Что стоит за терактом на азербайджанской границе – ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ ИЗ МОСКВЫ И БАКУ
Теракт, произошедший на днях в турецкой провинции Игдыр, когда в результате взрыва автобуса с полицейскими погибли 12 представителей сил правопорядка, встревожил весь регион. В первую очередь, Азербайджан, так как теракт произошел на наших границах - в пограничной с Нахчыванской Автономной Республикой турецкой провинции.

 

Турецкая сторона уже дала достойный ответ на этот акт террора. Однако это не значит, что инцидент исчерпан, потому что война продолжается. И приближение террора к границам Азербайджана не может нас не беспокоить. Тем более, что наша страна находится в состоянии конфликта с известной своей приверженностью к терроризму Арменией. И неслучайно уже появились слухи о причастности к взрыву в Игдыре армянских эмиссаров.

 

Ситуацию Day.Az попросил прокомментировать азербайджанских и российских политологов.

Старший аналитик Центра изучения кризисного общества (Россия) Сергей Балмасов:



 

Имевшие место теракты в провинции Игдыр, примыкающей к азербайджанскому Нахчывану, связанные с осуществленными в августе-сентябре нападениями на турецких военных и полицейских, служат недвусмысленными знаками в отношении Азербайджана.

Здесь необходимо учитывать не только этнический состав населения этой провинции, в которой проживает существенный процент азербайджанцев, но и тот факт, что Игдыр, по сути, дает единственную возможность осуществлять сухопутную связь Турции с Азербайджаном.

Соответственно, имевшие место теракты ставят это преимущество Баку и Анкары под сомнение.

Это прямая угроза для Азербайджана, который в случае резкого ухудшения ситуации в Игдыре рискует утратить прежнее преимущество.

Вопрос - кто именно стоит за произошедшим. С одной стороны, логика событий подсказывает, что это дело рук курдских боевиков ПКК. Но с другой стороны, никто не может дать гарантии, что это самостоятельная акция. Ведь ослабление азербайджано-турецких позиций в регионе выгодно многим и не только курдам.

В частности, армянские СМИ неслучайно называют Игдыр "колыбелью армянской цивилизации". Не против в Ереване восстановить влияние и в Нахчыване. Впрочем, прямое участие спецслужб Армении в таких подрывных действиях представляется все же менее вероятным, поскольку в том случае, если факт их участия в такой подрывной работе был бы вскрыт, это бы стало равносильно началу реальной войны.

С другой стороны, было бы ошибочно полагать, что имеет место какой-то армяно-курдский союз. У курдов с Ереваном имеется, пожалуй, не меньше исторических претензий друг к другу, чем у Армении с Азербайджаном и Турцией.

В этой связи появление повстанческого полугосударственного курдского анклава с известным влиянием вооруженной вольницы на армянской границе было бы для армян явно не лучшим вариантом.

Однако не следует забывать и о том, что пожар, который бы ослабил Турцию и Азербайджан в очень уязвимом и исторически значимом для сторон месте выгоден и другим силам. Например, тому же Ирану, который в результате возобновившейся войны с курдскими группировками максимально выигрывает, и в его интересах, чтобы обе стороны как можно глубже увязли в такой борьбе.
 

В свою очередь, возможное ослабление Баку также отвечает интересам Тегерана. В этом случае становится гораздо проще добиться от него уступок по тому же Каспию".

Политолог Али Гаджизаде:



 

Еще до страшного теракта вблизи КПП на границе с Азербайджаном были два взрыва на газопроводе Баку-Тбилиси-Эрзурум и нападения на рейсовые автобусы. Я полагаю, что это не последние вылазки, у этих актов будет продолжение. Но вместе с этим нисколько не сомневаюсь, что турецкое правительство возьмет ситуацию под контроль.

На востоке и юго-востоке Турции ситуация в 1990-х годах была более критическая, нежели сейчас. У этого вопроса нет политического решения, которое бы удовлетворило все стороны, поэтому конфликт то вспыхивает, то утихает в зависимости от воли закулисных акторов, которые дергают за ниточки тогда, когда им это нужно.

Для Турции также очень важно перекрыть внешнюю помощь, оказываемую ПКК. Перекрытие внешней помощи - это полдела на пути к окончательной победе над террористами.

Безусловно, террористические акты и полупартизанская война на территории главного союзника Азербайджана не могут нас не беспокоить. Более того, на сей раз от этих процессов пострадали также экономические, да, впрочем, и политические интересы Азербайджана. Я, в первую очередь, имею в виду подрыв газопровода. Это может подорвать доверие к азербайджанским поставщикам и к Турции как к транзитеру.

Это не первое нападение со стороны ПКК на объекты, связанные с экспортом энергоносителей. В августе 2008 года ПКК подорвала нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Если проанализировать действия ПКК, то можно четко проследить линию, главной целью которой является обслуживание иностранных политических и экономических интересов, прикрываясь при этом борьбой за свободу.

Я не думаю, что напряженная ситуация в Турции может привести к закрытию КПП на границе и к затруднению сообщения между Нахчыванской АР и Турцией. Но нашим гражданам на данный момент во избежание эксцессов лучше воздержаться от поездок по восточной Турции, используя наземный транспорт.

Глава клуба политологов "Южный Азербайджан" Ильгар Велизаде:


События в Нахчыване на турецко-азербайджанской границе, несомненно, являются ЧП регионального масштаба, но излишне драматизировать происходящее не следует. Надо исходить из того, что у РПК нет социальной или политической базы в Нахчыване, кроме того, военный гарнизон Автономной Республики является довольно хорошо укрепленным и подготовленным для ведения как локальных, так и более масштабных военных операций. Кроме того, вооруженные силы Азербайджана и Турции находятся в тесном взаимодействии, и в этом смысле не исключается даже проведение совместных антитеррористических мероприятий.

Исходя из сказанного, думаю, что перспектив у подобных вылазок нет - ни с военной, ни с политической точек зрения.