Саргсян вернулся из Москвы без Карабаха - АНАЛИТИКА
"Это был уже третий полет на Луну моего мужа. Первые два мы совершили с ним вместе. Впрочем, я об этом еще напишу..." (к/ф "Тот самый Мюнхгаузен")
От визита Сержа Саргсяна в Москву ждали неожиданных результатов. Слишком уж неожиданно для всех армянский президент сорвался с места.
Первоначально предполагалось, что глава Армении был в очередной раз вызван на ковер, но потом выяснилось, что визит пройдет по его собственной инициативе. То есть Саргсяну очень нужно было для чего-то повидать российского коллегу. Для чего?
Вот об этом мы и попытаемся порассуждать.
Ни для кого не секрет, что, несмотря (пока что) на все усилия США, вытеснить Россию из региона не удается. И вряд ли удастся в ближайшее время. Это хорошо прослеживается на примере Армении, с которой у Москвы, говоря словами российских официалов, особые отношения. Также не могут никого обмануть и заявления о том, что Ереван, дескать, волен поступать, как хочет, и выбирать, что нравится. Последнее следует понимать так: делай, что хочешь, но за последствия я не отвечаю.
Именно этих последствий и опасается Ереван. И правильно делает, потому что последствия обязательно будут. Призванные обмануть ропщущее население страны видимые поползновения в сторону Запада оканчиваются ничем, зато тот же Саргсян всегда может сказать, что он пытался, просто не получилось. Но даже если кто-то попадается на разговоры о евроинтеграции и заявления еврочиновников, временами вспоминающих о Ереване, все встает на свои места, когда Саргсян едет в Москву. Да еще по своей воле, да еще по своей инициативе.
В армянских СМИ состоявшиеся в Москве переговоры пытаются представить несущими какое-то особое значение для Армении. Однако на самом деле никто не знает, для чего Саргсян ездил к Путину и о чем они там говорили. Российские СМИ тоже молчат о сути. Но мало кто сомневается - президент Армении снова о чем-то просил. Еще меньше сомнений в том, что просьбы крутились вокруг карабахского вопроса.
Официально было заявлено, что в Москве Саргсян подписал "судьбоносные" для Армении документы - о снижении цены на российский газ и о предоставлении его стране того самого льготного кредита, о котором еще месяц назад местные СМИ прожужжали все уши. На полученные деньги Армения намерена обновить свой арсенал. Хотя понятно, что этой суммы для модернизации вооружений армии недостаточно. Разве что на починку уже имеющейся на вооружении устарелой техники.
Не сделают погоды в армянской экономике и 25 долларов, на которые понижена цена кубометра российского газа для Армении. На тарифах для населения этот факт практически не отразится, а потому торжествовать по этому поводу в республике никто не торопится.
Таким образом, подписанные документы - это всего лишь попытка подсластить пилюлю, которую в очередной раз пришлось проглотить в Москве Саргсяну, а в его лице всей Армении.
Речь о карабахской пилюле.
В последние дни ситуация на линии фронта резко обострилась. От провокаций и диверсий на линии соприкосновения в Карабахе армянская сторона перешла к аналогичным действиям уже на своей государственной границе с Азербайджаном. Сопровождается этот процесс мощной пропагандистской кампанией на всех уровнях, на всех встречах.
Трудно сказать, чего именно просил Саргсян у Путина по Карабаху. Из-за недостатка информации в Армении строят версии одна глупее другой. Однако, судя по той информации, что имеется в СМИ, российского главу больше интересовали совсем другие вопросы. В первую очередь, ситуация с членством Армении в ЕАЭС и ОДКБ. Говоря о торговых отношениях, Владимир Путин заметил, что "там есть определенные нюансы, на которые у меня пока нет ответа".
После этой фразы Серж Саргсян должен был бы покрыться холодным потом, или же, следуя традиции армянских президентов, сбежать. Но в присутствии журналистов это было как-то неудобно. У него и самого нет ответа ни на один вопрос двусторонних отношений, которые усложняются для Армении день ото дня. Зато есть воспоминания о визите Путина в Ереван 24 апреля, которыми он поспешил поделиться. Есть преступник Пермяков, ставший камнем преткновения и предметом спекуляций и шантажа.
Примечательно, что, поблагодарив российского коллегу за упорство в мирном урегулировании карабахского конфликта, Саргсян не стал особо углубляться в тему. Только бросил парочку камней в сторону Баку и пообещал обо всем подробно рассказать на саммите ОДКБ в Душанбе.
То есть, получается, что в Москве выслушивать эти "подробности" желания не выразили. И, вероятнее всего, на встрече президентов обсуждались совсем другие вопросы, а усиление напряженности и применение азербайджанцами минометов осталось на потом, на 15 сентября. Только станут ли слушать Саргсяна в Душанбе? И если все же выслушают, на какую реакцию он рассчитывает?
Напряженность именно на госгранице, а не на линии соприкосновения спровоцирована армянской стороной неслучайно. Таким образом Ереван старается привлечь внимание партнеров по ОДКБ к "опасности" своей территориальной целостности и вынудить таки на какие-то шаги, хотя бы в виде резких заявлений. Как известно, договор о коллективной безопасности не предусматривает защиту интересов какого-либо из партнеров на территории третьего государства, поэтому фокус с Карабахом не удался - Еревану дали понять, что вмешиваться в карабахский вопрос ОДКБ не будет.
Правда, сделать это следовало более четко и открыто, а не намеками, потому что армянская сторона способна воспринимать истину только прямым попаданием в глаз. Да и честнее это было бы по отношению к Баку, с которым все страны-члены организации поддерживают близкие дружеские контакты. Вопрос был бы закрыт раз и навсегда, и члены ОДКБ избавились бы от лишней головной боли.
Но этого сделано не было, и Ереван рассматривает этот факт как зеленый свет для продолжения демонстративных действий на границе. Теперь Саргсян, оставшийся неуслышанным в Москве, готовится к Душанбе. Как будто это что-то для Армении изменит.
Другое дело, что обсуждение вопросов, на которые у президента России "пока нет ответов", гораздо ближе к саргсяновскому телу, и именно об этом ему следует особо побеспокоиться.
Неизвестно, удалось ли найти эти ответы на двусторонней встрече в Москве или нет. Думается, развитие событий в самой Армении в ближайшее время это покажет.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре