Президент Госнефтекомпании ЮАР: "Когда я вернулась из Баку, мама меня не узнала" - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Day.Az с президентом Государственной нефтяной компании ЮАР PetroSA, выпускницей Азербайджанской Государственной Нефтяной Академии Носизве Нокве-Макамо.

- Как получилось, что вы приехали учиться в Баку?

- Я родилась в 1961 году в Йоханнесбурге. Когда мне было три года, мои родители, политические деятели, вынуждены были уехать в Замбию из-за режима апартеида. Я выросла и училась там, в Замбии, и когда пришло время поступать в университет в 16 лет, я обратилась в посольства тогдашних ГДР и СССР в Лусаке. Я хотела учиться на нефтяника, и первым на мое обращение об учебе ответил СССР, вот так я и приехала сюда.

- Вы помните свой приезд в Баку? Каково было ваше первое впечатление?

- О, это было увлекательное путешествие. Мы сначала самолетом прилетели в Москву, оттуда на поезде три дня ехали в Баку. Когда я приехала сюда, я ничего не понимала, все говорили на русском, азербайджанском, а я не знала ни того, ни другого. Но я помню этот запах нефти, который почувствовала сразу по приезде. Этого я никогда не забуду. Еще я помню огромное количество качалок, и в поезде мы сидели и не знали, куда мы вообще едем...

- А как люди отнеслись к вам?

- Меня приняли очень хорошо. Были люди, которые просто никогда в жизни не видели африканцев. Им было интересно, откуда мы приехали, но никогда к нам, африканцам, никакого расистского отношения не было. У нас были хорошие отношения с местными студентами, так как они понимали, что мы приехали из-за рубежа и нам трудно. Они нам помогали.

Хотя случались курьезы. Помню, однажды я прогуливалась по тогдашнему проспекту Ленина, и одна маленькая девочка подошла ко мне и спросила "тетя, откуда у вас такой загар?", а я ей в ответ - "я была на пляже".

- Вы помните ваш первый день в вузе?

- Я ничего не понимала. Тогда, первый год мы ходили на подготовительные курсы, чтобы выучить русский язык. И мы к тому же жили в общежитии на улице Фабрициуса. Я жила в части для иностранцев, а в другой части жили студенты из советских республик. В нашей комнате жили вьетнамка, я и студентка из Сенегала. Так вот, вьетнамка говорила на вьетнамском, сенегалка - на французском, а я - на английском, и поселили нас так не случайно, а чтобы мы контактировали и лучше выучили русский.

Русский мне давался тяжело. Эти шесть падежей... Все слова меняются в соответствии с ними, к тому же глаголы движения... Всего этого нет в английском языке. Было очень-очень трудно. Мы даже плакали от этого.

- Вы, наверное, выходили на прогулки в город. Какое место в Баку вам нравилось больше всего?

-Да, конечно выходили. Моим самым любимым местом был бульвар. Плюс на каникулах мы ездили на пляж.

- А как вам Баку сейчас? Он очень изменился с тех времен?

- Мне здесь очень нравится. Конечно, город очень изменился. Я его совсем не узнала. Все здесь изменилось, стало еще красивее.

- Как, по-вашему, есть ли у наших народов сходство в чертах характера?

- О, есть. Азербайджанцы и южноафриканцы - очень веселые люди. Это люди, которые чтят свои традиции и любят быть с семьей. Они любят радоваться каждому моменту, любят своих родителей.

- Вернемся к студенческой жизни. Говорят, что это пора любви и влюбленности. А как было у вас?

-Что касается студенческой любви, то у меня ее не было. Мне нравился парень из Анголы, но мама говорила, чтобы я приехала домой только с дипломом (смеется).

- Помните ли вы, как защищали диплом и возвратились домой?

- Защита диплома была очень тяжелой, но я справилась и получила красный диплом. Когда я спустя пять лет учебы вернулась в Замбию, где жили мои родители, мать меня не узнала. Я начала распаковывать чемоданы - а ведь я купила здесь много чего: стаканы армуды, самовар, азербайджанский ковер... И вот, когда мама подошла ближе, она меня, наконец, узнала, и мы, обнявшись, плакали от радости. А когда я показала ей диплом, она безумно обрадовалась этому. Потом я поехала в Москву и училась в магистратуре в Институте имени Губкина.

- Вам приходилось в дальнейшем бывать в Нефтяной Академии?

-Да, я была там в прошлом году, вспомнила свои студенческие годы, те коридоры, классы... Я встречалась со своим деканом. Меня опять очень хорошо приняли. Я даже встретилась с ректором. Еще мне устроили встречу со студентами, на которой я посоветовала им, чтобы они много и хорошо работали. Я им сказала, чтобы они не думали, что если учеба трудная, ее надо бросать. Надо все время работать, потому что только работа и знания помогут им в будущем. Когда ты учишься, ты думаешь - "а зачем мне это надо?!", но потом видишь, что это очень нужные знания.

- Как развивалась ваша карьера после отмены апартеида в ЮАР в 1994 году?

- Я начала сразу работать в нефтяной компании "Engine", принадлежащей малайзийской "Petronas" с самой низшей позиции - техника лаборатории. Я очень хорошо работала и не собиралась оставаться там, так как знала, куда я хочу двигаться. Я использовала все свои знания, полученные в Баку, и это помогло. После техника лаборатории я стала работать инженером по нефтепереработке, потом - проектным инженером, в сфере логистики и прикладной торговли. Мой карьерный рост в "Engine" продолжался, но спустя 15 лет я ушла оттуда и начала работать во французской "Total" как директор по стратегии. Потом я ушла оттуда и возглавила государственную компанию "PetroSA" в качестве президента.

- Наверное, нелегко женщине возглавлять столь крупную компанию? Что бы вы посоветовали женщинам, которые хотят покорять вершины?

- Я думаю, что сложно работать президентом любому, а не только женщине, потому что это большая ответственность, тут все зависит от тебя. Женщинам же могу посоветовать не думать, что они не могут достичь целей. Женщина должна не просто знать, что она может, но и работать в 2-3 раза больше, чем остальные. К сожалению, это так.

- Ваша компания планирует сотрудничество с азербайджанской стороной?

-Да, мы уже начали переговоры с SOCAR.

- Каковы ваши планы на будущее?

- Я бы хотела иметь возможность преподавать, чтобы передать все, что знаю и что приобрела за годы работы. Я хочу работать с молодежью у нас в ЮАР, где имеются сложности в вопросе получения образования. Не все имеют возможности учиться в университетах, и я бы очень хотела помочь всем, кто стремится к знаниям.