Джоконда без улыбки. По ту сторону тайны - ФОТО - ОПРОС Статья из журнала "Эхо планеты".

Самая известная работа Леонардо да Винчи - портрет Моны Лизы, или Джоконда, - не перестает быть предметом споров и со временем только еще больше обрастает тайнами и мистификациями. На протяжении веков исследователи творчества гения Возрождения пытаются ответить на сакраментальный вопрос: кто изображен на легендарном полотне?

Развенчать все легенды, связанные с Джокондой, предложил итальянский исследователь-любитель Сильвано Винчети, основатель и идейный вдохновитель добровольной некоммерческой организации - Национального комитета по оценке культурного наследия. По его инициативе в бывшем флорентийском монастыре Святой Урсулы начались раскопки с целью обнаружения останков предполагаемой модели Леонардо.

Согласно официальной версии, опирающейся на записи знаменитого искусствоведа эпохи Возрождения Джорджо Вазари, Мону Лизу Леонардо писал с флорентийской аристократки Лизы Герардини, супруги богатого купца Франческо Дель Джоконде.
 

Мону Лизу Леонардо писал с флорентийской аристократки Лизы Герардини, супруги богатого купца Франческо Дель Джоконде

Именно он заказал портрет молодой беременной жены - на момент создания полотна в 1503 году женщине было 25 лет.

Три года назад группа ученых во главе с Винчети обнаружила в архиве Флоренции бесценные документы: записи о захоронениях в середине XVI века в монастыре Святой Урсулы. Среди нашедших в женской обители свой покой была и Лиза Герардини. Оставшись вдовой, она отправилась в монастырь. Однако вопреки расхожему мнению сама Лиза Герардини не была монахиней. Последние годы жизни она провела под присмотром дочери-монахини в обители, которая, как многие тогда, служила своего рода пансионом для вдов богатых аристократов или купцов. К тому же монастырь славился пилюлями святой Урсулы, то есть монахини занимались лечением травами.

Доподлинно известно, что Герардини не лежит в семейной усыпальнице Дель Джоконде Их дочь, следуя францисканскому правилу "простота, достоинство, бедность: мы пришли в этот мир ни с чем и ни с чем вернемся к создателю", - похоронила ее без почестей, несмотря на то что мать происходила из богатой семьи. Все эти по крупицам собранные свидетельства указывают, что останки Герардини нужно искать в монастыре.

Однако задача эта не из простых. В заброшенном с середины прошлого века здании с трудом узнается монастырь, история которого восходит к XII веку. Первоначально он принадлежал бенедиктинцам, потом, с середины XV века, перешел к францисканцам. С начала XIX века в монастырских помещениях располагалась табачная фабрика, а во время Второй мировой войны здание стало прибежищем для бездомных. К счастью, подземная часть церкви и фундамент оказались не тронуты и все захоронения, начиная с XVI века, сохранились. Но в похоронных документах конца XVI - начала XVII века отсутствует период с 1530 по 1560 год, когда и умерла Лиза Герардини.

Перед началом раскопок ученые провели тщательное исследование с помощью специального георадара, просветив пол на 2,5-3 метра вглубь и определив места погребений. Однако после вскрытия поверхности оказалось, что некоторые захоронения пустые: в XVII веке в монастыре был пожар, и могилы были перенесены. Куда - неизвестно, был ли среди останков и прах Герардини - тоже.

Несмотря на все трудности, ученые, работающие исключительно на добровольной основе, не теряют надежду. В их распоряжении уже солидный набор костей, от маленьких фрагментов до целого скелета и один череп. Но это только начало. Все добытые костные экземпляры должны будут пройти тройной анализ на определение возраста и половой принадлежности, случае совпадения женских останков с периодом захоронения (1563) они будут подвергнуты сложному исследованию по идентификации путем сличения ДНК. Достоверно известно место захоронений детей Лизы Герардини, их ДНК и послужит контрольным образцом.

Но для восстановления облика женщины идеальным, по утверждению Винчети, было бы обнаружение ее черепа. Тогда с помощью новейших технологий можно будет полностью воссоздать внешность Лизы Герардини и, соответственно, сравнить с портретом.

Сам Винчети уверен, что особенного сходства не будет. Тот же Вазари писал, что Лиза была меланхолична и никогда не улыбалась. Откуда же тогда знаменитая улыбка Джоконды?!

С одной стороны, Вазари, который во второй редакции своих "Жизнеописаний некоторых великих живописцев, ваятелей и зодчих" многое изменил, не тронул историю о создании портрета Моны Лизы. С другой - его версия неоднократно подвергалась сомнению уже современными исследователями. Так, пейзаж, которым Леонардо сопровождал все свои портреты (этому потом подражал и Рафаэль), соответствует окрестностям городка Боббио на севере Италии, а вовсе не изображает тосканские холмы в районе Флоренции. Исходя из этого, в модели художника записывали Бьянку Джованну Сфорца, дочь миланского герцога, одного из заказчиков да Винчи. Джокондой называют и Изабеллу Арагонскую.

В свое время сенсацию в научном мире произвело предположение, что шедевр Леонардо - портрет не женщины, а мужчины: либо автопортрет самого да Винчи, либо портрет Джан Джакомо Капротти, с 1490 по 1510 год работавшего у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужившего прозвище "дьяволенок".
 

В свое время сенсацию в научном мире произвело предположение, что шедевр Леонардо - портрет не женщины, а мужчины: либо автопортрет самого да Винчи

И не только за проделки, но и за соблазнительную, искушающую улыбку.

Код да Винчи

Винчети обнаружил собственный "код да Винчи". Он-то и натолкнул его на мысль начать поиски останков предполагаемой модели Леонардо. В зрачках Джоконды он рассмотрел шифр - латинские буквы I. и Б или цифры 72, которые получают философскую интерпретацию через иудейско-каббалистическую, христианскую, гуманистическую, тамплиерскую символику.

Во-первых, пояснил мне Винчети, Бог в Каббале имеет 72 имени, тогда как числа 7 и 2 в Новом Завете относят к Апокалипсису Иоанна Богослова, который описывает конец света и предсказывает спасение мудрецам и избранным - "иллюминатам". Тамплиеры, во многом опиравшиеся на каббалистику, руководствовались 72 правилами.

Опять же согласно каббалистической символике каждое число имеет свое значение. Так, 2 - это двойственность, дуализм, что в случае с Джокондой может означать гармонию между мужским и женским началом. Тогда как 7 - это история создания мира Богом. В христианстве число 7 связано с количеством таинств. Семьдесят два фигурирует и в другой знаменитой работе Леонардо да Винчи - фреске "Тайная вечеря". А портрет Моны Лизы художник так никогда и не отдал предполагаемому заказчику. Он возил его, долго незаконченным, с собой до самой смерти.

"Леонардо не был портретистом. Да Винчи не писал просто людей, он изображал Вселенную, мироздание через отображение внутреннего мира, души человека. В этом и есть его гений. Мона Лиза - это духовное завещание, послание миру Леонардо", - убежден Винчети, который настаивает, что каждое исследование должно опираться на четкие и неопровержимые даты и документы, чтобы избежать фантазийных версий.

Еще одна благородная цель его работы - вернуть интерес к исследовательской деятельности.

Проект "Мона Лиза"

Серьезные ученые относятся с некоторым снобизмом и пренебрежением к изысканиям Сильвано Винчети... бывшего радиоактера. На государственном радио он читал исторические детективы. В 2002 году Винчети готовил в родном городке Скандьяно, в северной области Эмилия-Романья, радиоспектакль об итальянском поэте, философе, писателе XV века Маттео Марии Бойардо, своем земляке. Случайное знакомство с одним местным историком стало поворотным для Винчети. Тот поделился с актером своими изысканиями места захоронения великого земляка. Винчети, испытывавший страсть к тайнам прошлого, занялся поисками. Так началась история Комитета по оценке культурного наследия, который почти за 10 лет накопил богатый опыт поиска костей.

Следующим в списке Винчети стал тосканский поэт, гуманист Петрарка. Вскрыв его могилу, историк-любитель обнаружил, что в гробу вместо мужского черепа находится женский. Были предположения, что череп Петрарки выкрал один священник, почитатель таланта поэта. Раскопав кости Данте Алигьери и подвергнув тщательному анализу череп автора "Божественной комедии", кружок "друзей Винчети" выяснил, что основатель итальянского литературного языка выглядит несколько иначе, чем его общепринятое изображение, в том числе на фреске "Страшного суда" Микеланджело в Сикстинской капелле.

Винчети и комитет занимались поиском убийц флорентийского философа и гуманиста XV века Пико делла Мирандола, который был отравлен.

Наконец, самое громкое предприятие комитета, благодаря которому он получил известность, - это поиски захоронения Караваджо, умершего на пустынном тосканском пляже в 1610 году. К 400-летию смерти художника Винчети представил доподлинные его останки, обнаруженные в общей могиле в городке Порто Эрколе.

Сильвано Винчети удалось привлечь внимание к своей деятельности и собрать профессиональную команду из антропологов, археологов, генетиков. В проекте "Мона Лиза" задействованы специалисты Болонского университета, одного из старейших в Европе, а также научные институты Апулии. В комитет входят уважаемые общественные деятели и даже представители Ватикана. Деятельность Винчети, настоящего энтузиаста, историка-любителя, писателя, романтика и идеалиста, без "копейки в кармане", как он говорит сам о себе, нашла поддержку со стороны властей.

Непосредственные раскопки финансируются за счет казны, а сам Винчети выступает в качестве консультанта министерства туризма Италии. Не говоря уже о том, что деятельностью комитета активно интересуются СМИ Италии и других стран.

У Винчети уже есть длинный список тех знаменитых исторических персонажей, могилы которых он будет раскапывать. Во-первых, он намерен довести до конца эксгумацию итальянского поэта-романтика начала XIX века Джакомо Леопарди. Родственники, а также власти Неаполя, где Леопарди похоронен, воспрепятствовали открытию могилы, хотя Винчети, опираясь на документы, не сомневается, что поэт похоронен вовсе не там, где считается.

По просьбе доминиканского ордена комитет намерен достать кости похороненного в Болонье святого Доминика также на предмет сличения внешности с иконографическим изображением.

На примете еще три-четыре персонажа, все великие итальянцы. Но кто именно, Винчети мне уже не рассказал.

Зато он объявил о новой амбициозной цели комитета - добиться, чтобы Лувр привез Джоконду на выставку во Флоренцию. При поддержке асессора по культуре Флоренции знаменитой примы-балерины Карлы Фраччи комитет намерен собрать 100 тысяч подписей в поддержку кампании. Портрет Моны Лизы, который сам Леонардо оставил во Франции королю Франциску I, побывал на родине почти 100 лет назад.
 

Портрет Моны Лизы, который сам Леонардо оставил во Франции королю Франциску I, побывал на родине почти 100 лет назад

В 1911 году он был украден из Лувра и спустя два года обнаружен во Флоренции. После краткого показа в Галерее Уффици Джоконду вернули в Париж, который теперь ни под каким предлогом не соглашается вывозить бесценное полотно.

Русский след

В потомках Лизы Герардини течет и русская кровь. Речь идет о молодых сестрах Наталье и Ирине Строцци-Гуиччардини, представительницах древней флорентийской аристократической семьи, одна из ветвей которой пересекается с Герардини Дель Джоконде Мать сестер - дочь русских иммигрантов, меценатка и энтузиаст продвижения российского искусства в Италии Ирина Строцци. Во Флоренции сохранились дворцы, некогда принадлежавшие семье. Наталья и Ирина прекрасно говорят по-русски, хорошо знают русскую культуру: литературу, музыку, балет. В себе они сходства с Джокондой не находят, но говорят, что в улыбке их отца есть что-то от увековеченной Леонардо дальней родственницы.

Нажмите на фотографии для увеличения: