Одна-единственная дорога разорила почти всех фермеров Армении

Последние дни ярко продемонстрировали Армении, чего она стоит. Речь в данном случае не о переговорах по Карабаху, хотя и там Ереван переживает не лучшие времена. Речь о том, что ближе всего к телу народа страны - об экономике и ее полной беспомощности.

Уже почти неделя, как из-за схода селя закрыт контрольно-пропускной пункт Верхний Ларс на грузино-российской границе. Военно-грузинская дорога стала недоступной для движения транспорта и, как утверждается, ликвидация последствий разгула стихии может затянуться еще на три недели.

Проблемы в связи с этой ситуацией есть и у грузинских, и у российский транспортников и экспортеров. Но для них всегда остается открытым альтернативный путь - въезд в Россию через территорию Азербайджана. И только армянские грузы стоят на грузинской границе безо всякой надежды попасть к заказчику до того, как их содержимое потеряет товарный вид. Причиной всему - продолжающаяся оккупация азербайджанских территорий, не оставляющая Армении ни малейшего пространства для маневра.

Военно-грузинская дорога закрыта из-за схода селя, в связи с этим МВД Грузии предлагает альтернативный маршрут в направлении России, передает "Спутник-Грузия". Теперь автотранспортом из Грузии в Россию можно попасть через Азербайджан. А именно через Баку до Махачкалы. На грузино-азербайджанской границе действуют три таможенно-пропускных пункта: "Вахтангиси", "Красный мост" (регион Квемо Картли) и "Цодна" (регион Кахетия), говорится в сообщении на сайте МВД.

Понятно, что эта оптимистичная новость по вышеуказанным причинам не относится к десяткам армянских фур со скоропортящейся сельхозпродукцией фермеров и экспортеров Армении, проклинающих все на свете и чуть ли не обвиняющих грузинскую сторону в преднамеренном изменении русла реки Терек.

Россия взялась помочь перевезти застрявших из-за схода селя людей. Авиация МЧС РФ перевезет 147 граждан Армении. Посодействовала и грузинская сторона. 55 армянских фур с фруктами и овощами погружены в Поти на паром и отправлены в Новороссийск, сообщило министерство сельского хозяйства Армении. Ритейлерская компания зафрахтовала 3 парома в этих целях. Но паромная переправа обходится в разы дороже, чем сухопутная. И потому переправить таким путем свой груз удается далеко не всем.

Как пишет Первый Информационный, закрытие Верхнего Ларса в горячий период экспорта урожая поставило перед фактом армянских производителей. Председатель Союза экспортеров Раффи Мхчян в беседе с изданием подчеркнул, что эта ситуация, в первую очередь, ударяет по малым и средним предприятиям, поскольку крупные компании нашли выход из подобных ситуаций - переправляются на пароме из Поти. А бедные сельчане несут убытки по причине своей беспомощности, сказал Мхчян.

Председатель Союза экспортеров признает, что сложившаяся ситуация действительно очень серьезная, и если она продлится дольше, люди просто будут вынуждены выбросить свой груз и вернуться. "Мы не можем зависеть от моста, от дороги, когда урожай всего народа проходит по этому пути. Мы обязательно должны найти выходы, альтернативы", - взывает он.

Выходы? Выход только один - прекратить агрессию против соседней страны и воспользоваться ее гостеприимством, как это бывало до оккупации в подобных случаях. Соседи должны помогать друг другу, и Азербайджан всегда следовал и следует этому правилу.

Примечательно, что простой армянской плодоовощной продукции у грузинской границы совпал по времени с турецко-российским потеплением. Из-за чего армянским фермерам грустно вдвойне. В Армении уже начали бить тревогу по поводу того, что, восстановив отношения с Турцией, Россия теперь снова будет отдавать предпочтение турецким помидорам, а армянские останутся гнить на складах.

Как пишет Первый Информационный, эта ситуация наилучшим образом характеризует блеск и нищету экономики Армении. Основной крупнейший партнер и внешний инвестор этой экономики - Россия рассматривает Армению всего лишь в качестве сельскохозяйственного придатка, но даже не основного придатка. Просто это максимум, что Москва готова сделать для экономики Армении. И это, конечно, не могло бы быть роковым, если бы не было ясно, что для экономики Армении максимум может сделать правительство Армении. Но вся проблема именно в том, что это является максимумом также и для правительства Армении, потому что правительство Армении не может, в первую очередь, снять экономику Армении с иглы Верхнего Ларса, или найти более надежные связи для содержания экономики, чем нить Верхнего Ларса, которая несколько раз в год обрывается.

В вопросе решения этой проблемы на протяжении многих лет нет каких-либо существенных сдвигов. И, конечно, этих сдвигов и не будет, потому что в Армении в настоящее время нет способного на это правительства и "элиты". Для изменения ситуации должна измениться система, характер экономики Армении, структура, представления, подходы и философия экономической политики.

Конечно, нельзя не согласиться, что у армянской экономики нет ни фундамента, ни надстройки, ни грамотного руководства. Но в Армении опять же, анализируя ситуацию и делая прогнозы, стараются обходить самый главный вопрос, сводящий на нет все прочие усилия. Повторимся - единственным надежным, безопасным с точки зрения влияния стихии и коротким маршрутом из Армении в Россию был и остается путь через Азербайджан. Это данность, как бы не хотели отворачиваться от этой правды наши соседи. Правда такова - кто бы ни был у власти в Армении, какая бы элита, группировка, партия, ничего не изменится. Армения так и будет висеть на ниточке Верхнего Ларса, потому что другого пути у нее просто не будет. Географию и рельеф не изменить. Через Абхазию по абсолютно понятным и законным причинам тоже не проехать - грузинские власти этого не позволят. Остается лишь Военно-грузинская дорога, опасная и капризная, всякий раз напоминающая армянской стороне о том, кто она есть и насколько зависима от капризов даже природы, не то что мировой политики и держав.

И как назло - сезон селевой опасности всегда совпадает с периодом созревания абрикосов. Изменить этого факта тоже никто не в силах, кроме господа бога. Но до небес ереванскому режиму, к счастью, слишком высоко...

Зульфугар Ибрагимов