Один из нас: глава представительства иностранной компании

Глава представительства иностранной компании, которая занимается поставкой оборудования для нефтегазовой отрасли, рассказал Day.Az об особенностях работы в Азербайджане, квалифицированных кадрах и о том, где же все-таки его дом.

Быть руководителем нелегко, а еще труднее быть руководителем представительства компании в чужой стране с совершенной другой культурой и особенностями национального характера. Всегда бывает интересно, как же иностранцы относятся к представителям страны, в которой они работают.

Рад, что у меня есть такой опыт...

Меня всегда интересовала международная тематика, международный бизнес и, собственно говоря, учеба за границей стала логическим продолжением. Я всегда учился достаточно хорошо, но, при этом, интересовался другим подходом. Поэтому для меня учеба за границей была возможностью изучить те же самые вещи, в частности, экономику, бизнес и экономическую теорию, но при наличии альтернативного взгляда и с использованием нового подхода. Я отучился в Германии. Скажу одно - немецкая система образования очень дотошная, они уделяют очень много внимания деталям. Но, в принципе, она на таком же уровне, что и в российских вузах, просто тут применяется совершенно другой подход. Я очень рад, что у меня есть такой опыт.
 

Когда просыпается вся Европа

После этого, само собой, захотелось попробовать себя в крупной международной компании, применить полученный опыт. Я работал еще в Германии. Кроме того, я работал до отъезда туда. У меня был опыт работы в банковской сфере, что предполагало работу с юридическими лицами. Уже после возвращения из Европы, я начал искать работу. Когда устраивался, я искал компанию среднего размера с международной тематикой. Просто в средних компаниях возможен быстрый рост. Речь идет о Москве, но сам я родом из другого города.

Устроился я в американскую компанию, в которой работаю и сейчас. Я начинал в отделе логистики и закупок (в Москве). Логистика интересна тем, что ты общаешься со всем миром. Реальная работа начинается где-то в 12 часов дня, когда просыпается вся Европа, самое интенсивное начиналось в 3-4 дня, это уже когда США просыпаются, и все, работа пошла до глубокой ночи. Сидишь, переписываешься, созваниваешься, действительно чувствуешь себя в центре событий международного масштаба, что очень интересно.
 

Молодой и активный

Давайте расскажу о том, как же я попал в Баку. Наша компания очень активно работает в этом регионе, в странах СНГ и у нас есть представительства в России, Украине, Казахстане, Узбекистане и планировали открываться в Азербайджане. Ну, а поскольку я был молодой и активный, и ничего меня, честно говоря, не держало, потому что Москва не была для меня родным городом, когда мне предложили, я сказал - да, почему бы и нет?! С удовольствием попробую, это интересно. Очень рад, что попал сюда. Я знал, что Баку - быстро и динамично развивающийся город, что есть очень высокий потенциал, особенно в промышленности, а в частности в нефтегазовой отрасли. Поэтому я с большим энтузиазмом загорелся, при этом, учитывая и то, что до этого я жил в Германии, для меня не составило особого труда сорваться и приехать сюда. Мне здесь все намного ближе, намного понятнее и чувствую я себя намного комфортнее.
 

Восток - дело тонкое

Самая определяющая фраза работы здесь - Восток - дело тонкое. Ну, было сложно привыкать к тому, что нельзя ничего взять нахрапом. Думаешь, что пришел, предложил самое лучшее оборудование, самые лучшие условия, и когда люди это увидят, дела сразу же пойдут в гору. Но так не бывает. Здесь все по-другому (Смеется) Люди должны познакомиться, люди должны втянуться, люди должны разобраться в деталях и как-то быстро решить вопросы просто невозможно. Нужно постепенно объяснять, чем же ты отличаешься от десятка других производителей или поставщиков, и никто с распростертыми объятиями тебя не ждет. То есть, сложность была в том, что были немного завышенные ожидания от рынка.

Скажу честно, поскольку нефтянка тут очень мощная, мы ожидали, что мы проявимся на рынке и дело пойдет, начнут все скупать, но как оказалось, модернизация парка оборудования здесь еще не завершена, компания (имеется в виду Госнефтекомпания Азербайджана - SOCAR) еще в поиске.
 

Рынок только вступил в такую активную фазу, я имею в виду нашу отрасль, когда все уже знакомы и сейчас начинается серьезная конкуренция. Конечно, хотелось бы, что все было проще, быстрее и легче, но что уж поделаешь. Такова уж наша работа... Нужно постепенно и медленно доказывать на деле, и очень приятно, что после нескольких лет работы ведущие компании, которые здесь работают, они, скажем так, переключились на наше оборудование. Это большой показатель. Мне кажется, что они и сами оценили качество, поэтому, надеемся на то, что все будет расширяться и двигаться дальше.
 

В чем загвоздка?

К сожалению, текущая конъектура рынка и макроэкономическая ситуация, падение цен на нефть, затрагивают всех, и это объективный процесс. Сейчас вкладываться в увеличение добычи не так выгодно, потому что это дает не такую большую прибыль. Ведь лучше просто переждать несколько лет и извлечь эти запасы чуть позже, когда эту же нефть можно будет продать дороже. Это понимают все, и поэтому нефтяной рынок сейчас немного затих. Но, надеюсь, что скоро все нормализуется и дела пойдут дальше.

Есть и другие варианты

Наша группа занимается еще и горнорудной отраслью, мы предоставляем услуги по экспертизе, имеем большие инжиниринговые и технологические возможности. Мы готовы делиться ноу-хау, делиться нашим технологиями, что немаловажно. Не просто поставкой оборудования, а именно технологиями. Поэтому мы активно изучаем рынок. В стране имеются перспективные проекты. Эта отрасль только-только начинает развиваться и для ее продвижения есть большой потенциал. То есть, сейчас мы изучаем, и это очень перспективное направление. Ведь речь идет о диверсификации экономики. Горнорудная промышленность и ее развитие может принести большую пользу регионам, где сконцентрированы месторождения. В данном случае, речь идет о железной руде, меди, алюминии, золоте и серебре. Продвижение этой отрасли вперед может внести большой вклад в развитие экономики, принести пользу людям, потому что это новые рабочие места. Посмотрим, что у нас получится и на этом поприще.
 

Мы готовы...

В принципе, для того, чтобы получить заказ, мы готовы на многое. В хорошем смысле этого слова (смеется).

Во-первых, это экономические рычаги. Поскольку для нас это новый рынок, компания готова пойти на максимально выгодные условия и, откровенно скажу, работать практически в ноль. Все это для того, чтобы выйти на рынок, сделать себе имидж и заполучить новые проекты. Если только входишь на рынок, ты вынужден давать самые лучшие условия, самую лучшую цену.

Во-вторых, личностные. Одно то, что мы постоянно находимся в Баку, открыли здесь представительство компании, сюда приезжают и мое руководство, и инженеры, технический персонал, говорит о том, что мы всегда готовы к общению.
 

Мне кажется, это очень важно. Когда крупные компании не представлены на рынке и ты вынужден им куда-то звонить и писать, это просто неудобно. Когда есть люди, которые за это отвечают, и они здесь рядом, на месте, готовы всегда помочь, открываются большие возможности.
 

Думаю, что этот прямой контакт, когда клиент может позвонить и сказать - приезжай, нужно кое-что обсудить, - очень важен. Это очень удобно для потенциальных заказчиков, для наших партнеров. Они могут позвонить в любое время и мы примчимся решать все проблемы.
 

Вечный адвокат

Лично я работаю практически без праздников, когда местные праздники, я их пропускаю, потому что я работаю по американским дням. Когда праздники в США, я опять работаю, потому что здесь рабочие дни. Мы работаем максимально удобно для наших партнеров. Если надо - мы едем, если надо - мы отвечаем на вопросы.

Порой складывается очень забавная ситуация. Когда ты приходишь к клиенту, начинаешь с ним говорить, он начинает с тобой торговаться, просить лучшие условия, лучшую цену и ты вынужден объяснять, почему ты предлагаешь именно этот расклад. Происходит условный конфликт. Потом ты идешь к руководству, и уже там объясняешь ситуацию и задачи, и здесь ты пытаешься выторговать лучшие условия для клиента.
 

То есть, ты выступаешь уже как бы адвокатом своего клиента, и получается, что ты опять в конфликте, но уже со своей же компанией. Компания тебе говорит, что - нет, мы должны сделать так, а ты говоришь,- нет, клиент на это не пойдет, надо сделать так.
 

Фактически, с клиентом ты адвокат своей компании, а с компанией - адвокат, который отстаивает интересы клиента. И ты всегда меж двух огней. Ты постоянно под давлением, ты всегда не прав, на тебя всегда все обижаются. Клиент обижается, поскольку он считает, что ты слишком высокую стоимость ему предложил, а компания считает, что ты не даешь ей повысить цену и заставляешь работать в холостую. Но при этом, ты знаешь, что ты хороший парень, но просто все пытаются на тебя надавить (смеется).
 

Дом там, где твое сердце!

Как сказал мой хороший друг, дом - там, где твое сердце, а мое сердце сейчас здесь, в Баку. И когда я улетаю из Баку, для того, чтобы навестить своих родственников, родителей и друзей, с моей супругой мы иногда перебрасываемся словами: "Вот, домой поедем, это нужно взять с собой [...] Кстати, через неделю будем дома, там и отоспимся".
 

Ну, что тут скажешь. Мне все это близко, я ко всему привык - значит, сейчас мой дом здесь.
 

Баку меняется, меняются люди, растет уровень профессионализма, люди становятся более открытыми, больше путешествуют и все это очень радует. Очень интересно наблюдать за тем, как страна добивается европейского лоска, но при этом старается сохранить национальный колорит. Хотелось бы, чтобы положительная динамика сохранялась, все развивалось и дальше. Ведь останавливаться на достигнутом никогда нельзя. Как говорится, Primum mobile in saecula saeculorum (Вечное движение во все времена).