"Историческая призма": 1946-1948 годы. Как армянские националисты расшатали огромную страну

В ноябре 1947 года в Каире, где находилось Заграничное бюро партии "Дашнакцутюн", проходил XIV съезд партии. На съезде присутствовали делегаты организаций партии во Франции, Греции, Сирии, Ливане, Египте, Иране, Ираке и США.

На повестке дня съезда стоял ряд практических вопросов о деятельности партии, в том числе об отношении партии к СССР, к другим великим державам и Турции, о репатриации в Армению и ряд других вопросов. В своих решениях съезд указал, что основной задачей дашнаков является создание независимой и объединенной Армении под руководством партии "Дашнакцутюн".  Для достижения этой цели, по мнению участников съезда, необходимо было активизировать пропагандистскую работу в низовых организациях партии и среди армянских колоний, разжигать антисоветские настроения среди рядовых членов партии "Дашнакцутюн", сделать их боеспособными для участия в вооруженной борьбе против СССР. В предстоящей, по мнению участников съезда, войне армяне должны были участвовать на стороне США и Англии.

В этой связи было решено проводить работу по срыву репатриации зарубежных армян в СССР, которая подрывала бы базу дашнаков и усиливало одновременно просоветские симпатии среди армянских колоний во всем мире.

В опубликованной в Тегеранской газете "Алик" от 14 апреля 1948 года статье "Иммиграция и мы" откровенно  было заявлено: "Массовую иммиграцию необходимо осуществить тогда, когда армянскому народу возвратят ее исторические земли, которые, к сожалению, находятся в руках захватчиков или же у соседних братских республик... После войны к нашим границам не прибавилось ни пяди земли, особенно не было прибавлено в пользу внутренних святых границ Армении. Москва наметила на бумаге - переселить половину армян за границей в Армению. Где же можно поселить эту часть населения, когда Карабах, Гянджа, Ахалкалаки и Нахичевань не возвращены их настоящим хозяевам".

Интересно, что вскоре и советское руководство  потеряла всякий интерес к армянским переселенцам, видя в каждом из них потенциальных агентов "Дашнакцутюн". Масло в огонь подлил пожар, случившийся на теплоходе "Победа", который 1 сентября 1948 года привез в Батум очередную партию переселенцев. Заподозрив неладное, И.Сталин телеграфировал Г.Маленкову: "Среди армянских репатриантов есть американские агенты, которые подготовили диверсию на теплоходе "Победа". 13 сентября 1948 года Политбюро ЦК ВКП (б) обсудило предложения И.Сталина по поводу пожара на теплоходе "Победа", приняв решение,  что приезд новых армянских переселенцев в Армению должен быть прекращен, откуда бы они ни прибыли.  

Интересно, что среди прочих вопросов, обсужденных на съезде, был также вопрос об оценке деятельности в годы Второй мировой  войны одного из дашнакских лидеров - Драстамата Канаяна  (Дро). К началу войны Дро жил в Бухаресте и  являлся уполномоченным от партии "Дашнакцутюн" в Румынии, где также владел крупными нефтепромыслами. В первые же дни войны Дро, как член Загранбюро партии "Дашнакцутюн", которому было вверено руководство над дашнакскими организациями на Балканах (Греция, Болгария, Румыния), созвал конгресс, состоявшийся в Бухаресте. На этом конгрессе Дро выдвинул программу действий дашнакских организаций в пользу Германии.

С этой целью по инициативе Дро была создана армянская разведкоманда "Дромедар" (есть версия, что название происходит от имени Дро), состоявшая при германском разведоргане, - абвергруппе-101. Она насчитывала 94 человека, из которых было 32 немца, а остальные - эмигранты различных национальностей и бывшие военнослужащие Красной Армии из числа перебежчиков и попавших в плен к немцам. При "Дромедаре" в качестве представителя германской разведки состоял немецкий офицер. Основной задачей "Дромедара" была подготовка и переброска агентуры в советский тыл. "Дромедар", продвигаясь вслед за наступавшими частями германской армии, в период с августа 1941 по январь 1943 года последовательно дислоцировался в Украине, в Крыму и РСФСР. На Северном Кавказе "Дромедар", имея своих представителей в различных городах, занимался насаждением своей агентуры среди местных армян с целью выявления партизан, коммунистов и советского актива, выпускал антисоветские листовки, занимался организацией фашистских радиопередач, сбором через местную армянскую церковь денежных средств под видом помощи военнопленным. Агенты "Дромедара", состоявшие из армян-военнопленных и гражданского населения, на парашютах сбрасывались в советский тыл с диверсионными, шпионскими, террористическими и повстанческими заданиями. Агентура, используемая для ближней разведки, перебрасывалась через линию фронта в одиночном порядке. В разное время "Дромедаром" были завербованы и брошены в советский тыл 85 разведчиков. Из этого числа были задержаны 35 человек. В 1943 году в связи с отступлением германской армии "Дромедар" передислоцировался и расположился в 20 км от города Винница (Украина). В 1944 году Министерством госбезопасности СССР была поставлена задача принять активные меры к вскрытию деятельности "Дромедар" и выявлению его агентуры.

После окончания Второй Мировой войны большая часть армянских коллаборационистов, в том числе из организации "Дромедар", была выдана СССР, некоторым удалось остаться на Западе, чему в немалой степени способствовало наличие разветвленной национальной диаспоры. Сам Дро в 1945 году был арестован американцами, но вскоре был отпущен. На съезде в Каире деятельность Дро во время войны была одобрена.

После освобождения, Дро переезжает в Ливан, где в Бейруте организовывает разведывательный центр партии "Дашнакцутюн". Первоначально Бейрутский  центр осуществлял руководство всей разведывательной деятельностью дашнаков. В основном практическая подрывная  работа  против СССР разведцентром проводилась с территории Ирана. Для налаживания и активизации разведывательной работы против СССР Загранбюро командировало в Иран помощника Дро по германскому "Дромедару" Тиграна Багдасаряна (умер в июле 1955 г.) Руководство практической работой против СССР Загранбюро дашнаков возложило на своего уполномоченного в Иране Григора Мхитаряна (по прозвищу Мхо).

В октябре 1949 и марте 1950 года Дро направил два письма Г.Мхитаряну. В первом письме Дро сообщал, что правительство США одобрила представленную иранскими дашнаками программу практической работы и обещала оказать им материальную помощь. При этом Дро указывал, чтобы Мхитарян по всем практическим вопросам советовался  с представителями американцев в Тегеране и ни в коем случае не использовал имеющиеся каналы связи с Армянской ССР. Во втором письме Дро давал указание по организации разведывательной работы. В частности, предлагалось основное внимание иранских дашнаков направить на использование контрабандистов для сбора разведывательной информации о передвижение советских войск, имеющихся в Советском Союзе доступных видов  связи для общения с советскими гражданами, имеющими возможность обеспечить надежное прикрытие агентуры дашнаков, добывать виды на жительство и другие официальные документы. Кроме этого Мхо обязан был в приграничных с СССР  районах Ирана организовать под прикрытием торговых фирм один или два переправочных пункта.

Для активизации подрывной работы против СССР в 1951 году при Загранбюро партии  по заданию американской разведки был создан так называемый единый разведывательный центр, который также возглавил Дро  (умер в 1956 году). Дашнакская разведка была разделена на общепартийную и местную. Общепартийной разведкой  непосредственно руководило Загранбюро. Основной задачей этой разведки являлась подготовка и заброска агентуры в СССР.

Местной разведкой руководил ЦК филиалов дашнакской партии, которые существовали в США. ФРГ, Греции, Сирии, Ливане, Иране, Ираке, Палестине, Эфиопии, Бразилии, Аргентине, Уругвае и Франции. В тех странах, где существовали филиалы имелись специальные уполномоченные Загранбюро по разведке. В частности, в Иране действовал "Тегеранский оперативный центр" (ТОЦ), который размещался в помещении дашнакской газеты "Алик". Внутри Ирана ТОЦ имела филиалы в Тебризе, Мазандаране, Исфагане и Абадане.  Основной задачей ТОЦ была организация  шпионской и другой подрывной работы против СССР. Для этого на советско-иранской границе были созданы 3 наблюдательно-переправочных пункта в армянских монастырях в  городе Маку, в селение Дарашалеб и в районе Карадага.  Для подготовки агентов в Иране имелись разведшколы. В 1952 году в этих школах обучалось 84 человека.

Безусловно, советские спецслужбы были в курсе планов дашнаков и применяли разнообразные методы для их  нейтрализации: определение способов перемещения дашнакских  агентов в Советском  Союзе, раскрытие каналов их связи; в пограничных пунктах предполагаемого их пересечения советской границы устанавливались специальные меры контроля; для ареста  дашнакских эмиссаров в Советском Союзе применялись комбинации агентов под именем эмигрантов-дашнаков, специальные агенты отправлялись за рубеж с целью проникновения внутрь дашнакских организаций и т.д. Так под данным 5 отдела Министерства государственной безопасности Азербайджанской ССР от 20 февраля 1948 года было выявлено и взято на оперативный учет бывших дашнаков и антисоветского националистического элемента из числа армян в целом по республике - 300 человек, в том числе по Баку - 57 человек. Из числа взятых на учет 197 человек были бывшими членами партии "Дашнакцутюн", а 103 - антисоветско-националистические элементы.

4 апреля 1949 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение "О выселении дашнаков, проживающих в Армянской и Азербайджанской ССР". В июне 1949 года 3620 армянских семей - 13 000 армян, обвиненных в принадлежности к дашнакам, были выселены в Алтайский край. Из них 3017 семей были высланы из Армянской ССР и 603 семьи из Азербайджанской ССР.

Однако, после смерти И.Сталина, 11 сентября 1954 г. Президиум ЦК КПСС постановил "поручить комиссии в составе Прокурора Армянской ССР (председатель), председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров Армянской ССР, министра внутренних дел и министра юстиции Армянской ССР по поступающим жалобам и заявлениям рассматривать дела на дашнаков и членов их семей... и лиц, необоснованно выселенных, из спецпоселения освобождать".

Таким образом, в послевоенный период деятельность партии "Дашнакцутюн" вновь оживилась. Используя начало "холодной войны" в отношениях между западными странами во главе с США и СССР, дашнаки пытались с помощью западных покровителей решить  свои узконациональные задачи. При этом они понимали, что открытая борьба против СССР не будет иметь эффекта и обернется лишь усилением репрессий против армян, проживающих  в СССР. Поэтому основными способами  борьбы становятся антисоветская агитация через прессу, радио, нелегальная посылка в Армению листовок, брошюр и другой антисоветской литературы. В то же время с целью возвращения авторитета партии среди советских армян  в партийной прессе всячески отмечались успехи в развитие экономики  и культуры  Армянской ССР, но особо подчеркивалось при этом, что всем этим Армянская ССР обязана не советскому тоталитарному режиму и коммунистической партии, а таланту армянского народа.

После переселенческой компании 1946-1948 годов, волна миграции зарубежных армян  в Армянскую ССР продолжалась уже после смерти Сталина. Именно эти армяне  были тем взрывоопасным элементом, который, начиная с 60-х годов прошлого века, способствовал росту в Армении антитурецких и антиазербайджанских  националистических настроений.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана