Статус Каспия может оказаться под вопросом - ЕСТЬ МНЕНИЕ
Изменение ситуации с газовыми гигантами Каспийского региона - Туркменистаном и Ираном - может сказаться на вопросе статуса Каспия, который, как еще недавно казалось, мог бы быть решен в ближайшее время. Все страны Каспийского бассейна в сентябре 2014 года уверяли, что финальное решение сложного вопроса о разграничении дна Каспия будет найдено уже на следующем саммите глав государств каспийской пятерки. Тогда, на IV саммите глав государств пяти каспийским странам после долгих лет переговоров удалось согласовать ключевые принципы о статусе моря.

Однако с тех пор ситуация кардинально изменилась. На это повлияло и резкое ухудшение отношений Москвы с Западом, и улучшение климата в отношениях Ирана с ЕС, и решение Туркменистана уйти от двух основных покупателей газа на рынки Европейского союза. Таким образом, сегодня сразу две страны региона - Иран и Туркменистан - проводят масштабную подготовку к диверсификации поставок газа, в частности в европейском направлении.

Сейчас Ашхабад строит инфраструктуру, по которой газ будет транспортироваться от богатейших газовых месторождений через всю территорию страны на берег Каспия.

Логично предположить, что следующим шагом в создании газовой инфраструктуры станет строительство Транскаспийского газопровода, который будет частью "Южного газового коридора" в Европу и объединит в себе азербайджанский и туркменский газ. Или туркменский газ может пойти на запад через территорию Ирана, что даст Тегерану отличные преференции в вопросе отношений с Европой и ослабит региональное влияние его главного политического конкурента - Турции, которая в противном случае станет влиятельнейшим хабом газовых поставок в Европу.

Понятно, что при таком раскладе Ирану просто невыгодно отступать от своей позиции против строительства Транскаспия.

Второй вопрос: согласится ли Ашхабад инвестировать в трубу, пролегающую по территории Ирана? Пока однозначно можно сказать, что нет, так как это рискованно. Но если в течение нескольких лет все инспекции МАГАТЭ подтвердят желание Тегерана продолжить сотрудничество с Западом, то Туркменистан вполне может согласиться на такой путь выхода на европейские рынки, если у него будет время на ожидание.

Еще одним немаловажным фактором для торпедирования проблемы определения статуса Каспия является Москва, которая понимает, что Туркменистан, являющийся четвертой страной в мире по запасам природного газа, может серьезно ослабить позиции "Газпрома" в Европе.

Учитывая, что Европа всячески лоббирует строительство Транскаспийского газопровода, который станет частью газового коридора в ЕС, Россия также может сделать все, чтобы затормозить процесс определения статуса Каспия и тем самым отложить выход туркменского газа на европейский рынок, как минимум до тех пор, пока не выведет свой газ на европейские рынки по новым маршрутам поставок.

Несмотря на то, что Баку и Ашхабад неоднократно заявляли, что строительство Транскаспийского газопровода касается только этих двух стран, Россия постоянно акцентировала внимание на том, что любые решения могут быть приняты только на основе консенсуса пяти прикаспийских государств. По мнению Москвы, иначе любые решения будут нелегитимными. При этом российская сторона надеялась, что ЕС не может не учитывать этот момент.

Однако на сегодняшний день в условиях довольно жесткой политической конфронтации России с Западом из-за кризиса в Украине Европа может не учесть мнения России о "нелегитимности" постройки газовой трубы между двумя суверенными государствами по дну Каспия, так же как Москва не учитывает нелегитимности присоединения Крыма к России.

Что же касается аргументов Москвы по поводу экологической угрозы, которую несет в себе возможная прокладка газовой трубы по дну Каспия, то Россия первой создала прецедент прокладки трубопроводов в гораздо более агрессивной среде по дну Черного моря.

Эльмира Таривердиева, обозреватель Trend