Армению спасут лишь подвижки в карабахском вопросе - ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ
Интервью Day.Az c заместителем гендиректора ИАЦ МГУ, научным сотрудником Института Экономики РАН, известным российским экспертом Александром Караваевым.

- Как бы вы прокомментировали наделавшую много шума недавно информацию в СМИ о якобы планах России продать Армении ракетные комплексы "Искандер"?

- Вокруг "Искандеров" огромное количество слухов. Вообще же Россия их не поставляла ни в одну страну мира.

В 2005 году говорили, что такие комплексы, дескать, уже на пути в Сирию. Сергей Иванов, тогдашний министр обороны, специально выезжал в Вашингтон давать разъяснения. Возможно, это единственный случай, когда планировалась реальная сделка по "Искандерам". Еще СМИ писали, что они якобы есть у Беларуси, только по тому признаку, что "гостевые" российские установки возили на параде 9 Мая в Минске несколько лет подряд. А "Искандеров" в Беларуси как не было, так и нет. Хотя официально обговорено, что комплексы туда уйдут по взаимозачетам на безвозмездной основе, учитывая, что колесные тягачи собирают в Минске. Если перефразировать известный интернет-мем, я бы сказал - не смешите меня "Искандерами".

То есть разговоры в прессе можно вести сколько угодно. Но есть совершенно четкое указание Владимира Путина - до 2016 года "Искандеры" никуда не поставляются, в принципе. После - уже зависит от скорости комплектации комплексами собственно российской армии. Минобороны до 2020 года заказало 120 комплексов, на это выделено где-то 2 млрд. долларов. Производитель всего один - Конструкторское бюро машиностроения. Оно загружено по полной программе.

Со временем, лет через семь-десять, допустим, не исключено, что Армения накопит денег на пару пусковых установок, им же не нужна ракетная бригада. К тому времени сами "Искандеры" не будут уже столь совершенной техникой. Возможно, и Азербайджан их приобретет, либо более совершенные С-400 для защиты от "Искандеров".

- Может, звучит немного несерьезно, но хотелось бы спросить - смогут ли эти ракеты долететь до Баку, если что?

- Нет. Экспортная модификация стреляет с дальностью 280 км. Это специальная "договорная" версия, то есть она вписана в известные режимы контроля и нераспространения ракетных технологий, что ограничивает подобные комплексы в дальности действия. Если взять самые юго-восточные точки возможных пусков из Армении, то до Абшерона не дотянет, в принципе. Но остальную территорию Азербайджана покрывает: Гянджу, Мингячевир и другие промышленные зоны.

- А скажем, после 2017 года Россия может выдать Армении кредит на покупку "Искандеров"?

- У президента Путина, как у главы Военно-технической комиссии, есть список приоритетных покупателей. Но вряд ли там Армения в первых строчках. Вряд ли Россия станет давать Армении деньги на покупку нового вооружения. Те же 200 млн. долларов военно-технического кредита, скорее, пойдут на выкуп складских запасов у Минобороны РФ. Сейчас происходит обновление наших вооруженных сил, поэтому нужно быстро распродавать складские запасы. Либо такой кредит пойдет на поддержание предприятий российских ОПК, выпускающих старые образцы вооружений. Например, "Уралвагонзавод" сейчас в непростом положении. Вот Москва и дает Еревану средства для того, чтобы они купили у нашего предприятия какую-нибудь вполне еще добротную, но технически устаревшую военную технику.

Понимаете, какой смысл давать кредит на покупку новой техники, если ее и так "вырвут с руками", очередь уже стоит? Куда девать старую? В рамках ОДКБ именно по такому принципу и работают.

- Хорошо, а может ли Россия разместить их на базе в Гюмри, как российское вооружение без передачи Армении?

- Вот это уже другой вопрос, выходящий за рамки армяно-азербайджанского конфликта. Возможной юридической трудностью могут быть фланговые ограничения соглашений ДОВСЕ. Здесь я не специалист, комментировать не берусь.

- Армянская пресса акцентировала внимание на том, что российский кредит в 200 млн. долларов может быть направлен на погашение социального недовольства, компенсацию роста тарифов и так далее. Может ли на самом деле армянское правительство распорядиться этими деньгами иначе?

- Нет. Кредит был выдан Москвой конкретно на покупку российского вооружения. Планировался он заранее, еще до событий "электромайдана". То есть деньги должны вернуться домой, в Россию. Другой вопрос, чем Россия могла бы помочь армянской экономике. Здесь нет односложного ответа. Кризис в электроэнергетике - это только фрагмент комплексной проблемы, завязанной на геополитику и внешнюю политику Армении.

Смотрите, "Электросети Армении" (ЭСА) могли объявить о банкротстве уже прошлым летом. При этом только четверть ставки тарифа идет на нужды электросетей, остальное - генерирующим компаниям, которые далеко не все принадлежат России. ЭСА непрерывно терпит убытки с 2012 года, поэтому им приходится занимать средства у армянских банков. Растет задолженность. Можно было бы перераспределить рост тарифа с населения на предприятия, но они уже "лежат" и не потянут.

В других отраслях похожая ситуация. К примеру, производитель фольги "Русал-Арменал" тоже терпит убытки: выручка за прошлый год сократилась на 20%, а объем кредитов на балансе предприятия вырос. Или допустим, "Наирит", выпускающий хлоропреновый каучук, простаивает с апреля 2010 года. Межгосударственный банк СНГ еще в 2006 году открыл владельцам "Наирита" кредитную линию на 70 млн. долларов, которую компания не закрыла. Теперь, Межгосбанк СНГ через московский арбитражный суд требует 90% акций за долги...

То есть, в принципе, складывается ситуация замкнутого круга. Российским компаниям нужно получать прибыль здесь и сейчас, при этом вкладывать в армянскую экономику для ее модернизации. Одно без другого невозможно.

Если бы в Москве было принято решение поддержать армянскую экономику, было бы проще напрямую дать кредит российским инфраструктурным компаниям в Армении, дабы избежать каких-то технических сложностей, либо выделить средства армянскому правительству под низкий процент для погашения задолженностей перед российскими компаниями. Почему Москва не дает финансовые средства на компенсацию проблем в инфраструктурных компаниях - уже другой вопрос. Но, как я понимаю, Москва не готова просто так субсидировать такую неэффективно простаивающую экономику.

Дело в том, что российский бюджет и так недополучает 150 млн. в год от обнуления пошлин на газ и нефтепродукты для Армении. Если помните, в 2013 году было подписано межправительственное соглашение, предусматривающее беспошлинную поставку в Армению нефтепродуктов, газа и алмазов из России в количестве, необходимом для внутреннего потребления. Теперь каждый год его продлевают.

- Есть ли решение проблемы?

- В принципе, да. Это - увеличение притока валюты за счет расширения поставок армянской продукции за рубеж. Но это возможно только при сочетании двух факторов: если будут эффективны структуры и механизмы ЕАЭС для поощрения армянского экспорта, и если будут подвижки в карабахском вопросе, то есть сняты ограничения на торговлю с Турцией и Азербайджаном.

- Как бы вы оценили нынешние азербайджано-российские отношения и их дальнейший расклад?

- Этот вопрос требует, на мой взгляд, масштабного анализа, но если быть кратким, то двусторонние отношения между нашими странами складываются достаточно гармонично, так как на сегодняшний день установлен долгосрочный тренд по расширению сотрудничества в различных сферах. Полагаю, что взаимовыгодное и перспективное сотрудничество Баку и Москвы будет только нарастать.