя и такое бывает. Но вот ответственность за такой "слабо адаптированный к современным реалиям организм" взять придется.

2. Стресс, неправильный режим отдыха и способ успокоиться.

Уже доказано многочисленными исследованиями, что недостаток сна может усилить субъективное чувство голода и тягу к еде. Кроме того, недосып может также вызвать повышение уровня грелина - гормона голода.

Если же мы испытываем стресс, у нас повышается выработка гормона стресса кортизола. Это вовсе не плохой гормон, но, если он повышен длительно (хронический стресс), у многих повышается желание постоянно есть. Причем преимущественно три главных группы продуктов: сладкое, соленое и жирное.

Почему так? Для нашего организма это эволюционный способ "защититься". "Если стресс длительный - лучше запастись жирком на черный день, мало ли" - примерно так он рассуждает. А если человек привыкает заедать стресс, вскоре это становится стойкой привычкой, и аппетит тут же повышается в ответ на нервные ситуации.

А еще и привет из детства срабатывает у некоторых: "Не плачь, малыш, на тебе конфетку!". Отсюда ассоциации спокойствия, утешения наедине со сладким.

3. Семейные ценности и социальные факторы.

Как правило, у многих в прошлом было принято собираться за столом, веселиться, общаться с родственниками, и при этом неумеренно объедаться. Остается фиксация на том, что еда, прием пищи - это весело и защищенно, поскольку рядом были родные.

Мы можем быть очень избирательными в будни, соблюдая ЗОЖ, и есть сугубо в рамках аппетита. Но приходят выходные, и мы едим больше. Поход в кино с детьми или в ресторан с друзьями - и мы получаем больше калорий, чем тратим. И, как правило, ничем в итоге это не компенсируем. Это становится заметным, так как мы так делаем до 50 раз за год.

А еще есть новогодние праздники, майские праздники, дни рождения... Тут все просто - на Новый год у нас тазик оливье, щедро сдобренный майонезом, на Масленицу - гора блинов с сытными начинками. И вообще - стол не должен быть пустым, иначе подумают, что хозяйка плохая.

Когда люди создают семьи, они частенько набирают вес. Встречали такое? Начинают больше времени проводить дома и радовать себя и друг друга чем-то вкусным. И постепенно прибавляют.

4. Наследственность.

Как удобно все свалить на генетику.

- И знаете что? Разрешаю официально! - говорит Дмитрия Семирядов. - Например, обладатели гена "FTO" потребляют в среднем на 125-280 ккал в день больше просто потому, что имеют повышенный аппетит. Мутации в гене "MC4R" есть у 2-3% детей в клиниках по лечению ожирения, и до 5% пациентов с тяжелым ожирением - они тоже едят много. Обычно мы слышим: "Бабушка и мама были полненькими, и мне есть в кого быть полной (-ым), и худеть нет смысла, у нас вся семья с лишним весом". И вот тут я отвечаю: я сам с 4 лет начал набирать вес. Но означает ли это, что на себе можно поставить крест? Конечно, нет! Например, я, будучи 13-летним ребенком, весил под 90 кг. При этом к 15 годам уже весил 73 кг. Да, генетику вы изменить не можете, но точно можете питаться здоровой пищей, больше двигаться и закрыть дефициты по витаминам и минералам. Да, вам может быть в чем-то сложнее, но снизить вес и выглядеть неплохо может каждый.

И не забывайте: сколько бы мы не ссылались на генотип, по наследству нам также перешли рецепты и способы готовки. Каждому новому поколению навязывался привычный рацион, состоящий из мучного, жирного и другого очень калорийного. С этим спорить невозможно, и банальный переход на здоровое питание уже творит чудеса - у большинства вес начинает уходить.

5. Дефицит витаминов.

Также у многих есть дефицитные состояния. Аппетит может расти при недостатке хрома, триптофана, белка, витамина D и т. д. Их недостаток может снижать уровень "гормона счастья" серотонина в мозге, что повышает аппетит и тягу к сладкому.

6. Еда, как развлечение или отвлекающий фактор.

Тоже привычка из детства, когда ребенка всячески развлекают за столом, лишь бы сунуть в рот лишнюю ложку еды. Мультики-книжки-гаджеты - все это заставляет ребенка отвлекаться от еды, есть бездумно. И эта привычка закрепляется - во взрослом возрасте он тоже метет все со стола, не задумываясь и почти не прожевывая.

7. Реальные проблемы со здоровьем.

Да, то, что гормоны могут приводить к набору веса - это не миф. Что делают сбоящие гормоны? Верно, повышают аппетит, и часто незаметно для человека.

Например, низкий женский гормон эстрадиол увеличивает аппетит, как и его высокие значения (например, при приеме противозачаточных). Низкий уровень мужского гормона тестостерона повышает риски нарушений пищевого поведения у мужчин. Высокий пролактин (который часто растет на стрессе), тоже повышает аппетит.

То же самое касается гормонов счастья. Значительный их недостаток вызывает депрессию. И да, это заболевание, официально признанное всеми врачами мира, а вовсе не "блажь" Человеку в этом состоянии так плохо, что его интуитивно тянет к очень вкусной пище (конфеты, печенье, чипсы и т. п.). Она вызывает пик уровня сахара в крови и серотонина, временно облегчая состояние человека в депрессии. Но лучше становится лишь на секунды или минуты, пока простые углеводы находятся в полости рта. Как только их потребление заканчивается - депрессия возвращается.

Получается, мы едим и когда плохо, и когда хорошо. Мы едим всегда: когда скучно, весело, тревожно. Ведь в этих ситуациях нам не хватает тех самых гормонов счастья. И их дает еда. При этом отдаем предпочтение привычной супер-вкусной еде, а здоровая еда кажется не такой аппетитной.