Олег Кузнецов: Саргсяну нужны солдаты и автослесари, но никак не ученые

Интервью Day.Az с известным российский политологом и историком Олегом Кузнецовым.

- Армения в последние месяцы все больше обозначивает западный крен. На что она рассчитывает, находясь в полной зависимости от России и, более того, имея военные обязательства перед ней?

- Прежде всего, давайте отделим зерна от плевел и будем адекватно и трезво размежевывать два принципиально разных понятия - политические заявления отдельно взятых деятелей того или иного уровня, ранга и статуса, с одной стороны, и действия органов государственной власти Республики Армения, с другой. Первое именуется словом "популизм", второе - словом "политика". Я с вами полностью согласен в том, что армянские масс-медиа начали кампанию рассказов о прелестях прозападной ориентации политики своей страны, которая, безусловно, с самого начала или проплачена им европейской и североамериканской диаспорой, или санкционирована самими властями. Сейчас это работает как тумблер: щелчок, - и внимание местной общественности переключено на другую тему. Как бы то ни было, все это имеет отношение только к делу социального управления, но никак не к государственной политике как таковой.

Реальная же государственная политика Армении на сегодняшний день всем хорошо известна. Эта страна, по сути, находится под внешним управлением России, и ни о какой реальной самостоятельности ее властей речи не идет. Саргсян и Ко являются послушными марионетками в руках Кремля, не имеющими права не только собственного голоса, но и мысли.

В подобных условиях любые разговоры о смене внешнеполитического курса этой страны - это популизм, самопрезентация и пиар конкретных частных лиц, а не политический тренд на официальном уровне.

- Западный крен ощущается и в отношении Еревана к посредничеству в карабахском урегулировании. Означает ли это, что в Армении перестали тешить себя надеждой на поддержку Москвы?

- Это звучит время от времени на уровне заявлений отдельных политиков, и не более того. У Запада сегодня нет реальных механизмов воздействия на процесс нагорно-карабахского урегулирования, а тот, который имеется в лице Минской группы ОБСЕ, хотя еще и не утратил мандата, но уже полностью исчерпал потенциал своих возможностей, как говорят при эксплуатации тракторной техники, "выработал моторесурс".

Безусловно, Ереван время от времени делает соответствующие реверансы в сторону Запада в надежде получить оттуда какие-то инвестиции и субвенции, но это все делается, еще раз повторюсь, в порядке частной инициативы и, скорее всего, с корыстной целью. Как показал недавний саммит Совета министров иностранных дел ОБСЕ, по теме нагорно-карабахского урегулирования звучит много громких и красивых слов, но нет никаких практических дел. По сути, все это - все тот же популизм, о котором я говорил выше, но более высокого порядка.

Ключ от замка нагорно-карабахского конфликта лежит в Кремле, и весь мир это прекрасно понимает. Стоит только Армении серьезно натянуть поводок в сторону Запада, как ее будущность будет поставлена под вопрос не в политическом, а в физическом смысле. Бои начала апреля 2016 года реально показали это.

- Из западного лагеря обещают превратить Армению в "Силиконовую долину" региона. Как бы вы это прокомментировали?

- Запад в этом вопросе лжив и лукав, впрочем, как и все политики мира. Но не в этом дело. Вопрос в другом: а кто будет в этой "Силиконовой долине" работать? Я не хочу обидеть армян, но их язык, на котором сейчас происходит обучение в школах страны, примитивен для описания и, следовательно, понимания законов мироустройства. Буквально пару недель назад я закончил читать богословский трактат одного из идеологов миссионерства Русской Православной церкви, архиепископа Туркестанского и Ташкентского владыки Софонии (Сокольского), посвященный описанию богословских противоречий армяно-григорианской и православной церквей. Этот до сих пор почитаемый в мире теологии человек, владевший свободно восемью языками народов Передней Азии, в том числе и армянским, говорил о крайней понятийной скудости словарного запаса армянского языка, отмечая, что его отсталость берет свое начало еще в V веке нашей эры. Архаизм богословия армяно-григорианской церкви он объяснял отсутствием в лексиконе армян слов, необходимых для понимания сути Священного Писания.

Это было в XIX столетии, за последние полтора века прогресс человеческой цивилизации шагнул далеко вперед, а армяне до сих пор разговаривают и сегодня обучаются на языке, не трансформировавшемся полторы тысячи лет. О какой "Силиконовой долине" можно говорить в таких условиях? Нынешнему политическому режиму в Ереване нужны солдаты и крестьяне, в лучшем случае - автослесари, но никак не ученые, а раз это так, то о разговоре о нанотехнологиях лучше забыть.

- Армянское лобби продолжает беспокоиться по поводу того, что Дональд Трамп ни разу не высказался по поводу "геноцида", лишая таким образом армянство рычагов давления на Вашингтон. Есть ли основания у этих опасений?

- Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала шоковой неожиданностью для всех политических и общественных сил в этой стране, в том числе и для армянского лобби, которое было уверено в победе Хиллари Клинтон. Пока была такая уверенность, никто особо не суетился, а когда победа Дональда Трампа стала реальностью, то события начали развиваться в полном соответствии с законами клинической психологии: шок вызвал ступор, на смену которому пришла фрустрация. И только сейчас, спустя месяц, начала обозначаться какая-то активность. Это абсолютно нормально, по крайней мере, для моего понимания, поэтому я не вижу в этом ничего экстраординарного.

Дональд Трамп далеко не первый американский президент, который демонстративно игнорирует популистскую тему пресловутого "геноцида армян" в Османской империи. Насколько мне известно, Рональд Рейган также был нем на эту тему, хотя именно он инициировал секретные расследования по данному вопросу, которые дали однозначный ответ: никакого геноцида не было. Так что Трамп не одинок и не оригинален.

Лейла Таривердиева